Дело № 2-12055/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] г.Нижний Новгород
Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Кучеровой Ю.В., при секретаре Грязнове Ю.В., с участием представителя истца Глибчук Г.Д., представителя ответчика Мудрак Т.Б., третьего лица Сучковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Гарант» к Управлению Государственной службы занятости населения Нижегородской области «Центр занятости населения города Нижнего Новгорода», Сормовскому районному отделу занятости населения об оспаривании решения отдела занятости населения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчикам Управлению Государственной службы занятости населения Нижегородской области «Центр занятости населения города Нижнего Новгорода», Сормовскому районному отделу занятости населения об оспаривании решения отдела занятости населения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что [ 00.00.0000 ] заместителем начальника – начальником Сормовского районного отдела занятости населения Летуновой Л.И. выдано решение за [ № ] о сохранении среднего месячного заработка Сучковой О.А.
[ 00.00.0000 ] Сучкова О.А. уволена из ООО «ГАРАНТ ЭНЕРГО» в связи с ликвидацией организации (пункт 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ).
Истец полагает, что данное решение является неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В силу ч.2 ст. 178 Трудового кодекса РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение третьего со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение третьего месяца после увольнения, как установлено частью 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.11.2012 года № 2214-) высказал правовую позицию, согласно которой основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (статья 37, часть 3. Конституции России), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату. При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.
Орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельствам.
Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.
Учитывая позицию Конституционного Суда РФ, следует считать, что выходные пособия, предусмотренные в ст. 178 Трудового кодекса РФ, законодателем отнесены к гарантиям и компенсациям работников, связанных с расторжением трудового договора. При этом, часть первая ст. 178 Трудового кодекса РФ предусматривает их безусловную выплату в случае расторжения трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации.
При этом Конституционный суд Российской Федерации подчеркнул, что для принятия такого решения органом службы занятости одних формальных условий (своевременное обращение и отсутствие трудоустройства) недостаточно, в каждом случае должны быть учтены все имеющие значения обстоятельства.
Выплата же выходного пособия, предусмотренного частью второй ст. 178 Трудового кодекса РФ, содержит ряд условий, при которых может быть принято решение уполномоченным органом службы занятости о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.
К таким условиям относится обязанность работника в двухнедельный срок после увольнения обратиться в орган службы занятости и отсутствие возможности у указанного органа его трудоустроить.
При наличии указанных условий, должны иметь мест обстоятельства, исключительность которых дает основание для сохранения за уволенным работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
Отсутствие в норме закона указания на конкретные исключительные обстоятельства, не дает основание органу службы занятости при принятии решения о сохранении среднего месячного заработка за третий месяц ограничиваться лишь фактом соблюдения работником и самим органом службы занятости установленного законом порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Верховный Суд РФ также исходит из того, что своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются лишь предпосылкой для реализации права на сохранение среднего месячного заработка. Реализация же такого права связана с наличием исключительного случая, подлежащего установлению органом службы занятости населения при принятии соответствующего решения.
Отсутствие в законе перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия службой занятости такого решения только потому, что работником и самим органом занятости соблюден установленный порядок предоставления государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
В качестве обстоятельств, делающих случай исключительным и позволяющих в связи с этим претендовать на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, органом занятости учитываются социальная незащищенность уволенного, отсутствие у него средств к существованию, тяжелая болезнь, наличие нетрудоспособных иждивенцев и тому подобное (п. 15 Обзора N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, определения СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.11.2017 N 69-КГ17-21, от 17.06.2017 N 69-КГ17-12, от 19.06.2017 N 69-КГ17-7).
Как вывод из вышесказанного следует подчеркнуть, что Решение о сохранении среднего месячного заработка за уволенным гражданином принимается при соблюдении им следующих условий:
- своевременной регистрации в центре занятости населения в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного не позднее двухнедельного срока (в соответствии со статьей 178 ТК РФ) либо не позднее месячного срока (в соответствии со статьей 318 ТК РФ) со дня его увольнения из организации в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников организации;
- посещения зарегистрированным гражданином службы занятости населения для подбора подходящей работы не реже двух раз в месяц в установленные сроки;
- нетрудоустройство зарегистрированного гражданина при содействии службы занятости населения, в связи с отказом работодателя в приеме на работу при рассмотрении его кандидатуры на свободное рабочее место (вакантную должность) по направлению центра занятости населения либо отсутствием вариантов подходящей работы;
- отсутствием случаев: отказа гражданина от подходящей работы; отказа гражданина без уважительных причин явиться в центр занятости населения для получения направления на работу (обучение); непосещения гражданином центра занятости населения без уважительных причин для предложения подходящей работы; неявки гражданина без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления центром занятости населения.
