Решение по делу № 2-643/2023 от 10.04.2023

РЕШЕНИЕ

по делу

Именем Российской Федерации

17 августа 2023 г.

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Старовойт Е.А.,

при секретаре Байгузове И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Моршанска Тамбовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ФСИН России, УФСИН России по Тамбовской области о возложении обязанности разработать проект демонтажа объекта незавершенного строительства и произвести демонтаж объекта незавершенного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально прокурор г. Моршанска Тамбовской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к УФСИН России по Тамбовской области о возложении обязанности произвести демонтаж объекта незавершенного строительства.

Впоследствии истец подал уточненный иск к ФСИН России, УФСИН России по Тамбовской области о возложении обязанности разработать проект демонтажа объекта незавершенного строительства и произвести демонтаж объекта незавершенного строительства.

В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Моршанска по обращению ФИО11 была проведена проверка о бесхозяйном обращении с объектом незавершенного строительства по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, кадастровый находится в оперативном управлении УФСИН России по Тамбовской области.

Земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> на котором расположен объект незавершенного строительства также находится в оперативном управлении УФСИН России по Тамбовской области (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе выездной проверки установлено, что кирпичное здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом незавершенного строительства, имеет три этажа, крыша отсутствует. В результате воздушной и водяной эрозии происходит разрушение кирпичной кладки, бетонных перекрытий, элементы которых падают на дворовую территорию. При этом здание не огорожено по периметру, что представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

Проверка показала, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> проведено обследование объекта незавершенного строительства, по результатам которого получено техническое заключение о его несоответствии строительным, противопожарным нормам и правилам и возможности завершения строительства объекта.

Согласно выводам и рекомендациям заключения основные строительные конструкции незавершенного строительства находятся в недопустимом техническом состоянии, объект не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам. Рекомендовано провести полный демонтаж здания, так как проведение работ по замене конструкций, их усилению, будут экономически нецелесообразны.

В ходе проверки установлено, что УФСИН России по Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ обратилось в УКСНЭР ФСИН России о принятии решения по списанию объекта. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ о согласовании списания с последующей разборкой.

Впоследствии в период 2018-2020 г.г. УФСИН России по Тамбовской области направлялись запросы в УКСНЭР ФСИН России о выделении денежных средств на проведение демонтажных работ, положительного ответа на которые получено не было.

Иных мер в целях демонтажа объекта и обеспечения безопасности граждан с учетом его аварийного состояния УФСИН России по Тамбовской области не принималось.

По результатам проведенной проверки в адрес УФСИН России по Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление.

Изучение ответа от ДД.ММ.ГГГГ показало, что со стороны УФСИН России по Тамбовской области каких-либо действенных мер к устранению выявленных нарушений не принято.

На основании изложенного, с учетом уточненного иска, истец просил:

- обязать УФСИН России по Тамбовской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект демонтажа объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

- обязать ФСИН России и УФСИН России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести демонтаж объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

В ответ на иск от ФСИН России поступили возражения, в которых указано, что ФСИН России выражает не согласие с заявленными исковыми требованиями по следующим основаниям.

Из п. 1 положения о ФСИН, утвержденного указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что ФСИН является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Одной из основных задач ФСИН России является, в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (п. 3).

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5).

Согласно п. 7 названного положения ФСИН России в соответствии с законодательством РФ осуществляет:

- обеспечение условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

- материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

- полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством РФ;

- функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в БК РФ (абз. 36 ст. 6) понимается, в частности орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом.

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казённое учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счёт средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абз. 38 ст. 6 БК РФ).

На основании п. 4 ст. 154 БК РФ органы исполнительной властен (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

На основании положений ст. 158 БК РФ обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также, определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казёнными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

В установленной в настоящем деле сфере деятельности именно ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов.

В силу ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно п. 1 ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации.

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Требования прокурора о возложении обязанности по демонтажу объекта незавершенного строительства, фактически сводятся к тому, чтобы обязать ФСИН России, как главного распорядителя бюджетных средств, произвести дополнительные финансовые расходы. При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета выделенных для реализации возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделений властей.

На основании вышеизложенного просили в удовлетворении исковых требований прокурора г. Моршанска Тамбовской области отказать.

