Решение по делу № 2-907/2019 от 18.02.2019

Дело № 2-907/2019

24RS0035-01-2019-000524-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2019 года                                 г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Патова С.М.

при секретаре Герлиц М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Пайгетовой Ю.А. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Пайгетовой Ю.А. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» (далее КГБУЗ «Минусинская МБ», ответчик) с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Требования мотивированы тем, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности <данные изъяты>. Часть 3 ст.133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. составляет 11 163 рубля. В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Территория г. Минусинска и Минусинского района относится к местностям, где начисляется районный коэффициент 1,30 (Постановление администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П) и соответственно северная надбавка 30 % (приказ Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 № 2). С учетом коэффициентов, действующих на территории г. Минусинска и Минусинского района Красноярского края, с 01.01.2018 г. минимальная заработная плата равна 15 182 рубля 40 копеек (9 489 * 30% * 30%), с 01.05.2018 г. минимальная заработная плата равна 17 860 рублей 80 копеек (11 163 * 30% * 30%). Работодателем заработная плата в 2018 году начислялась с нарушением требований ТК РФ. В связи с этим просит взыскать с КГБУЗ «Минусинская МБ» в пользу Пайгетовой Ю.А. задолженность по заработной плате за период с февраля 2018 года по август 2018 год в сумме 29 832 рубля 43 копейки (л.д. 3-4).

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Солтукаева А.В. поддержала исковые требования, мотивируя изложенным.

Материальный истец Пайгетова Ю.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 52), суду представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.25).

Представитель ответчика КГБУЗ «Минусинская МБ» Рыльцина О.В., действующая на основании доверенности (л.д. 50), в судебном заседании и в своем отзыве на исковое заявление (л.д.26), с исковыми требованиями не согласилась, указав, что действия ответчика по начислению и выплате заработной платы основаны на действующих правовых актах и существующей в соответствующий период судебной практики. Заработная плата работника КГБУЗ «Минусинская МБ» в соответствии со ст.136 ТК РФ, п.7.4 Коллективного договора на 2015-2018 г.г. КГБУЗ «Минусинская МБ» выплачивается 10 и 25 числа каждого месяца. При расчете заработной платы учреждение руководствовалось трехсторонним региональным соглашением от 23.12.2016 г., письмами министерства здравоохранения Красноярского края за исх. № 71/18-18-2019 от 12.01.2017 г., № 71/18-18/3379 от 27.12.2017 г., № 71/18-18 от 14.03.2018 г., ст.4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», которым установлен размер минимальной заработной платы работникам краевых государственных учреждений здравоохранения. В соответствии с ч.2 ст.4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты размеры заработной платы составляют 11 016 рублей - для южных территорий края. Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Размеры заработной платы для расчета региональной выплаты включают в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. На сегодняшний день учреждение не располагает нормативным правовым актом, позволяющим устанавливать иной способ расчета заработной платы работникам КГБУЗ «Минусинская МБ». Финансирование учреждения осуществляется в пределах минимальной заработной платы, установленной Законом Красноярского края Федеральным законом от 07.03.2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» МРОТ с 1 мая 2018 года установлен в размере 11 163 рубля. В связи с этим просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, в протокольной форме определил, рассмотреть дело в отсутствие материального истца, поскольку ее неявка не препятствует рассмотрению дела.

Выслушав помощника прокурора Солтукаеву А.В., представителя ответчика Рыльцину О.В, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном сумме.

При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном сумме по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).

Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в сумме менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в сумме не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с ДД.ММ.ГГГГ размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в сумме - 1,30.

На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в сумме - 1,30, применяется и на территории Минусинского района, относящегося к южным районам Красноярского края.

На основании Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 г. составляет 7 500 рублей в месяц, с 01.07.2017 г. составляет 7 800 рублей в месяц, с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. составляет 11 163 рубля, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%. Таким образом, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с 01.07.2016 г. Пайгетова Ю.А. должна была получать заработную плату в месяц не менее 12 000 рублей, с 01.07.2017 г. - не менее 12 480 рублей, с 01.01.2018 г. - не менее 15 182 рубля 40 копеек, с 01.05.2018 г. - не менее 17 860 рублей 80 копеек.

Как следует из материалов дела материальный истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, Пайгетова Ю.А. с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты> (л.д. 16-21, 56-61).

Согласно производственному календарю, нормальная продолжительность рабочих часов составляет: в феврале 2018 года – 151 час, в марте 2018 года – 159 часов, в апреле 2018 года – 167 часов, в мае 2018 года – 159 часов, в июне 2018 года – 159 часов, в июле 2018 года – 176 часов, в августе 2018 года – 184 часов.

Из расчетных листков Пайгетовой Ю.А. следует, что заработная плата ей выплачивалась ежемесячно в следующих суммах: в феврале 2018 года в сумме 1 750 рублей 89 копеек, в марте-апреле 2018 года в сумме по 11 016 рублей, в мае 2018 года в сумме 9 807 рублей 42 копейки (из которых 2 906 рублей 64 копейки оплата больничных за период с 14.05.2018 г. по 24.05.2018 г., 792 рубля 72 копейки оплата больничных за период с 11.05.2018 г. по 13.05.2018 г., следовательно, заработная плата за май 2018 года начислена в сумме 6 108 рублей 06 копеек), в июне 2018 года в сумме 6 669 рублей 72 копейки, в июле 2018 года в сумме 14 090 рублей 71 копейка (из которых 2 906 рублей 64 копейки оплата больничных за период с 20.07.2018 г. по 30.07.2018 г., 528 рублей 48 копеек оплата больничных за период с 01.07.2018 г. по 02.07.2018 г., следовательно, заработная плата за июль 2018 года начислена в сумме 10 655 рублей 59 копеек), в августе 2018 года в сумме 11 163 рубля (л.д. 6-14, 28-34).

При этом, суд находит не верными представленные сторонами в дело расчеты задолженности по заработной плате и представляет следующий расчет.

Так, в феврале 2018 года при норме 151 рабочих часов Пайгетовой Ю.А. отработано 24 часа, ей начислена заработная плата в сумме 1 750 рублей 89 копеек (л.д. 6, 34), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 15 182 рубля 40 копеек, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в размере 662 рубля 21 копейка ((15 182,40 : 151 х 24) = 2 413,10 – 1 750,89);

в марте-апреле 2018 года с учетом выполнения нормы рабочего времени, Пайгетовой Ю.А. начислена заработная плата в сумме 11 016 рублей за каждый месяц (л.д. 6, 7, 32, 33), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению в каждом месяце заработная плата в сумме не менее 15 182 рубля 40 копеек, соответственно, работодателем недоначислено в каждом месяце 4 166 рублей 40 копеек (15 182,40 – 11 016), а следовательно за данный период недоначислена заработная плата в сумме 8 332 рубля 80 копеек (4 166,40 х 2);

в мае 2018 года при норме 159 рабочих часов Пайгетовой Ю.А. отработано 87 часов, ей начислена заработная плата в сумме 6 108 рублей 06 копеек (л.д. 8, 31), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в размере 3 664 рубля 83 копейки ((17 860,80 : 159 х 87) = 9 772,89 – 6 108,06);

в июне 2018 года при норме 159 рабочих часов Пайгетовой Ю.А. отработано 95 часов, ей начислена заработная плата в сумме 6 669 рублей 72 копейки (л.д. 9, 30), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в размере 4 001 рубль 83 копейки ((17 860,80 : 159 х 95) = 10 671,55 – 6 669,72);

в июле 2018 года при норме 176 рабочих часов Пайгетовой Ю.А. отработано 168 часов, ей начислена заработная плата в сумме 10 655 рублей 59 копеек (л.д. 10, 29), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в размере 6 393 рубля 36 копеек ((17 860,80 : 176 х 168) = 17 048,95 – 10 655,59);

в августе 2018 года с учетом выполнения нормы рабочего времени, Пайгетовой Ю.А. начислена заработная плата в сумме 11 163 рубля (л.д. 1, 28), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, работодателем недоначислено 6 697 рублей 80 копеек (17 860,80 – 11 163).

Таким образом, с ответчика в пользу Пайгетовой Ю.А. подлежит взысканию заработная плата за период с февраля 2018 года по август 2018 год включительно в сумме 29 752 рубля 83 копейки (662,21 + 8 332,80 + 3 664,83 + 4 001,83 + 6 393,36 + 6 697,80).

Довод представителя ответчика в отзыве на исковое заявление о том, что действия ответчика по начислению и выплате заработной платы основаны на действующих правовых актах и существующей в соответствующий период судебной практики, суд находит несостоятельным, основанном на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход муниципального образования город Минусинск подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 092 рубля 58 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Пайгетовой Ю.А. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Пайгетовой Ю.А. с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» задолженность по заработной плате в сумме 29 752 рубля 83 копейки, в удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета (муниципального образования город Минусинск) в сумме 1 092 рубля 58 копеек.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-907/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Минусинский межрайонный прокурор
Пайгетова Юлия Анатольевна
Ответчики
КГБУЗ "Минусинская межрайонная больница"
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Дело на сайте суда
minusa.krk.sudrf.ru
21.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2020Передача материалов судье
21.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2020Подготовка дела (собеседование)
21.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее