стр. 022а г/пошлина 00 руб.

Судья Куликова А.Б.

Докладчик Брагин А.А. Дело № 33а-5921/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

от 18 сентября 2019 года город Архангельск

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Брагина А.А.

судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.

при секретаре судебного заседания Мироненко М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» на решение Красноборского районного суда Архангельской области от 19 июня 2019 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление прокурора Верхнетоемского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» по не устранению нарушений и не привидению в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности автомобильной дороги «Проезд по ул. Попова» от д. 6 до д. 31 в с. Верхняя Тойма Архангельской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» в срок до 01 мая 2020 года привести в соответствие с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности автомобильную дорогу «Проезд по ул. Попова» от д. 6 до д. 31 в с. Верхняя Тойма Архангельской области».

Заслушав доклад судьи Брагина А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Верхнетоемского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район», которое выразилось в ненадлежащем содержании автомобильной дороги общего пользования местного значения «Проезд по ул. Попова» от д. 6 до д. 31 в с. Верхняя Тойма.

Требования мотивировал тем, что в связи с обращением граждан, прокуратурой района проведена проверка содержания автомобильной дороги «Проезд по ул. Попова» от д. 6 до д. 31 в с. Верхняя Тойма, в ходе которой было выявлено, что на всей протяженности участка автодороги имеется разрушение грунтового покрытия, проезд транспортных средств невозможен. Просил возложить на администрацию МО «Верхнетоемский муниципальный район» обязанность в срок до 1 мая 2020 года привести указанный участок автодороги в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности.

Суд принял указанное решение, с которым не согласилась администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район», просит его отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывается, что выполнить работы по надлежащему содержанию автомобильной дороги не представляется возможным из-за отсутствия финансирования. Кроме того, на проезжей части автомобильной дороге установлены опоры проходящей высоковольтной линии электропередачи, что не позволяет провести соответствующие ремонтные работы. Указывает на недопустимость прохождения по одному земельному участку автомобильной дороги и высоковольтной линии электропередачи. Также в жалобе выражается несогласие в части установленного срока исполнения решения суда.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Красноборского района Богданов А.Л. просит оставить ее без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав, участвующего в деле прокурора Малышева Я.В., представителя ПАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» Воронина А.А., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области в связи с обращениями граждан, проведена проверка содержания органом местного самоуправления автомобильной дороги общего пользования местного значения «Проезд по ул. Попова» от д. 6 до д. 31 в с. Верхняя Тойма.

В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, о чем составлен акт проверки от 23 апреля 2019 года, согласно которому на протяжении всей проезжей части дороги разрушено грунтовое покрытие; в нарушение требований п. 1.3 ВСН 7-89 не обеспечен бесперебойный круглогодичный, безопасный и удобный проезд автомобилей; в нарушение требований п. 1.10 ВСН 7-89 слой гравийного покрытия (основания) отсутствует; в нарушение п.п. 4.1.2, 4.1.3 ВСН 7-89 ремонтное профилирование на указанной автомобильной дороге не проводилось. Проезд транспортных средств невозможен.

Согласно постановлению администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» от 30 мая 2016 года № 11/6, автомобильная дорога «Проезд по ул. Попова» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Верхнетоемского муниципального района (л.д. 23-25), на нее изготовлен технический паспорт (л.д. 46-77).

Прокурор, полагая, что в результате допущенного ответчиком бездействия нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, обратился с настоящим исковым заявлением в суд.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 и пришел к выводу о том, что лицом, обязанным содержать указанный участок дороги, является администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район», которая в нарушение требований действующего законодательства ненадлежащим образом осуществляет дорожную деятельность на автодороге общего пользования местного значения «Проезд по ул. Попова» от д. 6 до д. 31 в с. Верхняя Тойма.

При разрешении административного искового заявления прокурора суд первой инстанции не учел следующее.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства. Объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередач, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

В силу ч. 1 ст. 89 Земельного кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 106 Земельного кодекса РФ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, в котором, в том числе должны быть определены: срок, на который устанавливаются указанные зоны; требования к предельным размерам указанных зон и (или) правила определения размеров зон.

Положения п. 1 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 (далее по тексту - Правила) определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.

В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (п. 2 Правил).

Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (п. 4 Правил).

На основании подп. «б» п. 8 Правил, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.

По смыслу приведенных положений размещение дорог в границах охранной зоны электрических сетей запрещено, поскольку относится к действиям, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, привести к их повреждению или уничтожению, повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

Запрет размещения дороги не зависит от наличия или отсутствия разрешения электросетевой организации, поскольку разрешение на осуществления тех или иных действий может быть получено только в случаях, предусмотренных п. 10 и 11 Правил, действия, указанные в п. 9 Правил, к ним не относятся.

Приложение к Правилам устанавливает требования к границах охранных зон: для линий номинальным классом напряжения 35 кВ охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии 15 м.

Кроме того, в п. 11 Правил указано, что в охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятия (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается, в том числе производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и снос любых зданий и сооружений.

Как усматривается из материалов дела спорный участок автодороги проходит по земельному участку, отведенному под опоры высоковольтной линии постановлением главы администрации МО «Верхнетоемский район» от 5 мая 2003 года № 3/20.

Судом не принято во внимание, что возложение на администрацию муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» обязанности проведения ремонтных дорожных работ в охранной зоне электрических сетей прямо противоречит закону, поскольку проведение таких работ может нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, привести к их повреждению или уничтожению, повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

При таком положении бездействие администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район», которое выразилось в ненадлежащем содержании автомобильной дороги общего пользования местного значения «Проезд по ул. Попова» от д. 6 до д. 31 в с. Верхняя Тойма, проходящей в охранной зоне электрических сетей, нельзя признать незаконным, обратное означало бы понуждение к совершению незаконных действий.

Учитывая приведенные выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Красноборского районного суда Архангельской области от 19 июня 2019 года подлежит отмене, с вынесением нового решения суда об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора Верхнетоемского района Архангельской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 -310 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░:

«░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░» ░░ ░. 6 ░░ ░. 31 ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░».

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░

░.░. ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-5921/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Верхнетоемского района Архангельской области
Ответчики
администрация МО Верхнетоемский муниципальный район
Другие
ОГИБДД ОМВД России Красноборский
ООО Тойма
ПАО МРСК Северо-Запада
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Брагин Андрей Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
18.09.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее