Дело № 2-1663/15г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2015 года г. Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Тотмяниной М.В.,
с участием истца Василенко С.В.,
представителя ответчика Жовнера М.А.,
при секретаре Пожидаевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василенко ФИО5 к открытому акционерному обществу «Буреягэсстрой» о взыскании сохраняемого среднего месячного заработка в связи с сокращением штата, процентов за задержку его выплаты, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Василенко С.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ОАО «Буреягэсстрой» был заключен трудовой договор №, согласно которому он принят на работу в филиал ОАО «Буреягэсстрой» СУ «СЕВЕРНОЕ» в аппарат управления по профессии заместитель директора по безопасности, ГО и ЧС (в г.Тында).
ДД.ММ.ГГГГ он был уволен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - по сокращению численности или штата сотрудников.
В установленный законом месячный срок после увольнения он обратился в Государственное казенное учреждение Амурской области «Центр занятости населения города Тынды», где с ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве безработного и не трудоустроен.
Решением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлен размер его среднедневного заработка в сумме <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ 21 рабочий день, следовательно средний месячный заработок равен <данные изъяты> <данные изъяты>. Учитывая перечисленные ему денежные средства, разница в заработке составила <данные изъяты>.
Просил суд взыскать с ответчика в его пользу заработную плату за четвертый месяц в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда ФИО6, денежную компенсацию за задержку выплат с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>
Истец в судебном заседании исковые требования, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Суду пояснил, что в марте месяце по производственному календарю 21 рабочий день, поэтому сумма к выплате должна быть за 21 день в сумме <данные изъяты>. Он сделал расчет подобно расчету ответчика за январь месяц. За январь ему была выплачена заработная плата в размере <данные изъяты> исходя из 15 рабочих дней, по производственному календарю в январе 2015 года 15 рабочих дней.
Представитель ответчика Жовнер М.А. просил исковые требования за задержку выплаты в размере <данные изъяты> удовлетворить, в удовлетворении остальных исковых требований Василенко С.В. отказать. Суду пояснил, что в силу ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации днем прекращения трудового договора во всей случаях является последний день работы работника. Следовательно, период расчетов после увольнения со дня следующего за днем увольнения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому количество дней, в период с 25 ДД.ММ.ГГГГ, подлежащих оплате составляет <данные изъяты>. Ввиду того, что расчетные счета были арестованы, то оплата произведена истцу только ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
Ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации предписывает, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Судом установлено, что Василенко С.В. состоял в трудовых отношениях с ОАО «Буреягэсстрой» СУ «СЕВЕРНОЕ» с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, ГО и ЧС (в г.Тында).
ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения с ним прекращены на основании п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением численности или штата работников).
В связи с увольнением истец обратился в государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения г. Тында, где был постановлен на учет в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку до настоящего времени истец не трудоустроился, он обратился к работодателю, направив ДД.ММ.ГГГГ заверенную копию трудовой книжки, решение ЦЗН г. Тында № от ДД.ММ.ГГГГ, для выплаты пособия по сокращению за четвертый месяц после увольнения, по средствам почтовой связи.
В судебном заседании установлено, что платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ направлена истцу денежная сумма в размере <данные изъяты> за четвертый месяц, однако указанная сумма из-за ареста счетов получено истцом только ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается сторонами.
Согласно п. 1, 6 ч. 2 ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, трудовыми договорами.
Главами 23 и 27 раздела VII Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены соответственно общие положения гарантий и компенсаций, также гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.
В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации установлены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно статье 318 Трудового кодекса Российской Федерации работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 названного Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 того же Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а в исключительных случаях - по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, - и в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения; указанные денежные выплаты производятся работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
Тем самым изложенной нормой статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом ограниченных возможностей трудоустройства в этих районах и местностях по сравнению с иными территориями страны гарантирован более длительный максимальный период сохранения среднего месячного заработка на время поиска работы.
Следовательно, ст. 318 Трудового кодекса Российской Федерации установлены повышенные гарантии работникам, осуществлявшим работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, связанные с расторжением трудового договора.
Условия о повышенных гарантиях при увольнении по основаниям сокращения численности или штата работников организации, предусмотренные положениями Трудового кодекса Российской Федерации должны соблюдаться работодателем, поскольку иное свидетельствовало бы о нарушении прав работника как более слабой стороны в трудовых отношениях.
Согласно расчету, составленному ответчиком исходя из 19 рабочих дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежащем оплате и размере среднего дневного заработка Василенко С.В., который суд признает обоснованным, сумма сохраняемого среднего заработка за четвертый месяц составляет <данные изъяты>.
Доводы истца о том, что при расчете за ДД.ММ.ГГГГ необходимо брать количество дней с 01 числа по 31 число, исходя из производственного календаря – 21 рабочий день, не могут быть приняты судом, поскольку основаны на неправильном толковании закона. Выплата сохраняемого среднего заработка за второй месяц с момента увольнения рассчитан ответчиком исходя из периода с ДД.ММ.ГГГГ (5 рабочих дней) по ДД.ММ.ГГГГ (10 рабочих дней) в количестве 15 рабочих дней, довод истца о том, что выплата за второй месяц ответчиком рассчитана с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 15 дней, не состоятелен.
В силу ч. 3 ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника.
Таким образом, период расчетов после увольнения истца начинается со дня следующего за днем увольнения, т.е. с 25 числа предыдущего месяца по 24 число текущего месяца.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании сохраняемого средне месячного заработка в размере <данные изъяты>
Истцом заявлены требования о взыскании денежной компенсации в порядке ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации за задержку выплаты.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2010 N 22, при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 ТК РФ суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В соответствии с Указаниями Банка России №-У от 13 сентября 2012 года с 14 сентября 2012 года ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25 процентов годовых и более не менялась.
Согласно расчету, составленному ответчиком исходя из количества дней задержки выплаты, сумме подлежащей оплате Василенко С.В., который суд признает обоснованным, сумма за задержку выплаты заработной платы составила <данные изъяты>.
Представленный истцом расчёт процентов за задержку выплат проверен судом, однако не принимается во внимание в связи с тем, что неправильно определен период задержки невыплаты денежной суммы, неверно определен размер долга.
Поскольку доказательств о своевременной выплаты заработной платы ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для взыскания компенсации за нарушение сроков в сумме <данные изъяты>.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу п. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть, представлены сторонами.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда суд приходит к следующему.
В силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса Российской Федерации суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например при задержке выплаты заработной платы).
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку судом установлено нарушением работодателем трудовых прав работника, в силу указанных выше положений трудового законодательства этого факта достаточно для взыскания компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда судом учитываются конкретные обстоятельства дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Василенко С.В. просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, ссылаясь на то, что работодатель своими незаконными действиями причинил ему нравственные страдания.
С учетом конкретных обстоятельств дела, степени вины работодателя, поведении и личности истца, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, суд полагает, что размер заявленных требований о компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> является соразмерным причиненным страданиям.
В силу части 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку истец в силу ст.333.36 ч.1 п.1 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, на основании ч.1 ст.103 Гражданского госпошлина подлежит взысканию с ответчика в сумме <данные изъяты>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Василенко ФИО7 к открытому акционерному обществу «Буреягэсстрой» о взыскании сохраняемого среднего месячного заработка в связи с сокращением штата, процентов за задержку его выплаты, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества «Буреягэсстрой» в пользу Василенко ФИО8 проценты за задержку выплат в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества «Буреягэсстрой» в доход муниципального образования г. Тынды государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Тындинского
районного суда подпись М.В. Тотмянина
Решение в окончательной форме принято 10 августа 2015 года.