№ 5-58/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург 23 мая 2011 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Четкин А.В., на основании статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», юридический адрес: <...>
У С Т А Н О В И Л:
В Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга для рассмотрения поступили материалы дела об административном правонарушении с протоколом об административном правонарушении № 51 от 22.04.2011 года, оформленным главным специалистом-экспертом Свердловского Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту Величко И.В. в отношении ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК»). Из содержания протокола следует, что в связи с поступившей жалобой граждан, в ходе санитарно-гигиенического обследования 07.04.2011 года в период с 12:00 до 12:40 по адресу: ***, платформа № *** первый путь в вагоне № ***, находящемся в распоряжении вагонного участка Тюменского структурного подразделения Уральского филиала ОАО «ФПК», обнаружены нарушения санитарного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Действия ОАО «Федеральная пассажирская компания» квалифицированы должностным лицом по части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, в представленном виде данное дело об административном правонарушении рассмотрено быть не может. Вышеуказанный протокол следует возвратить в орган, его составивший, в связи с неправильным оформлением, а также для восполнения неполноты представленных материалов, которая не может быть устранена в судебном заседании.
В соответствии со статьей 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители, к которым относятся руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Согласно части 3 вышеуказанной статьи дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя. В отсутствии законного представителя дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем извещении данного лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от того не поступало ходатайства об отложении рассмотрения дела.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении. Должностное лицо при составлении протокола обязано известить законного представителя юридического лица о времени и месте его составления. По смыслу закона данное извещение должно быть своевременным. Однако, при оформлении имеющегося в деле протокола должностным лицом Роспотребнадзора данные требования нарушены. Так, к материалам приложена лишь информация о направлении факсом уведомления от 19.04.2011 года, отправленного 20.04.2011 в 15:09 в юридический адрес ОАО «ФПК» (г.Москва) с необходимостью явиться законному представителю данного предприятия для составления протокола в отдел Управления Роспотребнадзора, расположенный в г.Тюмень 22.04.2011 к 11:00.
Кроме того, исходя из протокола, факт совершения правонарушения зафиксирован в отношении Уральского филиала ОАО «ФПК». В силу действующего законодательства руководитель филиала может участвовать в составлении протокола об административном правонарушении при наличии у него соответствующих полномочий, выраженных в положении о филиале и общей доверенности, выданной ему юридическим лицом.
В деле об административном правонарушении отсутствуют какие-либо сведения о направлении извещения о составлении протокола об административном правонарушении в адрес руководителя филиала.
Данное нарушение при составлении протокола об административном правонарушении является существенным, поскольку нарушает право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на защиту, и не может быть устранено в судебном заседании.
Также, к представленным в суд материалам не приобщены правоустанавливающие документы юридического лица (свидетельство о регистрации, уставные документы), т.е. отсутствуют надлежащие сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Кроме того, санкция части 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, в том числе, предусматривает наказание в виде административного штрафа. В силу части 1.1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. В нарушение требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей указание в протоколе иных сведений, необходимых для разрешения дела, суду не представлены реквизиты получателя штрафа.
Само определение о передаче дела об административном правонарушении по подведомственности в суд от 28.04.2011 года, вынесенное начальником Свердловского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, также содержит недостатки. Так, из указанного определения следует, что ОАО «Федеральная пассажирская компания» инкриминировано правонарушение, предусмотренное статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Помимо этого, согласно общих положений части 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В силу части 2 настоящей статьи дело, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Из представленных материалов, в том числе, протокола об административном правонарушении (л.д. 2-3), следует, что место совершения правонарушения расположено по адресу: ***; место нахождения органа, производившего административное расследование- ***. Именно о явке по указанному адресу направлялось уведомление законному представителю юридического лица (л.д. 5).
Таким образом, после устранения выявленных недостатков должностному лицу следует надлежащим образом разрешить вопрос с территориальной подсудностью настоящего дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении и другие материалы дела возвращаются в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае неправильного составления протокола, либо в случае неполноты представленных материалов, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол об административном правонарушении № 51 от 22.04.2011 года и материалы дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Федеральная пассажирская компания» (Уральского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания») в Свердловский территориальный отдел Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту для устранения недостатков.
Судья А.В. Чёткин