Судья Апокин Д.В.              Дело № 33-7137/2024

№ 2-272/2023

64RS0047-01-2022-004836-26

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 июля 2024 года                           г. Саратов

Судья Саратовского областного суда Аракчеева С.В., при ведении протокола помощником судьи Елеусиновой Д.У., рассмотрев частную жалобу Черемисова В.Н. на определение Октябрьского районного суда г. Саратова от 09 апреля 2024 года об отказе в удовлетворении заявления об индексации суммы, присужденной решением Кировского районного суда г. Саратова от 19 мая 2023 года, по гражданскому делу по исковому заявлению Черемисова В.Н. к публично-правовой компании «Фонд развития территорий», жилищно-строительному кооперативу «Капитель-2002» в лице конкурсного управляющего Антонова О.И., обществу с ограниченной ответственностью «ЭсАрДжи-Консалтинг» о взыскании денежных средств по договору о долевом участии, признании прекращенным права требования, признании отчета об оценке недействительным в части,

установил:

решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 19 мая 2023 года с публично-правовой компании (далее – ППК) «Фонд развития территорий» в пользу Черемисова В.Н. взыскано денежное возмещение в размере 1 019 172 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 211 руб. 63 коп.

Право требования Черемисова В.Н. на двухкомнатную <адрес>, проектной 66,22 кв.м, общей площадью 63,77 кв.м, на 8 этаже, в блок-секции «И», 2 очередь строительства, расположенного по адресу: <адрес>, квартал, ограниченный улицами им. <адрес>, признано прекращенным с момента выплаты возмещения.

В удовлетворении остальной части исковых требований, а также требований к ЖСК «Капитель-2002», ООО «ЭсАрДжи-Консалтинг» о признании недействительным отчета, взыскании денежных средств, прекращении права требования отказано.

С ППК «Фонд развития территорий» в пользу ООО «Приоритет-оценка» взысканы расходы по проведению судебной экспертизы в размере 54 000 руб., в бюджет МО «Город Саратов» расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 596 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 07 сентября 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 19 мая 2023 года изменено в части распределения расходов по уплате государственной пошлины и проведению судебной экспертизы. С ППК «Фонд развития территорий» в пользу Черемисова В.Н. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 10 700 руб.

В доход бюджета МО «Город Саратов» взыскана государственная пошлина с ППК «Фонд развития территорий» в размере 1 455 руб. 05 коп., с Черемисова В.Н. в размере 1 963 руб. 95 коп.

В пользу ООО «Приоритет-Оценка» взысканы расходы по проведению судебной экспертизы с ППК «Фонд развития территорий» в размере 46 488 руб. 60 коп., с Черемисова В.Н. в размере 7 511 руб. 40 коп.

В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 19 мая 2023 года оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01 февраля 2024 года решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 19 мая 2023 года в неизмененной части, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 07 сентября 2023 года оставлено без изменения.

17 октября 2023 года Черемисов В.Н. обратился в суд с заявлением о взыскании с ППК «Фонд развития территорий» индексации присужденных выше денежных сумм в размере 14 439 руб. 71 коп.

Определением Октябрьского районного суда г. Саратова от 09 апреля 2024 года в удовлетворении заявления отказано.

Черемисов В.Н. в частной жалобе просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу, удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Автор жалобы указывает, что определение является незаконным и необоснованным, поскольку суд первой инстанции не применил положения
ст. 208 ГПК РФ. Полагает, что на порядок и срок исполнения исполнительного листа в отношении ППК «Фонд развития территорий» не распространяются нормы БК РФ, поскольку его имущество принадлежит ему на праве собственности, Российская Федерация не отвечает по его обязательствам, и его имущество не входит в средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, взыскание денежных средств на основании решения суда осуществляется не с лицевого счета, открытого в Федеральном казначействе, на который поступают бюджетные средства, имеющие целевой характер, а с расчетного счета, открытого в кредитной организации.