Из решения Сормовского Районного Отдела занятости населения, поступившего в адрес Административного истца, не видно, насколько соблюдены все требования закона, при принятии данного решения.
Кроме того, согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от [ 00.00.0000 ] [ № ] Сучкова О. А. с [ 00.00.0000 ] зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя - ОГРНИП [ № ], и свою деятельность на период работы в ООО «ГАРАНТ ЭНЕРГО» не приостанавливала.
Законом РФ от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О занятости населения в Российской Федерации» определено: «ст. 2: Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее -индивидуальные предприниматели)...», а поэтому нельзя считать положение Заинтересованного лица относящимся к исключительным обстоятельствам, позволяющим ему претендовать на сохранение среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения в связи с ликвидацией организации.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем определении от 29.11.2012 № 2214-О, если работодатель не согласен с решением органа службы занятости, он может обжаловать его в судебном порядке.
Решение Сормовского РОЗН за [ № ] от [ 00.00.0000 ] о сохранении среднего месячного заработка Сучковой О. А. в административном порядке не обжаловалось.
Истец просит суд признать незаконным Решение [ № ], принятое [ 00.00.0000 ] Управлением по труду и занятости населения Нижегородской области ГКУ ЦЗН города Нижнего Новгорода - Сормовским Районным Отделом занятости населения о сохранении среднего месячного заработка Сучковой О. А..
Представитель истца Глибчук Г.Д. (по доверенности) заявленные требования поддержала, дала объяснения по существу заявленных требований.
Представитель ответчика Управления Государственной службы занятости населения Нижегородской области «Центр занятости населения города Нижнего Новгорода» Мудрак Т.Б. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, дала объяснения по существу завяленных требований.
Представитель Сормовского районного отдела занятости населения в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо Сучкова О.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, дала объяснения по существу заявленных требований.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, трете лицо, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Трудовые отношения, как следует из положений ч. 1 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.
Так, ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 части первой ст. 81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 части первой ст. 81 Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Как следует из ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (статья 37 часть 3 Конституции России), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату.
По смыслу указанной нормы права, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
В Определении от 29 ноября 2012 года N 2214-О Конституционный Суд Российской Федерации выявил смысл положения части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающего сохранение в исключительных случаях за уволенным работником, имеющим право на получение среднего месячного заработка в период трудоустройства установленных законом случаях, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в названном Определении, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
При этом оспариваемое законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении данного вопроса действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай исключительным и не лишает работодателя права обжаловать решение органа службы занятости населения в суд, который обязан оценивать обжалуемое решение с точки зрения его правомерности и обоснованности, устанавливая, исследуя и анализируя при этом всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств.
Для объективного рассмотрения вопроса о принятии таких решений в отделах трудоустройства ГКУ ЦЗН адрес созданы Комиссии по принятию решений о сохранении среднего месячного заработка по прежнему месту работы безработного гражданина за третий месяц трудоустройства.
Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется, исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).
Судом установлено, что Сучкова О.А. работала в ООО "Гарант Энерго».
Приказом от [ 00.00.0000 ] [ № ] Сучкова О.А. была уволена по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем.
[ 00.00.0000 ] Сучкова О.А. обратилась в Сормовский районный отдел занятости населения и была зарегистрирована в качестве "гражданина ищущего работу" в течение четырнадцати календарных дней после увольнения.
[ 00.00.0000 ] ГКУ ЦЗН города Нижнего Новгорода было вынесено решение [ № ] о сохранении Сучковой О.А. средней заработной платы на период трудоустройства в течение 3 месяца со дня увольнения, так как она в двухнедельный срок со дня увольнения обратилась в орган службы занятости и не была им трудоустроена в течение 3 месяцев со дня увольнения.
[ 00.00.0000 ] работодателем ООО "Гарант Энерго» на счет Сучковой О.А. зачислены денежные средства в размере 165 819 рублей 65 копеек.
В соответствии с Требованиями к подбору подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891, подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – работодателей. Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы) гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
Из личного дела получателя государственных услуг Сучковой О.А. следует, что Сучковой О.А. в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] было выдано 4 направления в организации, которые она посетила, о чем свидетельствую записи работодателей о результатах собеседования в направлениях.
[ 00.00.0000 ] выдано направление в ООО «НижегородЭнергоГазРасчет», должность (профессия) – ведущий юрисконсульт, дата посещения – [ 00.00.0000 ] , причина не трудоустройства – отказ работодателя.
[ 00.00.0000 ] выдано направление в Горьковское управление военных сообщений МО РФ, должность (профессия) – юрисконсульт, дата посещения – [ 00.00.0000 ] , причина не трудоустройства – отказ работодателя.
[ 00.00.0000 ] выдано направление в АО Нижегородский машиностроительный завод, должность (профессия) – ведущий юрисконсульт, дата посещения – [ 00.00.0000 ] , причина не трудоустройства – отказ работодателя.
[ 00.00.0000 ] выдано направление в ГБУ Сормовский дом- интернат для престарелых и инвалидов, должность (профессия) – юрисконсульт, дата посещения – [ 00.00.0000 ] , причина не трудоустройства – отказано по результатам собеседования (конкурса).
Работодатель вправе самостоятельно решить о том какие специалисты ему нужны и в каком количестве, а так же ему дано право отказать кандидату в приеме на должность, исключение составляют необоснованные причины отказа с фактами дискриминации человека, однако о результатах собеседований, имеющихся на направлениях, таковые причины отказа в трудоустройстве отсутствуют.
Так же Сучковой О.А. при каждом посещении органа службы занятости выдавались выписки из регистров о свободных рабочих местах, что так же является результатом оказания государственной услуги по подбору подходящей работы.
Таким образом, содействие в поиске подходящей работы Сучковой О.А. было отказано в полном объеме и Сучкова О.А. не была трудоустроена органом службы занятости.
Приказом ГКУ «Центр занятости населения города Нижнего Новгорода» [ № ] от [ 00.00.0000 ] утвержден Порядок принятия ГКУ ЦЗН города Нижнего Новгорода решения о сохранении (отказе в сохранении) среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации.
Согласно порядку принятия ГКУ ЦЗН города Нижнего Новгорода решения о сохранении (отказе в сохранении) среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации, при рассмотрении вопроса о праве на сохранение среднего месячного заработка устанавливаются следующие обстоятельства:
Факт своевременного обращения гражданина в центр занятости населения.
Постановки гражданина на регистрационный учет ищущих работу граждан не позднее двухнедельного срока (в соответствии со статьей 178 ТК РФ) со дня его увольнения из организации в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата работников организации, либо не позднее месячного срока (в соответствии со статьей 318 ТК РФ, с частью 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Факты подбора вариантов трудоустройства гражданина, при соблюдении следующих условий:
Посещение ищущим работу гражданином центра занятости населения в установленные сроки, а также по приглашению для получения предложений подходящей работы, отсутствия нарушений без уважительных причин сроков явки на переговоры с работодателями, а также отсутствия со стороны гражданина отказов от подходящей работы.
Посещение безработным гражданином центра занятости населения не реже двух раз в месяц (гражданин не имел нарушений условий и сроков перерегистрации без уважительных причин), отсутствия нарушении без уважительных причин сроков явки, на переговоры с работодателями (в течение трех дней со дня направления центром занятости), а также нетрудоустройство гражданина (отказано работодателями при рассмотрении его кандидатуры по направлению центром занятости населения или отсутствие подходящей работы).
Наличие подтверждения самостоятельного поиска работы (подтверждение об отправлении резюме в организации либо отметка о приеме резюме в организации, либо отметка об отказе работодателя от предлагаемой кандидатуры и т.д.);
Наличие обстоятельства, подтверждающее исключительность случая, в связи с которым гражданин имеет право на сохранение среднего месячного заработка в период трудоустройства.
Исключительность случая устанавливается при наличии одного из следующих обстоятельств, подтвержденных документально:
- наличия у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него постоянную помощь;
- наличия у гражданина члена семьи, обучающегося в образовательной организации профессионального или высшего образования по очной форме обучения и находящегося на полном содержании работника или получающих от него постоянную помощь;
- прохождения обучения на платной основе в образовательной организации профессионального или высшего образования в период трудоустройства (договор на обучение, справка с места учебы и т.д.);
- наличия справки, подтверждающий факт установления инвалидности, или индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида;
- наличия у гражданина хронического и/или тяжелого заболевания, подтвержденного медицинским учреждением;
- отнесения гражданина к категории «малоимущих», «граждан, испытывающих трудности в поиске работы» (статья 5 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации);
- наличия ипотечных, иных кредитных договорных обязательств со сроком возникновения до даты увольнения;
- иное обстоятельство, подтвержденное документально.
При определении исключительности случая для сохранения третьего заработка комиссией ГКУ ЦЗН г.Н.Новгорода были учтены следующие обстоятельства:
- тяжелое материальное положение и наличие кредита.
Из материалов дела следует, что у Сучковой О.А. имелись кредитные обязательства по кредитному договору от [ 00.00.0000 ] , заключенному с КБ «ЛОКО-Банк» (АО). Согласно условиям договора сумма кредита составляет 1 418 067 рублей 23 копейки.
