УИД: №
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <адрес>
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Ерчина Ю.Н.,
при секретаре Решетиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Напалковой И.Н. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об оспаривании постановления и возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья для улучшения жилищных условий,
установил:
Напалковой И.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об оспаривании постановления администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № и возложении обязанности поставить на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья для улучшения жилищных условий с составом семьи один человек, по категории «граждане, проживающие и работающие в сельской местности» с момента обращения.
Исковое требование Напалковой И.Н. мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию МР «Усть-Куломский» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» составом семьи один человек по категории: «граждане, проживающие и работающие в сельской местности». Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в постановке на учет в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Не соглашаясь с постановлением Напалкова И.Н. указала, что она имеет регистрацию по адресу: <адрес>, однако квартира принадлежит её матери. Она с сожителем проживает на съёмной квартире по адресу: <адрес>. Нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма на территории Усть-Куломского района не является. Своего жилого помещения в собственности не имеет. Ранее государственной поддержкой за счет средств федерального, регионального, местного бюджетов на приобретение (строительство) жилья не пользовалась.
Стороны гражданского дела в судебном заседании участия не приняли, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В представленных письменных возражениях ответчика АМР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что ДД.ММ.ГГГГ Напалкова И.Н., зарегистрированная по адресу: <адрес> обратилась в адрес администрации МР «Усть-Куломский» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории: «гражданин, проживающий и работающий в сельской местности», составом семьи один человек. Согласно данным администрации СП «Кебанъель» в жилом помещении, по адресу: <адрес>, состоящей из 3-х комнат, общей площадью 65,6 кв.м., в том числе жилой - 41 кв.м. - зарегистрированы и проживают 2 человека: Напалкова И.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и её мать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Собственником квартиры является ФИО1 Таким образом, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи заявителя составляет более учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в сельском поселении «Кебанъель», установленной решением Совета сельского поселения «Кебанъель» от ДД.ММ.ГГГГ № (12 кв.м.) - 65,6 кв.м. : 2 чел. = 32,8 кв.м. Напалкова И.Н. является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № Напалковой И.Н. отказано в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Свидетель ФИО1 пояснила, что она покупала в ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи в собственность квартиру, в которой имеет регистрацию места своего жительства. Договор по настоящее время никем не оспаривался. Вместе с тем свое право зарегистрировать по настоящее время она не смогла, квартира по настоящее время числится в муниципальной собственности Министерства жилья Республики Коми. Договор найма жилого помещения не оформлялся, счета на оплату за жилое помещение ей не предъявляют, она оплачивает только коммунальные расходы. За время проживания все ремонты жилого помещения проводила за свой счет. С ДД.ММ.ГГГГ её дочь Напалковой И.Н. совместно с ней в квартире не проживает, совместного имущества в пользовании они не имеют, она не считает дочь членом своей семьи. Дочь самостоятельно проживает в <адрес> и сожительствует с ФИО2 Регистрацию своего места жительства дочь сохраняет у неё в квартире по причине отсутствия своего жилого помещения.
Свидетель ФИО2 пояснил, что он после службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ стал проживать совместно с Напалковой И.Н., сначала она снимала квартиру по <адрес>, а затем с ДД.ММ.ГГГГ они стали проживать с ней по <адрес>. Мать истца ФИО1 проживает отдельно и в состав семьи истца она не входит.
Определив возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (далее – Закон № 30-РЗ) определена категория граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет и в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.
Статьей 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" предусмотрено, что право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют следующие категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, в том числе граждане, проживающие и осуществляющие трудовую деятельность в сельской местности.
Пунктом 1 части 3 статьи 2 Закона № 30-РЗ установлено, что имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 4 статьи 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями, в частности, по приему и проверке документов, постановке на учет граждан Российской Федерации, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Напалковой И.Н. обратилась в администрацию МР «Усть-Куломский» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30- РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории: «гражданин, проживающий и работающий в сельской местности», составом семьи один человек.
Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № Напалковой И.Н. отказано в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в связи с тем, что представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
При этом в уведомлении об отказе в постановке на учет указано, что Напалкова И.Н. зарегистрирована по адресу: <адрес>, состоящей из 3-х комнат, общей площадью 65,6 кв.м., в том числе жилой - 41 кв.м. Собственником квартиры является мать истца - ФИО1 Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи заявителя составляет более учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в сельском поселении «Кебанъель», установленной решением Совета сельского поселения «Кебанъель» от ДД.ММ.ГГГГ № (12 кв.м.) - 32,8 кв.м.
Данные о регистрации истца Напалковой И.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время подтверждается данными адресно-справочной картотеки миграционного пункта ОМВД России по Усть-Куломскому району от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности Республики Коми и находится в оперативным управлении с ДД.ММ.ГГГГ в Государственном учреждении Республики Коми «Усть-Куломское лесничество».
На основании приказа ФГУ Усть-Куломский лесхоз от ДД.ММ.ГГГГ № и договора от ДД.ММ.ГГГГ № жилая квартира, состоящая из 3-х комнат, общей площадью 65,6 кв.м., в том числе жилой - 41 кв.м. по адресу: <адрес> передана в собственность ФИО1. Указанный приказ и договор о передачи в собственность по настоящее время не оспорены и не отменены.
Решением Совета сельского поселения «Кебанъель» от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма для постановки на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 квадратных метров на каждого члена семьи.
По данным администрации сельского поселения «Кебанъель» от ДД.ММ.ГГГГ № Напалкова И.Н. и ФИО1 не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на территории сельского поселения «Кебанъель».
В уведомлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что информация о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости на Напалковой И.Н. отсутствует.
Пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона Республики Коми N 30-Р3 "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Коми N 30-Р3 "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, в исключительных случаях иные лица признаются членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 11 постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" разъяснил, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона РФ 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец Напалкова И.Н. фактически проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> совместно со своим сожителем ФИО2 По месту своей регистрации жительства в <адрес> истец не проживает длительное время и не использует жилое помещение в своих интересах. Договор найма с истцом не заключался. Переход права собственности на жилое помещение, расположенное в <адрес> согласно договорным отношениям ФИО1 не завершила. Указанные обстоятельства подлежат учету в разрешении рассматриваемого правоотношения. Поскольку истец не является членом семьи ФИО1, следовательно, сам факт регистрации истца в рассматриваемом жилом помещении не может служить основанием для ограничения прав и свобод Напалковой И.Н., включая и право быть, в данном случае, включенной в список граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
К судебным расходам по настоящему делу относится оплата государственной пошлины истцом при подаче иска в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░ № «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 5 ░░░░░░ 2005 ░. N 30-░░ "░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░".
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ – ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ - ░.░. ░░░░░