Гражданское дело № 2-101/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 марта 2018 года                                                                         ст. Зеленчукская, КЧР

Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Борлаковой Ф.Л.,

при секретаре судебного заседания Аджиевой З.Х.,

с участием: представителя истца – помощника прокурора Кардоникского района КЧР Казиева К.Х.,

представителей ответчика администрации Кардоникского сельского поселения КЧР Баганцова А.Н. и Шхагошевой З.У., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Газпром газораспределение Черкесск» Ханфеновой С.У., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кардоникского сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики об обязании ответчика обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода,

установил:

Прокурор <адрес> Карачаево-Черкесской Республики обратился в Зеленчукский районный суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать администрацию Кардоникского сельского поселения обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода, проходящего по следующим адресам:

- газопровод к ШРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к ШРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к ШРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к ШРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к ШРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к детскому саду по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> к ГРП протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> от ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> от ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> ж/д № протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> ж/д , протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> к ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> к ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> к ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод от АГРС до ГГРП, <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод от АГРС до ГГРП, <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод от ГГРП до ГРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод от ГГРП до ГРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод от ГГРП до ГРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод от ГГРП до ГРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к котельной СШ <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к котельной СШ <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> к ж/<адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

- газопровод по <адрес> к ж/<адрес> протяженностью <данные изъяты> м,

а всего общей протяженностью - <данные изъяты> м.

При этом прокурор ссылается на то, что прокуратурой <адрес> Карачаево-Черкесской Республики (далее по тексту КЧР) во исполнение задания прокуратуры Республики о проведении проверки наличия бесхозяйных газовых сетей, соблюдения законодательства в сферах жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов на территории Кардоникского муниципального района проведена проверка.

В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории Кардоникского сельского поселения Кардоникского муниципального района КЧР имеется бесхозяйный и незарегистрированный в установленном законом порядке газопровод протяженностью <данные изъяты> м.

В свою очередь, в соответствии с п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2013 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2013 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу положений ст. 7 Федерального закона от 31 марта 1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-Ф3 установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Пунктами 1, 5 ст. 2 Закона КЧР от 09 ноября 2015 года № 76-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2016 года за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике закрепляются следующие вопросы местного значения: организация в границах поселения электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Пунктом 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 878 установлено, что газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-Ф3 предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться    имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В силу положений ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Вопросы, касающиеся принятия на учёт и снятия с учёта бесхозяйных недвижимых вещей регулирует Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённый Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Согласно пунктам 2, 4, 5, 6 указанного Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется Федеральной регистрационной службой и её территориальными органами на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. На учёт принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225 ГК РФ.

Из данной нормы следует, что орган местного самоуправления при осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения обязан действовать в соответствии с требованиями действующего законодательства. В частности, установив, что на территории поселения находятся бесхозяйные объекты - газопровод, учитывая, что собственник газопровода отсутствует, администрация Кардоникского сельского поселения должна была обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке объекта на учёт в качестве бесхозяйного и по истечении одного года обратиться с заявлением в суд о признании на него права муниципальной собственности.

Исходя из требований ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В соответствии с требованиями, предусмотренными указанным выше законом настоящие газопроводы относятся к опасным производственным объектам.

Согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что именно администрация Кардоникского сельского поселения как орган местного самоуправления сельского поселения обязана обратиться с заявлением о постановке вышеуказанного подземного газопровода, являющегося недвижимой вещью, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Однако администрация Кардоникского сельского поселения до настоящего времени не обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о постановке на учет вышеуказанного газопровода.

Отсутствие собственника у такого объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по газоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния газопровода, несвоевременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранение аварий в процессе эксплуатации, а также не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальной услуги.

Ссылается на ст. 3, ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В судебном заседании помощник прокурора Казиев К.Х. поддержал исковые требования по изложенным основаниям и просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации Кардоникского сельского поселения Баганцов А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что он, как глава администрации Кардоникского сельского поселения, полностью согласен с тем, что трубы есть. Однако он не согласен с тем, что они бесхозные. Газопроводные линии, о которых идет речь в исковом заявлении, сейчас используются. По ним сейчас идет газ. Есть потребители, которые оплачивают этот газ. На каждую газовую линию был определенный заказчик, уличный комитет и районная администрация по нескольким участкам.

Документы со сведениями, кто подписывал акты, есть в газовой службе газовиков. Трубы, указанные в акте и таблице, приложенным к исковому заявлению, проходят на территории администрации Кардоникского сельского поселения. Право собственности на данные трубы ими не установлены. Информации, кому принадлежат данные трубы, у них нет. На балансе данные трубы у них также не стоят.