В судебном заседании третье лицо Сучкова О.А. пояснила, что на дату увольнения остаток долга по кредитному договору составлял 1 280 000 рублей.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о социальной не защищенности Сучковой О.А., в связи с чем, было признано наличие исключительного случая и принято решение о сохранении Сучковой О.А. третьего месячного заработка в соответствии с ч. 2 ст. 178 ТК РФ.
Доводы истца об отсутствии наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности сохранения среднего заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению Центра занятости населения, и не предоставлении доказательств Сучковой О.А. о том, что она не имела возможности трудоустроиться, судом отклоняются, поскольку положениями статьи 178 ТК РФ не установлен перечень исключительных случаев, при наступлении которых средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня прекращения трудового договора. Обжалуемое заявителем решение было принято Центром занятости населения с учетом приведенной правовой нормы и исходя из конкретных обстоятельств.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями названных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отказе ООО "Гарант" в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения [ № ], принятого [ 00.00.0000 ] , исходя из того, что Сучкова О.А. зарегистрирована в ГКУ ЦЗН адрес в двухнедельный срок после увольнения, нарушения сроков перерегистрации, равно как и отказов от предложенных вариантов трудоустройства, со стороны Сучковой О.А. не имело место быть, вследствие чего условия, необходимые для принятия решения о сохранении Сучковой О.А. средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение 3 месяца со дня увольнения были соблюдены. Также судом принимается во внимание наличие у Сучковой О.А. иных обстоятельств, свидетельствующих об исключительности случая и позволивших ответчику принять решение о сохранении за ней средней месячной заработной платы на период трудоустройства в течение 3 месяца со дня увольнения, а именно тяжелое финансовое положение и наличие кредитных обязательств.
Судом также учитывается, что в результате увольнения по инициативе работодателя третьи лица лишились заработка, и это неизбежно повлияло на снижение уровня их жизни, в связи с чем, материальное обеспечение данного работника в связи с невозможностью трудоустройства в течение трех месяцев на другую подходящую работу будет являться социально справедливым, не приведет к нарушению баланса интересов сторон трудового договора, несоразмерному ограничению свободы экономической деятельности работодателя.
По смыслу положений п. 2 ч. 1 ст. 81, ч. 1 и 2 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель, при принятии решения о сокращении численности штата сотрудников, должен прогнозировать возможность последующих трудностей в трудоустройстве сокращенных работников и полагать возможные расходы по выплате среднего месячного заработка названным лицам и в течение третьего месяца после увольнения.
Доводы истца о том, что Сучкова О.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, не могут служить основанием для признания решения ЦЗН незаконным
Факт наличия статуса индивидуального предпринимателя у Сучковой О.А. не может лишать ее права на получение третьего среднемесячного заработка по следующим основаниям. Деятельность юридических лиц регулируется нормами гражданского законодательства, а выплаты по сокращению штата сотрудников затрагивают именно трудовые отношения и регулируются нормами трудового права. «Трудоустройство» и «Занятость» это разные понятия и лицо, считающееся занятым, не может быть в обязательном порядке признано лицом трудоустроенным и лишено права на сохранение заработной платы при увольнении в связи сокращением численности или штата работников организации в соответствии с трудовым законодательством.
В силу положений ст.2 Закона «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года №1032-1-ФЗ наличие статуса индивидуального предпринимателя лишает Сучкову О.А. возможности иметь статус безработного и получать пособие по безработице как меру социальной государственной поддержки безработным гражданам, но не может лишать права на получение предусмотренной ч.2 ст. 178 Трудового кодекса РФ выплаты среднего заработка за счет средств работодателя за третий месяц. Понятие мер социальной поддержки и социальных выплат безработным гражданам содержится в Законе, а так же в Правилах осуществления социальных выплат безработным гражданам, утвержденных приказом от 22.02.2019 года №116н Министерства труда и социальной защиты РФ, выплата среднего месячного заработка за третий месяц периода трудоустройства к таким мерам не относится, а относится к гарантиям и компенсациям при расторжении трудового договора по инициативе работодателя и осуществляется исключительно за счет средств работодателя. Таким образом, на выплату среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение третьего месяца наличие статуса индивидуального предпринимателя влиять не может.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Гарант» к Управлению Государственной службы занятости населения Нижегородской области «Центр занятости населения города Нижнего Новгорода», Сормовскому районному отделу занятости населения о признании незаконным решения [ № ], принятого [ 00.00.0000 ] Управлением по труду и занятости населения Нижегородской области ГКУ ЦЗН города Нижнего Новгорода – Сормовским районным отделом занятости населения о сохранении среднего месячного заработка Сучковой О. А. – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода.
Судья Кучерова Ю.В.