В судебном заседании представитель истца ФИО12 исковые требования поддержала с учетом их уточнения по основаниям, указанным в иске. Считала, что бездействие УФСИН России по <адрес>, выразившееся в неосуществлении демонтажа объекта незавершенного строительства, является незаконным, создает угрозу жизни и здоровью граждан, причем не только жильцам <адрес>, но и всем жителям города. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчики, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Ранее в судебном заседании представитель УФСИН России по Тамбовской области ФИО13 исковые требования признала и пояснила, что в настоящее время произвести демонтаж здания не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования. УФСИН России по Тамбовской области ежегодно подает заявки на осуществление финансирования. До настоящего времени финансирование не поступило. Как только ФСИН России выделит деньги, будет заключен договор со специализированной организацией на разработку проекта по демонтажу и проведение работ.

Третьи лица - представитель ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения города Моршанска Тамбовской области» ФИО14, ФИО29, ФИО27, ФИО23 исковые требования прокурора г. Моршанска поддержали.

Ранее в судебном заседании ФИО29 пояснила, что она писала обращение в УФСИН России по Тамбовской области по поводу консервации спорного здания. После ее обращения и после того, как был причинен вред ее автомобилю, который пострадал от того, что кто-то кинул в него кирпич с этого здания, приезжали представители УФСИН России по Тамбовской области и закрывали здание решетками, но до конца консервация произведена не была. Дверь в подвал легко открывается и ребенок, либо подросток могут легко туда проникнуть. В этом здании разводили костры, часто жители вызывали полицию. Люди ежедневно ходят под аркой, где вываливаются кирпичи, окна висят на одной перемычке. УФСИН России по Тамбовской области просто повесили металлические решетки, не огораживая здание. Падают кирпичи с верхних этажей. Жители предлагали, чтобы хотя бы сняли два-три слоя верхних кладок кирпичей, но представители УФСИН России по Тамбовской области отвечали, что нет денежных средств и рабочей силы. Недавно ребенок падал с козырька этого здания, потому что оно ничем не отгорожено.

Другие участники, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Представитель администрации г. Моршанска, ФИО28, ФИО24, ФИО22, ФИО18, ФИО15, ФИО25, ФИО21, ФИО19, ФИО16 просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ранее в судебном заседании представитель администрации г. Моршанска ФИО17 пояснила, что в 2020 г. спорное здание и земельный участок находились в собственности РФ. Решением Арбитражного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ данные объекты были переданы УФСИН России по Тамбовской области на праве оперативного управления. УФСИН России по Тамбовской области обращалось в администрацию г. Моршанска с предложением принять здание в оперативное управление, но администрация впоследствии отказалась принять этот объект.

Ранее в судебном заседании ФИО18 и ФИО26 пояснили, что жители <адрес> направляли обращение на сайт губернатора и просили снести здание. Кроме того, с этого здания постоянно падают кирпичи и в него проникают дети и подростки.

Ранее в судебном заседании ФИО20 пояснил, что спорное здание прилегает к дому по <адрес>, непосредственно к стене его квартиры. Из-за того, что здание находится в полуразрушенном состоянии, прилегающие стены в квартире сыреют, появляется плесень. От этого часто болеет ребенок. Раз в месяц жители самостоятельно забивают двери и окна в этом здании, чтобы ограничить возможность проникновения детей и посторонних лиц.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Тамбовской области на праве оперативного управления принадлежит объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 329,9 кв.м., степенью готовности 40 %.

Земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства также находится в оперативном управлении УФСИН России по Тамбовской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуратурой г. Моршанска по обращению ФИО11 была проведена выездная проверка по факту бесхозяйного обращения с названным зданием, которой было установлено, что кирпичное здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом незавершенного строительства, имеет три этажа, крыша отсутствует. В результате воздушной и водяной эрозии происходит разрушение кирпичной кладки, бетонных перекрытий, элементы которых падают на дворовую территорию. При этом здание не огорожено по периметру, что представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

Проверка показала, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> проведено обследование данного объекта незавершенного строительства, по результатам которого получено техническое заключение о его несоответствии строительным, противопожарным нормам и правилам.

Из заключения следует, что в соответствии с СП 13-102-2003 основные строительные конструкции объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, находятся в недопустимом техническом состоянии. Ввиду недопустимого состояния основных конструкций, объект не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам. Поскольку подавляющее большинство строительных конструкций объекта незавершенного строительства находится в недопустимом состоянии, рекомендуется провести его полный демонтаж, так как проведение работ по замене конструкций, их усилению, будут экономически нецелесообразны.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России согласовало с УФСИН России по Тамбовской области решение о списании спорного объекта незавершенного строительства с его последующей разборкой.