Представитель ответчика – администрации Кардоникского сельского поселения Шхагошева З.У. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что все имеющиеся на территории сельского поселения газопроводы используются АО «Газпром газораспределение Черкесск», которое оказывает услуги по транспортировке природного газа потребителям, осуществляет техническую эксплуатацию магистрального трубопроводного транспорта, систем газопотребления и газораспределения, осуществляет подключение новых потребителей к газораспределительным сетям, проводит профилактические и по необходимости ремонтные работы.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Однако сеть газораспределения (газопровод), посредством которой подается газ потребителям - жителям ст. Кардоникской, построена в период с 1983-2006 годы на средства граждан - жителей ст. Кардоникская. Представители инициативных групп жителей ст. Кардоникской принимали участие в приемке законченного строительством объекта газораспределительной системы. В таблице, приложенной к исковому заявлению, указаны сведения о дате приемки законченного строительного объекта системы газоснабжения.

Построенный газопровод не передавался на баланс Кардоникского сельского поселения, а финансирование строительства осуществлялось в основном за счет средств жителей Кардоникского сельского поселения. Таким образом, жители ст. Кардоникская фактически осуществляют обязанности собственника, связанные с содержанием газопровода.

Согласно ч. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Так как жители ст. Кардоникской строили газопровод для себя, то право собственности на вновь созданное недвижимое имущество (газопровод) возникло из факта его создания, а не из факта его государственной регистрации.

Регистрация же прав на недвижимость в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 1997 N 122-ФЗ носит заявительный характер. Указанные обстоятельства, по их мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для признания газопроводов, указанных в иске, бесхозяйными. Отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Спорные объекты находятся в открытом и непрерывном владении жителей ст. Кардоникской. Жителям было разрешено строительство именно этих газопроводов за свои средства, они же и принимали работу и ввели их в эксплуатацию. Жители осуществляют в отношении них все правомочия собственника.

Они согласны, что распределительный газопровод относится к опасным производственным объектам. Пункт 5.1.1 Правил Безопасности (ПБ)12-529-03 предписывает владельцам опасных производственных объектов иметь договоры с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств. В соответствии с ПБ 12-529-03 эксплуатационная (газораспределительная) организация газораспределительной сети (ГРО) - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, АО «Газпром газораспределение Черкесск» Ханфенова С.У. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что указанные газовые сети действительно существуют и не имеют собственника. У них на балансе они не состоят.

В письменном отзыве на исковое заявление указала, что объекты газораспределения, указанные в исковом заявлении, на балансе Общества не состоят, в связи с чем каких-либо возражений к заявленным требованиям АО «Газпром газораспределение Черкесск» не имеет. Требования, изложенные в исковом заявлении прокурора Кардоникского района КЧР, Общество поддерживает, считает их законными и обоснованными.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направил отзыв на исковое заявление, в котором просил гражданское дело рассмотреть в отсутствии представителя Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, по существу заявленного искового требования полагался на усмотрение суда. Дополнительно пояснил, что в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 22 июля 2005 года № 71-РЗ «Об управлении государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики», указом главы Карачаево-Черкесской Республики от 02 июня 2015 года № 78 «Об утверждении Положения и структуры Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики» уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики является Минимущества КЧР. Учет государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики осуществляется в Реестре государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 28 февраля 2013 года № 60 «О совершенствовании учета республиканского имущества». Уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по ведению Реестра является Минимущества КЧР. Указанный в исковом заявлении газопровод не является объектом государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики и в Реестре государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики не значится.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 ГК РФ. В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Защита нарушенных прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу п. 10.1 ч. 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

Согласно ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. Таким образом, газопровод является объектом недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-Ф3 установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с п.п. 1, 5 ст. 2 Закона КЧР от 09 ноября 2015 № 76-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2016 года за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике закрепляются следующие вопросы местного значения: организация в границах поселения электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> КЧР во исполнение поручения прокуратуры КЧР в связи с обращением генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» проведена проверка наличия бесхозяйных газовых сетей.

Согласно письму генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» С.В. Москаленко в 2015 году при участии Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики была проведена инвентаризация газораспределительной системы на территории Карачаево-Черкесской Республики на предмет выявления (уточнения) бесхозяйных сетей. В результате установлено, что общая протяженность бесхозяйных газораспределительных сетей составляет <данные изъяты> м, в том числе в Зеленчукском районе <данные изъяты> м. В связи с тем, что неоднократные обращения Общества к главам районов остаются без внимания, ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» просит принять меры прокурорского реагирования в решении вопроса по постановке на учет бесхозяйных газораспределительных сетей Республики.

К своему письму ООО «Газпром межрегионгаз Черкесск» приложил комиссионный акт инвентаризации бесхозяйных газораспределительных сетей, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республике, от 19 апреля 2015 года. Согласно данному акту, утвержденному министром имущественных и земельных отношений КЧР, подписанному, в том числе, заместителем главы администрации Кардоникского муниципального района Вильховым П.А., в соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики от 15 октября 2014 года № 439 «О создании межведомственной комиссии по проведению инвентаризации газораспределительных сетей, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики», комиссия произвела инвентаризацию объектов газораспределительной сети Карачаево-Черкесской Республики на предмет установления имущественной принадлежности. В ходе инвентаризации комиссией были выявлены бесхозяйные газопроводы. Общая протяженность бесхозяйных газораспределительных сетей, переданных в органы местного самоуправления для постановки на учет и дальнейшей регистрации права, составила <данные изъяты> м (из них в Зеленчукском районе <данные изъяты> м, в ст. Кардоникской – <данные изъяты> м).

Согласно ответу на запрос начальника газового участка «Зеленчукрайгаз» от ДД.ММ.ГГГГ представлен перечень бесхозяйных объектов сетей газораспределения природного газа, находящихся в зоне эксплуатационной ответственности ГРО (газопроводы). В данном перечне содержатся, в том числе указанные в исковом заявлении объекты.

Согласно актам приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы и актам приемки законченного строительства объекта системы газоснабжения указанные в исковом заявлении газопроводы были приняты председателями комиссии – представителями заказчика.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Исходя из приведенной правовой нормы основным обстоятельством, имеющим юридическое значение и подлежащим установлению, является принадлежность спорного имущества. Таким образом, для правильного разрешения спора о признании бесхозяйной вещи необходимо установление наличия или отсутствия собственника этого имущества, либо установление факта отказа собственника от этого имущества.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Согласно Порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется только на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

По смыслу положений ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать. Невыполнение требований о постановке бесхозяйного имущества на учёт влечёт нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц, которые имеют право на надежное и бесперебойное газоснабжение.

Объекты газового хозяйства относятся к категории опасных производственных объектов и отсутствие лица, ответственного за их содержание может привести к возникновению аварийных ситуаций.

Согласно представленным документам, указанные газовые сети, расположенные на территории Кардоникского сельского поселения КЧР не зарегистрированы в установленном законом порядке, не являются объектами государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики и в Реестре государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики не значатся, не состоят на балансе АО «Газпром газораспределение Черкесск», в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных газовых сетей администрация Кардоникского сельского поселения не обращалась.

Анализ исследованных судом доказательств, норм материального права, свидетельствуют, что указанные объекты газовых сетей, расположенные на территории Кардоникского сельского поселения КЧР не имеют собственника или его собственник неизвестен, поэтому являются бесхозяйными.

Вследствие того, что эти объекты расположены на территории Кардоникского СП КЧР, не обращение администрации Кардоникского сельского поселения, обязанного осуществлять мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи на территории данного сельского поселения, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, на недвижимое имущество с заявлением о принятии его на учет как бесхозяйного, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, установленной законом.

Суд, оценивая в совокупности все представленные доказательства, признает исковые требования прокурора <адрес> КЧР законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кардоникского сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики об обязании ответчика обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода – удовлетворить.

    Обязать администрацию Кардоникского сельского поселения обратиться в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода, проходящего по следующим адресам:

- газопровод к ШРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к ШРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к ШРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к ШРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к ШРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к детскому саду по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> к ГРП протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> от ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> от ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> ж/д , протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> к ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> к ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> к ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод от АГРС до ГГРП, <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод от АГРС до ГГРП, <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод от ГГРП до ГРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод от ГГРП до ГРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод от ГГРП до ГРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод от ГГРП до ГРП по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к котельной <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод к котельной <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> протяженностью <данные изъяты> м;

    - газопровод по <адрес> к ж/д протяженностью <данные изъяты> м;

- газопровод по <адрес> к ж/д протяженностью <данные изъяты> м,

а всего общей протяженностью - <данные изъяты> м.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Зеленчукский районный суд.

Решение в окончательной форме принято 23 марта 2018 года.

Судья                                                                                            Ф.Л. Борлакова

2-101/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Зеленчукского района
Ответчики
Администрация Кардоникского сельского поселения
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики
АО "Газпром газораспределение Черкесск2
Суд
Зеленчукский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Дело на сайте суда
zelenchuksky.kchr.sudrf.ru
19.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.01.2018Передача материалов судье
23.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.02.2018Предварительное судебное заседание
27.02.2018Судебное заседание
16.03.2018Судебное заседание
19.03.2018Судебное заседание
20.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2020Передача материалов судье
20.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.05.2020Предварительное судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее