66RS0***-91
Дело ***а-371/2020
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИгор.Лесной Свердловской области 24 апреля 2020 года
Городской суд города Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Белоусовой Ю.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. и пени
установил:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области (далее МИФНС ***, налоговый орган) обратилась с настоящим административным иском в суд, в котором просит взыскать с Белоусовой Ю.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме *** руб., пени в сумме *** руб., а также задолженность по пене, начисленной на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 г.г. в сумме *** руб.
В обосновании требований налоговый орган указывает, что административный ответчик – Белоусова Ю.В. не исполнила обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 3313,00 руб.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктом 2 статьи 402 НК РФ, налоговая база в отношении объекте налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ исчисление налогов производится налоговыми органами.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода предшествующих календарному году его направления.
Белоусова Ю.В. является собственником недвижимого имущества – квартиры, расположенной по адресу: Свердловская ***.
Согласно налоговому уведомлению *** от *** Белоусовой Ю.В. начислен налог на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме *** руб.
Поскольку в срок, для добровольного исполнения обязательства по уплате налога, административным ответчиком оплата не произведена, ей направлено требование *** по состоянию на ***, в соответствии с которым, административный ответчик обязана в срок до *** оплатить налог, пени за несвоевременную уплату налога.
Административный ответчик уклонилась от добровольной уплаты налога, требования налогового органа оставила без удовлетворения, в связи с чем, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. *** мировым судьей судебного участка *** судебного района города Лесного Свердловской области вынесен судебный приказ о взыскании с должника недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год и пени. В связи с поступившими возражениями, судебный приказ № 2а-1060/2019 отменен, поэтому административный истец обратился в городской суд города Лесного Свердловской области с административным иском о взыскании задолженности по налогу, пени, задолженности по пене, начисленной на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 г.г.
Административный истец просит взыскать с административного ответчика: - задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 3313 рублей, пени по налогу на имущество в размере ***, (***, а всего взыскать *** рублей.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, ст. 23 НК РФ, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги. Таким образом, уплата налога является публичной обязанностью налогоплательщика. Налоги являются составной частью доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со ст. 47.1 БК РФ. Поэтому неуплата налогов в бюджет нарушает права государства, региона или муниципального образования на формирование соответствующего бюджета, за счет которого исполняются публичные обязанности государства, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами. То есть, административный ответчик, не уплатив законодательно установленные налоги, нарушил указанные права.
В соответствии с пп.9, 14 п.1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ, предъявлять в суды иски о взыскании недоимки, пеней, штрафов в случаях, предусмотренных НК РФ.
Ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В связи с тем, что указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, в соответствии с пунктом 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства РФ судом вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства без выяснения мнения административного ответчика относительно применения такого порядка без ведения аудиопротоколирования и протокола.
Исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался Федеральным законом от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", а также главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 399 Налогового кодекса РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 указанного Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Аналогичные положения содержались и в Федеральном законе от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела Белоусова Ю.В. в 2017 году имела в собственности (являлся собственником):
- недвижимое имущество – квартиры, расположенной по адресу: 624205, РОССИЯ, Свердловская ***. Кадастровый ***, площадью 48,70 кв.м. Дата регистрации права ***.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с налоговым уведомлением *** от *** Белоусовой Ю.В. начислен налог на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 3313 рублей. Оплата налога должна была быть произведена не позднее *** (л.д.8).
Обязанность по уплате налога Белоусовой Ю.В. не была исполнена, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России N 27 по Свердловской области в ее адрес было направлено требование об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, предоставлен срок для добровольного исполнения до ***.
Требование МИФНС России N 27 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отмены приказа, в суд с указанным административным исковым заявлением.
Частями 1 - 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
23 августа 2019 года мировым судьей судебного участка № 1 судебного района, в котором создан городской суд города Лесного Свердловской области вынесен судебный приказ о взыскании с Белоусовой Ю.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц и начисленной пени.
Определением этого же мирового судьи от 12 ноября 2019 года судебный приказ отменен, в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
МИФНС России № 27 по Свердловской области обратилась в суд с настоящим административным иском к Белоусовой Ю.В. 18 марта 2020 года.
Таким образом, срок обращения с административным иском в суд налоговым органом соблюден.
Доказательств уплаты недоимки административным ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, с административного ответчика Белоусовой Ю.В. подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме *** рублей, а также пени в сумме *** руб. за период с *** по ***.
Административный истец также просит взыскать с административного ответчика пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 г.г. в общей сумме *** руб. (л.д.10,14,21).
В силу части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания самой задолженности по налогу, пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Административным истцом не представлено доказательств обоснованности начисления и взыскания пени по налогу на имущество физических лиц, поскольку сведений о недоимке по налогу, на которую произведено начисление взыскиваемых пени, а также о соблюдении порядка, процедуры ее взыскания материалы дела не содержат.
Из расчета пени по налогу на имущество физических лиц, представленного административным истцом, невозможно достоверно установить размер недоимки, на которую налоговым органом произведено начисление пени, период ее образования. При таких обстоятельствах оснований для взыскания пени не имеется в связи с недоказанностью заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 400 руб., от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Белоусовой Ю.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 г., пени удовлетворить частично.
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №27 по Свердловской области в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 730 (Семьсот тридцать) рублей 34 копейки отказать.
Взыскать с Белоусовой Ю.В., *** г.р., уроженки г.Верхняя Тура Свердловской области, проживающей по адресу: Россия, *** Свердловской ***, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. в сумме 3313,00 руб., пени за просрочку уплаты данного налога в сумме 46,72 руб., а всего взыскать 3 359 (Три тысячи триста пятьдесят девять) рублей 71 копейка.
Взыскать с Белоусовой Ю.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в 400 (Четыреста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней, со дня получения лицами участвующими в деле копии решения в Свердловский областной суд через городской суд г.Лесного Свердловской области.
Текст решения изготовлен в совещательной комнате с использованием компьютерной техники.
Судья Т.В. Саркисян