Рассмотрев частную жалобу в соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ, единолично, без извещения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в частной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судья апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г. Саратова от 19 мая 2023 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 07 сентября 2023 года с ППК «Фонд развития территорий» в пользу Черемисова В.Н. взыскано возмещение в размере 1 019 172 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 10 700 руб.

02 октября 2023 года представителю Черемисова В.Н. выдан исполнительный лист.

Согласно платежному поручению от 06 октября 2023 года ППК «Фонд развития территорий» перечислил на счет Черемисова В.Н. денежные средства по указанному исполнительному листу.

Разрешая заявленные Черемисовым В.Н. требования об индексации присужденных судом денежных средств и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что предъявленный взыскателем в Банк исполнительный документ был исполнен на следующий день, то есть в предусмотренный законом срок.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 ГПК РФ по заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию присужденных судом денежных сумм на день исполнения решения суда в случаях и в размерах, которые предусмотрены федеральным законом или договором.

Приведенные положения процессуального закона направлены на компенсацию инфляционных потерь от несвоевременного исполнения решения суда о взыскании денежных сумм и регулируют не гражданско-правовые отношения, предусмотренные ст. 2 ГК РФ, а отношения, связанные с исполнением решения суда.

Если иное не предусмотрено федеральным законом, присужденные денежные суммы индексируются со дня вынесения решения суда или, если решением суда предусмотрена выплата присужденной денежной суммы в предстоящем периоде, с момента, когда такая выплата должна была быть произведена.

На основании ст. 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно разъяснениям, данным в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ 28 мая 2019 года № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют исполнение судебных актов о возмещении вреда в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган с учетом положений, установленных п. 3.2 ст. 242.1 и абз. 3 п. 6 ст. 242.2 БК РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ
«О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ППК «Фонд развития территорий» - унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в целях осуществления функций и полномочий публично-правового характера, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Учредителем Фонда является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Фонда от имени Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Фонд действует на основании устава, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона к функциям и полномочиям Фонда отнесена выплата за счет имущества Фонда возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений.

Согласно п. п. 12, 13 Раздела II Устава Фонда, указанного в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года № 1231 Фонд создан в целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантии защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства, средства которых привлекаются для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков, по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу жилых помещений, в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 218-ФЗ имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, имущества юридических лиц, правопреемником которых является Фонд, компенсационного фонда, а также имущества, приобретенного за счет имущественных взносов Российской Федерации, инвестирования временно свободных средств, добровольных имущественных взносов, в том числе публично-правовых образований, доходов, полученных Фондом от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.

Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для достижения целей деятельности Фонда и осуществления возложенных на него функций и полномочий.Денежные средства Фонда, в том числе полученные в результате приносящей доход деятельности, расходуются на реализацию, возложенных на него функций и полномочий.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 218-ФЗ компенсационный фонд обособляется от иного имущества Фонда. По компенсационному фонду ведется обособленный учет.

Денежные средства компенсационного фонда должны учитываться на отдельном счете, открываемом Фондом в кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Выплата возмещения гражданам - участникам долевого строительства регламентируется ст. 13 Федерального закона № 218-ФЗ.

Таким образом, ППК «Фонд развития территорий» является участником казначейского сопровождения, в связи с чем порядок и срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения, регулируются нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Абзацем 1 п. 6 ст. 242.2 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Кроме того, пунктом 3 ч. 1 ст. 3 данного Федерального закона к функциям и полномочиям Фонда отнесена выплата за счет имущества Фонда возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений.

На имущество, составляющее компенсационный фонд, не может быть обращено взыскание по обязательствам Фонда (ч. 4).

Согласно п. 9 Правил выплаты публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» возмещения гражданам - участникам долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу жилых помещений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2017 года № 1233 прием от граждан заявлений о выплате возмещения и иных необходимых документов, а также выплата возмещения может осуществляться Фондом через банки-агенты, соответствующие требованиям к кредитной организации, в которой учитываются денежные средства компенсационного фонда, сформированного в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В целях настоящих Правил банком-агентом признается банк, признанный победителем конкурса в соответствии с утвержденным Фондом порядком конкурсного отбора банков-агентов и осуществляющий от имени Фонда и за его счет прием заявлений о выплате возмещения, а также выплату такого возмещения.

В целях обеспечения прав и законных интересов граждан, а также целевого использования средств компенсационного фонда Фонд осуществляет контроль за банками-агентами путем анализа отчетов банка-агента, иных полученных от банка-агента документов и сведений и поступивших в Фонд обращений граждан
(п. 11 Правил)

Следовательно, Фонд вправе привлекать банк-агент, который осуществляет прием заявлений о выплате возмещения, а также производит выплату такого возмещения.

На правоотношения, возникающие между взыскателем и должником при исполнении исполнительного документа, распространяются положения Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Частью 1 ст. 8, ч.ч. 5 и 7 ст. 70 данного Федерального закона установлена возможность направления исполнительного документа о взыскании денежных средств непосредственно взыскателем в банк, осуществляющий обслуживание счетов должника.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Указанные в ч. 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ст. 7 Федерального закона № 229-ФЗ).

Таким образом, предъявление исполнительного документа к исполнению в данном случае носит заявительный характер.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 января 2024 года № 3-П ст. 208 ГПК РФ п. 1 и 2 ст. 242.1, п. 6 ст.242.2 БК РФ, п. 1 и 2, абз. 1 п.5, абз. 1 п. 6 и абз. 1 п.7 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в их взаимосвязи признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. ст. 1 (ч.1), 4 (ч. 2), 15 (ч. ч.1 и 2), 19 (ч.1 и 2), 46 (ч. 1), 55 (ч.3) и 118, в той мере, в какой: неопределенность их нормативного содержания в системе действующего правового регулирования порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений; они позволяют при решении вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок индексации присужденных судом денежных сумм, не учитывать ошибочное направление судом по просьбе взыскателя документов для взыскания не тому органу, которому они должны быть адресованы в силу закона.

Постановлено до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления и Постановления Конституционного Суда РФ от 22 июня 2023 года № 34-П, срок индексации присужденных судом денежных сумм при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и на средства бюджетных учреждений должен исчисляться со дня поступления исполнительных документов, названных соответственно в ст. 242.1 БК РФ или в ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», на исполнение в уполномоченный орган (орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетного учреждения).

Как установлено, предъявленный 05 октября 2023 года взыскателем в Банк исполнительный документ был исполнен 06 октября 2023 года.

В силу общих положений ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Исходя из ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при немедленном исполнении содержащихся в исполнительном документе требований началом исполнения следует считать день не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа на исполнение.

Предъявленный взыскателем в Банк исполнительный документ был исполнен на следующий день, то есть в предусмотренный законом срок.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку имелись обстоятельства невозможности исполнения ответчиком судебного акта по настоящему делу до предъявления исполнительного документа к исполнению, требования исполнительного документа были исполнены в установленные законом срок.

Доводы частной жалобы не могут служить основанием к отмене определения суда, поскольку свидетельствуют о неправильном толковании автором жалобы действующего законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 331, 333, 334 ГПК РФ, судья

определил:

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 09 ░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░

33-7137/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Черемисов Виктор Николаевич
Ответчики
ООО ЭсАрДжи-Консалтинг
Публично-правовая компания Фонд развития территорий
ЖСК Капитель-2002 в лице конкурсного управляющего Антонова Олега Игоревича
Другие
Краевский Дмитрий Юрьевич
Нуждина Александра Вячеславовна
Канкия Манана Мурмановна
Соколовская Светлана Анатольевна
Тихомиров Сергей Валерьевич
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Аракчеева С.В.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
18.07.2024Передача дела судье
31.07.2024Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2024Передано в экспедицию
31.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее