Решение по делу № 8Г-6659/2024 [88-8507/2024] от 26.03.2024

УИД 86RS0004-01-2023-004750-89

Дело № 88-8507/2024

мотивированное определение

составлено 31 мая 2024 года

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск                                                                      16 мая 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего         Козиной Н.М.

судей                          Жуковой Н.А., Карповой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5577/2023 по иску Симонова Михаила Андреевича к Казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Агентство социального благополучия населения» о признании решения об отказе в предоставлении компенсации незаконным, возложении обязанности по предоставлению компенсации,

по кассационной жалобе Симонова Михаила Андреевича на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2024 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Симонов М.А. обратился в суд с иском к казенному учреждению «Агентство социального благополучия населения» (далее - Агентство социального благополучия населения) о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, по причине отсутствия права в соответствии с Федеральным законом от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (не предоставлено удостоверение единого образца); возложении обязанности предоставить компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов.

В обоснование иска указал, что 22 февраля 2023 года Симонов М.А. обратился в Агентство социального благополучия населения с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, приложив удостоверение участника ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного посмертно на имя отца - <данные изъяты>, умершего <данные изъяты> года, однако 03 марта 2023 года ответчик отказал истцу в предоставлении данной компенсации. Учитывая то, что истец является сыном ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказ ответчика в назначении социальных мер считал незаконным.

Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 января 2024 года, исковые требования Симонова М.А. к Агентству социального благополучия населения о признании решения об отказе в предоставлении компенсации незаконным, возложении обязанности по предоставлению компенсации оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Симонов М.А. ставит вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения норм материального права, просит принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела также заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны и третьи лица не явились, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и их представителей.

Согласно части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не имеется.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Симонов М.А., <данные изъяты> года рождения, является сыном <данные изъяты>, умершего <данные изъяты> года

04 апреля 2005 года на имя <данные изъяты> выдано посмертно удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году о праве на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

22 февраля 2023 года Симонов М.А. обратился в Агентство социального благополучия населения с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату занимаемого жилого помещения и коммунальных услуг членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, гражданам, подвергшимся воздействию радиации.

Решением Агентства социального благополучия населения от 03 марта 2023 года № МСП-430/2023-22767 Симонову М.А. в предоставлении компенсации за коммунальные услуги отказано, ввиду отсутствия права в соответствии с Федеральным законом от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (не предоставлено удостоверение единого образца, дающее право на меры социальной поддержки).

На запрос суда Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры 4 июля 2023 года сообщил, что отказ в выдаче Симонову М.А. удостоверения члена семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обусловлен достижением последним на момент обращения с заявлением о выдаче удостоверения 29-летнего возраста.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 13, 14, 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее также - Закон от 15 мая 1991 года № 1244-1), ссылаясь на письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 6 сентября 1994 года № 1-3421-18 «О членах семьи граждан, погибших или умерших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также умерших инвалидов и участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 - 1987 годах, имеющих право на льготы и компенсации», исходил из того, что на момент подачи заявления Симонов М.А. достиг возраста 29 лет, соответственно не мог быть отнесен к числу членов семьи умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих право на меры социальной поддержки, в выдаче удостоверения, которое в силу Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 является основанием для предоставления мер социальной поддержки истцу, было отказано, пришёл к выводу о законности отказа истцу в предоставлении компенсации расходов на оплату коммунальных услуг.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с решением суда и апелляционным определением, поскольку они приняты в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, представленным сторонами доказательствам судами дана верная оценка в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах.

Доводы кассационной жалобы о наличии у истца права на предоставление компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, как у члена семьи участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, не могут служить основанием для отмены судебных актов, поскольку они основаны на неверном толковании норм права.

Вопросы социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы регламентируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986-1987 годах службу в зоне отчуждения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года №1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого Закона, гарантируется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и в приватизированных жилых помещениях соответственно (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади приватизированных жилых помещений (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе проживающим совместно с ними членам их семей; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от вида жилищного фонда, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В силу части 4 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части 1 данной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в этой статье.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона от 15 мая 1991 года №1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части 1 статьи 14 данного Закона и пунктом 1 части 1 этой статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно частям 4, 5 статьи 15 Закона от 15 мая 1991 года №1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 данного Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 13 этого Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС были утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 21 апреля 2020 года № 253/207н/73н (далее – Порядок и условия).

В соответствии с подпунктами «а», «в» пункта 2 Порядка и условий удостоверение выдается гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС…; в) членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 года №1244-1.

Согласно пункту 5 Порядка и условий члены семьи, в том числе вдовы (вдовцы) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для оформления и получения удостоверения обращаются в уполномоченные органы с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы: а) удостоверение умершего гражданина (при отсутствии удостоверения один или несколько документов из перечисленных в пунктах 6 или 7 Порядка и условий); б) паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, свидетельство о рождении); в) документы (либо заверенные копии), удостоверяющие личность умершего и содержащие указание на гражданство Российской Федерации; г) свидетельство о браке; д) свидетельство (свидетельства) о смерти, е) документы, подтверждающие родственные связи гражданина, обращающегося за получением удостоверения, с умершим участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, удостоверение выдается на имя умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Нормы, устанавливающие круг (перечень) лиц, относящихся к членам семьи умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986-1987 годы, на которых распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года №1244-1, в данном Законе отсутствуют, что не исключает возможность применения в рассматриваемых правоотношениях аналогии закона.

Согласно статье 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а также в определенных случаях - иных лиц.

Понятие члена семьи также имеется в части 1 статьи 31 и части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К членам семьи собственника жилого помещения по общему правилу относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении (с нанимателем) его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Пунктом 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации и абзацем вторым статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1088 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти; один из родителей, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти. Один из родителей, супруг либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на возмещение вреда после окончания ухода за этими лицами. Вред возмещается: несовершеннолетним - до достижения восемнадцати лет; обучающимся старше восемнадцати лет - до получения образования по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет; женщинам старше пятидесяти пяти лет и мужчинам старше шестидесяти лет - пожизненно; инвалидам - на срок инвалидности; одному из родителей, супругу либо другому члену семьи, занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими четырнадцати лет либо изменения состояния здоровья.

Из названных норм права следует, что право на меры социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, имеют граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Указанные меры социальной поддержки распространяются на их семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. К членам семьи таких лиц относятся проживающие с ними совместно родители, супруги, дети, вдовы (вдовцы) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, дети, не достигшие совершеннолетия, или обучающиеся по очной форме обучения не более чем до двадцати трех лет).

Аналогичное разъяснение было дано в письме Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 06 сентября 1994 года №1-3421-18, согласно которому к членам семьи умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 - 1987 годах относятся: родители, проживавшие совместно, вдова (вдовец), не вступившие в повторный брак, - независимо от возраста и факта нахождения на иждивении; дети до достижения возраста 18 лет (учащиеся - до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не дольше достижения 23 лет).

Судами верно установлено, что на момент подачи заявления о предоставлении компенсации расходов на оплату занимаемого жилого помещения и коммунальных услуг 22 февраля 2022 года Симонов М.А. совместно с Симоновым А.Ю., умершим 27 января 2003 года, не проживал, достиг возраста 29 лет, поэтому права на получение спорных мер социальной поддержки не имел.

Доводы кассационной жалобы о несогласии со ссылкой в решении суда первой инстанции на письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 06 сентября 1994 года №1-3421-18, как единственное основание отказа в удовлетворение иска, поскольку такие письма не могут являться актом, регулирующим правоотношения в сфере социальной защиты, не обладают нормативными свойствами, не являются основанием для отмены судебных актов, поскольку при принятии решения суд первой инстанции, прежде всего, руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также установленными обстоятельствами дела, приведение в судебном акте содержания указанного письма не свидетельствует о неправильности принятого решения.

Ссылки в кассационной жалобе на получение аналогичной компенсации его матерью в г.Омске не может быть принято во внимание, поскольку распространение меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года №1244-1, на вдов умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС прямо предусмотрено частью 2 статьи 15 данного Закона.

Указание в кассационной жалобе на то, что удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выдается на семью в единственном экземпляре, выводы суда, содержащиеся на странице 5 абзаце 2 апелляционного определения, не имеют правового значения и идут вразрез с институтом прав семьи участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не является основанием для отмены судебных актов, поскольку предметом спора отказ в выдаче удостоверения истцу по настоящему делу не являлся.

Иные доводы кассационной жалобы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях, по существу направлены на иную оценку представленных сторонами доказательств и иное толкование норм материального права.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений и неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебных постановлений.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Симонова Михаила Андреевича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-6659/2024 [88-8507/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Симонов Михаил Андреевич
Ответчики
КУ ХМАО-Югры "Агентство социального благополучия населения"
Другие
Департамент социального развития ХМАО-Югры
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Жукова Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
16.05.2024Судебное заседание
16.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее