УИД 64RS0046-01-2021-009969-87
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-17655/2024
№ 2-5309/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 03 июня 2024 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Лемякиной В.М., рассмотрев без проведения судебного заседания гражданское дело по исковому заявлению Митенковой Л.Г., Курбашновой Л.М,, Кудряшовой Л.А., Ефимова С.В., Жмрнова С.В, к публично-правовой компании «Фонд развития территорий», жилищно-строительному кооперативу «Времена года» о взыскании сумм возмещения в счет паевых взносов за жилые помещения
по кассационной жалобе Митенковой Л.Г. на определение Ленинского районного суда г. Саратова от 19 июля 2023 года и апелляционное определение Саратовского областного суда от 13 декабря 2023 года
у с т а н о в и л:
Митенкова Л.Г., Курбашнова Л.М., Кудряшова Л.А., Ефимов С.В., Жирнов С.В. обратились в суд с иском к публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее – ППК «Фонд развития территорий»), жилищно-строительному кооперативу «Времена года» (далее – ЖСК «Времена года») о взыскании сумм возмещения в счет паевых взносов за жилые помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 27 декабря 2021 года исковые требования Митенковой Л.Г., Курбашновой Л.М., Кудряшовой Л.А., Ефимова С.В., Жирнова С.В. удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 07 декабря 2022 года решение Ленинского районного суда г. Саратова от 27 декабря 2021 года изменено в части взысканных с ППК «Фонд развития территорий» в пользу истцов размера возмещения и государственной пошлины, с ППК «Фонд развития территорий» взыскано в пользу Митенковой Л.Г. возмещение в размере 1 454 574 рубля, расходы по уплате государственной пошлины – 9 884 рубля; в пользу Курбашновой Л.М. – возмещение в размере 2 664 328 рублей, расходы по уплате государственной пошлины – 15 815 рублей; в пользу Кудряшовой Л.А. – возмещение в размере 2 811 466 рублей, расходы по уплате государственной пошлины – 17 362 рубля; в пользу Ефимова С.В. – возмещение в размере 3 216 040 рублей, расходы по уплате государственной пошлины – 18 787 рублей; в пользу Жирнова С.В. – возмещение в размере 3 055 565 рубля, расходы по уплате государственной пошлины – 17 874 рубля.
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 07 декабря 2022 года оставлено без изменения.
Митенкова Л.Г. обратилась в суд с заявлением о распределении судебных расходов, а также с заявлением об индексации взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда, просила с учетом уточнения взыскать с ППК «Фонд развития территорий» в её пользу расходы на оплату услуг судебной оценочной экспертизы 7 500 рублей, в качестве индексации– 207 633 рубля 35 коп.
С аналогичными заявлениями обратился в суд Ефимов С.В., который просил с учетом уточнения взыскать с ППК «Фонд развития территорий» в его пользу расходы на оплату услуг судебной оценочной экспертизы 7 500 рублей, в качестве индексации – 459 074 рубля 04 коп.
Также обратились в суд с заявлениями об индексации взысканных на основании судебного решения денежных сумм Кудряшова Л.А., которая просила с учетом уточнения взыскать в её пользу 401 323 рубля 07 коп.; Жирнов С.В., который просил с учетом уточнения взыскать в его пользу 436 167 рублей 01 коп.; Курбашнова Л.М., которая просила взыскать в её пользу 344 609 рублей.
Определением Ленинского районного суда Саратовской области от 19 июля 2023 года в удовлетворении заявлений Митенковой Л.Г., Кудряшовой Л.А., Ефимова С.В., Жирнова С.В., Курбашновой Л.М. об индексации присужденных денежных сумм отказано; с ППК «Фонд развития территорий» взыскано в счет возмещения судебных издержек в пользу Митенковой Л.Г. – 3 450 рублей, в пользу Ефимова С.В. – 4 229 рублей 25 коп.
Апелляционным определением Саратовского областного суда от 13 декабря 2023 года определение Ленинского районного суда г. Саратова от 19 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Митенкова Л.Г. ставит вопрос об отмене определения Ленинского районного суда г. Саратова от 19 июля 2023 года и апелляционного определения Саратовского областного суда от 13 декабря 2023 года, как незаконных и необоснованных, ссылаясь на допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права.
Кассационная жалоба в силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на основании вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Саратова от 27 декабря 2021 года с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Саратовского областного суда от 07 декабря 2022 года, по гражданскому делу № № выданы исполнительные листы Митенковой Л.Г., Кудряшовой Л.А., Ефимову С.В., Жирнову С.В., Курбашновой Л.М.
28 декабря 2022 г. Жирновой С.В. получен исполнительный лист ФС № №; Митенковой Л.Г. – исполнительный лист ФС № №; Ефимовым С.В. – исполнительный лист ФС № №; Кудряшовой Л.А. – исполнительный лист ФС № №.
29 декабря 2022 г. получен исполнительный лист ФС № № Курбашновой Л.М.
Указанные исполнительные листы предъявлены для исполнения в АО «Банк ДОМ.РФ», которое является уполномоченным банком в сфере жилищного строительства, агентом ППК «Фонд развития территорий».
Поступление данных исполнительных листов подтверждено АО «Банк ДОМ.РФ» в сообщениях от 10 января 2023 года, 11 января 2023 года, 13 января 2023 года.
Выплата денежных средств произведена по указанным исполнительным листам: 9 января 2023 года Курбашновой Л.М. в размере 2 683 871 рубля 16 коп.; 10 января 2023 года Кудряшовой Л.А. в размере 2 832 762 рублей 08 коп., Ефимову С.В. в размере 3 234 827 рублей, Жирнову С.В. в размере 3 073 439 рублей; 12 января 2023 года Митенковой Л.Г. в размере 1 464 458 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявлений Митенковой Л.Г., Кудряшовой Л.А., Ефимову С.В., Жирнову С.В., Курбашновой Л.М. об индексации денежных средств, суд первой инстанции, позицию которого поддержал суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 208, 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установив, что исполнение решения Ленинского районного суда г. Саратова от 27 декабря 2021 года, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 07 декабря 2022 года осуществлено ППК «Фонд развития территорий» как участником казначейского сопровождения, в течение установленного законом срока, пришел к выводу об отсутствии оснований для индексации взысканных денежных средств.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций суд кассационной инстанции не усматривает.
В силу положений части 1 статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, с момента, когда такая выплата должна была быть произведена (часть 2 статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из содержания данной правовой нормы следует, что индексация выступает процессуальной гарантией защиты имущественных интересов взыскателя и должника от инфляционных процессов в период с момента вынесения судебного решения до его реального исполнения и направлена на поддержание покупательской способности присужденных денежных сумм.
Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» с учетом того, что процедура исполнения судебного акта, предусматривающего взыскание средств за счет соответствующей казны, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению, в течение предусмотренного пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срока, а также за период с момента вступления судебного акта в законную силу и до поступления исполнительного документа в финансовый орган проценты за пользование чужими денежными средствами не начисляются и индексация взысканных судом денежных сумм не производится.
Таким образом, вышеприведенным нормативным регулированием предусмотрен специальный трехмесячный срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации. Он исчисляется со дня поступления исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны взыскателя. Соответственно, положения абзаца 1 пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации должны рассматриваться как определяющие пределы применения общих правил статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ), публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (далее - Фонд) – унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 3 части 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ предусмотрено, что к функциям и полномочиям Фонда относится, в том числе выплата за счет имущества Фонда возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест, а также нежилых помещений.
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ компенсационный фонд обособляется от иного имущества Фонда. По компенсационному фонду ведется обособленный учет. Денежные средства компенсационного фонда должны учитываться на отдельном счете, открываемом Фондом в кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (далее - счет компенсационного фонда). На имущество, составляющее компенсационный фонд, не может быть обращено взыскание по обязательствам Фонда.
Согласно пункту 9 Правил выплаты публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года № 1233 прием от граждан заявлений о выплате возмещения и иных необходимых документов, а также выплата возмещения может осуществляться Фондом через банки-агенты, соответствующие требованиям к кредитной организации, в которой учитываются денежные средства компенсационного фонда, сформированного в соответствии с Законом. В целях настоящих Правил банком-агентом признается банк, признанный победителем конкурса в соответствии с утвержденным Фондом порядком конкурсного отбора банков-агентов и осуществляющий от имени Фонда и за его счет прием заявлений о выплате возмещения, а также выплату такого возмещения.
В целях обеспечения прав и законных интересов граждан, а также целевого использования средств компенсационного фонда и имущества Фонда, сформированного за счет имущественного взноса Российской Федерации и иных публично-правовых образований, Фонд осуществляет контроль за банками-агентами путем анализа отчетов банка-агента, иных полученных от банка-агента документов и сведений и поступивших в Фонд обращений граждан (пункт 11 Правил).
На правоотношения, возникающие между взыскателем и должником при исполнении исполнительного документа распространяются положения Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Частью 1 статьи 8, частями 5, 7 статьи 70 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлена возможность направления исполнительного документа о взыскании денежных средств непосредственно взыскателем в банк, осуществляющий обслуживание счетов должника.
Таким образом, предъявление исполнительного документа к исполнению в любом случае носит заявительный характер.
С учетом положений вышеуказанных правовых ном и их разъяснений суды первой и апелляционной инстанций установив, что ППК «Фонд развития территорий» является участником казначейского сопровождения, пришли к выводу, что порядок и срок исполнения решения суда регулируются нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку исполнительный лист по вступившему в законную силу решению суда получен Митенковой Л.Г. 28 декабря 2022 г., а требования, указанные в исполнительном документе, исполнены 12 января 2023 года, то есть в течение предусмотренного Бюджетным кодексом Российской Федерации срока после предъявления исполнительного листа взыскателем в АО «Банк ДОМ.РФ», которое является агентом ППК «Фонд развития территорий», суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для применения, предусмотренного статьей 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, механизма индексации взысканных денежных сумм.
Доводы кассационной жалобы о том, что Фонд не является участником бюджетного процесса и взыскание денежных средств во исполнение решения суда осуществлено со счета, открытого в кредитной организации, а именно АО «Банк Дом.РФ», не свидетельствует о неправильности выводов судов об отказе в индексации присужденных сумм.
Поскольку судебный акт исполнен в сроки, установленные пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, оснований для удовлетворения заявления Митенковой Л.Г. не имелось.
При установленных по делу обстоятельствах доводы кассационной жалобы о наличии оснований для индексации взысканных судом денежных сумм не могут быть приняты во внимание.
Нарушений норм материального и процессуального права, вопреки доводам жалобы, влекущих отмену судебных постановлений, не допущено.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 379.5 - 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
определение Ленинского районного суда г. Саратова от 19 июля 2023 года и апелляционное определение Саратовского областного суда от 13 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Митенковой Л.Г, - без удовлетворения.
Судья В.М. Лемякина