Согласно материалам дела, в период 2018-2020 г.г. УФСИН России по Тамбовской области направлялись запросы в адрес УКСНЭР ФСИН России о выделении денежных средств на проведение демонтажных работ, положительного ответа на которые получено не было.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России выразило согласие на передачу объекта незавершенного строительства, закрепленного на праве оперативного управления за УФСИН России по Тамбовской области, в собственность муниципального образования – г. Моршанск Тамбовской области.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, администрации г. Моршанска не возражала против принятия данного объекта в муниципальную собственность при условии определения его фактического технического состояния, путем проведения обследования строительных конструкций лицензированной организацией и составления заключения о наличии либо отсутствии аварийных конструкций, представляющих угрозу безопасности населения, для составления акта приема-передачи при принятии объекта в муниципальную собственность.

Однако ни на дату обращения прокурора г. Моршанска в суд с рассматриваемым иском, ни на дату рассмотрения судом настоящего гражданского дела вопрос о передаче рассматриваемого объекта незавершенного строительства, принадлежащего УФСИН России по Тамбовской области на праве оперативного управления, в установленном законом порядке не разрешен.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратура г. Моршанска вынесла в адрес УФСИН России по Тамбовской области представление об устранении нарушений законодательства о государственной собственности, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Актами обследования объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, составленными администрацией г. Моршанска Тамбовской области, установлено, что кирпичная кладка в верхней части находится в аварийном состоянии, наблюдаются выпадение отдельных кирпичей, оконные перемычки также подвержены разрушению. Отдельно перемычки нависают, тем самым несут угрозу жизни. Доступ на уровне первого этажа закрыт, но при этом доступ не обеспечивает полного не проникновения в здание. Внутри здания обрушились отдельные конструкции. В месте расположения арки, между объектом незавершенного строительства и жилым домом, кирпичная кладка подвержена разрушению, наблюдаются трещины, нависание отдельных кирпичей, вследствие чего происходит намокание и увлажнение торцевой стены смежного дома.

По результатам обследований установлено, что никаких реальных действий по предотвращению потенциальной угрозы безопасности в отношении проживающих рядом граждан предпринято не было.

Иных мер в целях демонтажа объекта и обеспечения безопасности граждан с учетом его аварийного состояния УФСИН России по Тамбовской области не принималось.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и показаниями сторон.

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением.

Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством РФ осуществляет ФСИН России (п. 7 Положение о ФСИН
(в ред. Указов Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно п. 6 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

В ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с п. 1 ст. 55.30 ГрК РФ снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.

Понятие сноса дано в п. 14.4 ст. 1 ГрК РФ, согласно которой под сносом объекта капитального строительства понимается ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Частью 2 ст. 55.30 ГрК РФ предусмотрено, что в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

Согласно ч. 4 ст. 55.30 ГрК подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 5 ст. 55.30 ГрК РФ требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства» утверждены требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.

Частью 7 ст. 55.31 ГрК РФ предусмотрено, что лицом, осуществляющим снос объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее снос), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на осуществление сноса. Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.

Из пояснений сторон и представленных в дело доказательств достоверно установлено, что рассматриваемый объект незавершенного строительства не снесен, расположен в непосредственной близости к жилому дому по <адрес> и не огражден в соответствии с Правилами благоустройства территории <адрес> (утв. решением Моршанского городского Совета народных депутатов <адрес> от 30.06.2010г. ). Граждане имеют беспрепятственный доступ на территорию объекта, тем самым, несвоевременное принятие надлежащих мер по уничтожению (разборке) физически изношенного объекта незавершенного строительства создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, может стать причиной несчастных случаев и травматизма.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). При этом, исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.

В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 2 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

Абзацем седьмым статьи 12 ГК РФ предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из содержания искового заявления усматривается, что оно было предъявлено прокурором в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, и по смыслу абз. 7 ст. 12 ГК РФ не может быть расценено как вмешательство в хозяйственную деятельность УФСИН России по Тамбовской области.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что согласование демонтажа спорного здания было произведено в 2018 г. и до настоящего времени демонтаж осуществлен не был, суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Моршанска к УФСИН России по Тамбовской области заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

При этом суд соглашается с доводами ФСИН России, указанными в возражениях на иск, о том, что ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Возложение на ФСИН России обязанности по демонтажу спорного здания фактически сводится к принудительному понуждению на выделение финансирования, что в свою очередь недопустимо, поскольку нарушает его права, как главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

В связи с этим, в удовлетворении исковых требований к ФСИН России следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Моршанска Тамбовской области удовлетворить частично.

Обязать УФСИН России по Тамбовской области ( в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект демонтажа объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Обязать УФСИН России по Тамбовской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести демонтаж объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

В удовлетворении исковых требований к ФСИН России () отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Судья: Е.А. Старовойт

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.А. Старовойт

РЕШЕНИЕ

по делу

Именем Российской Федерации

17 августа 2023 г.

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Старовойт Е.А.,

при секретаре Байгузове И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Моршанска Тамбовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ФСИН России, УФСИН России по Тамбовской области о возложении обязанности разработать проект демонтажа объекта незавершенного строительства и произвести демонтаж объекта незавершенного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально прокурор г. Моршанска Тамбовской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к УФСИН России по Тамбовской области о возложении обязанности произвести демонтаж объекта незавершенного строительства.

Впоследствии истец подал уточненный иск к ФСИН России, УФСИН России по Тамбовской области о возложении обязанности разработать проект демонтажа объекта незавершенного строительства и произвести демонтаж объекта незавершенного строительства.

В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Моршанска по обращению ФИО11 была проведена проверка о бесхозяйном обращении с объектом незавершенного строительства по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, кадастровый находится в оперативном управлении УФСИН России по Тамбовской области.

Земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> на котором расположен объект незавершенного строительства также находится в оперативном управлении УФСИН России по Тамбовской области (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе выездной проверки установлено, что кирпичное здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом незавершенного строительства, имеет три этажа, крыша отсутствует. В результате воздушной и водяной эрозии происходит разрушение кирпичной кладки, бетонных перекрытий, элементы которых падают на дворовую территорию. При этом здание не огорожено по периметру, что представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

Проверка показала, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> проведено обследование объекта незавершенного строительства, по результатам которого получено техническое заключение о его несоответствии строительным, противопожарным нормам и правилам и возможности завершения строительства объекта.

Согласно выводам и рекомендациям заключения основные строительные конструкции незавершенного строительства находятся в недопустимом техническом состоянии, объект не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам. Рекомендовано провести полный демонтаж здания, так как проведение работ по замене конструкций, их усилению, будут экономически нецелесообразны.

В ходе проверки установлено, что УФСИН России по Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ обратилось в УКСНЭР ФСИН России о принятии решения по списанию объекта. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ о согласовании списания с последующей разборкой.

Впоследствии в период 2018-2020 г.г. УФСИН России по Тамбовской области направлялись запросы в УКСНЭР ФСИН России о выделении денежных средств на проведение демонтажных работ, положительного ответа на которые получено не было.

Иных мер в целях демонтажа объекта и обеспечения безопасности граждан с учетом его аварийного состояния УФСИН России по Тамбовской области не принималось.

По результатам проведенной проверки в адрес УФСИН России по Тамбовской области ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление.

Изучение ответа от ДД.ММ.ГГГГ показало, что со стороны УФСИН России по Тамбовской области каких-либо действенных мер к устранению выявленных нарушений не принято.

На основании изложенного, с учетом уточненного иска, истец просил:

- обязать УФСИН России по Тамбовской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект демонтажа объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

- обязать ФСИН России и УФСИН России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести демонтаж объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

В ответ на иск от ФСИН России поступили возражения, в которых указано, что ФСИН России выражает не согласие с заявленными исковыми требованиями по следующим основаниям.

Из п. 1 положения о ФСИН, утвержденного указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что ФСИН является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Одной из основных задач ФСИН России является, в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (п. 3).

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (п. 5).

Согласно п. 7 названного положения ФСИН России в соответствии с законодательством РФ осуществляет:

- обеспечение условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

- материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

- полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством РФ;

- функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в БК РФ (абз. 36 ст. 6) понимается, в частности орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом.

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казённое учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счёт средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абз. 38 ст. 6 БК РФ).

На основании п. 4 ст. 154 БК РФ органы исполнительной властен (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

На основании положений ст. 158 БК РФ обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также, определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казёнными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

В установленной в настоящем деле сфере деятельности именно ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов.

В силу ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно п. 1 ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации.

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Требования прокурора о возложении обязанности по демонтажу объекта незавершенного строительства, фактически сводятся к тому, чтобы обязать ФСИН России, как главного распорядителя бюджетных средств, произвести дополнительные финансовые расходы. При этом понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета выделенных для реализации возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделений властей.

На основании вышеизложенного просили в удовлетворении исковых требований прокурора г. Моршанска Тамбовской области отказать.

В судебном заседании представитель истца ФИО12 исковые требования поддержала с учетом их уточнения по основаниям, указанным в иске. Считала, что бездействие УФСИН России по <адрес>, выразившееся в неосуществлении демонтажа объекта незавершенного строительства, является незаконным, создает угрозу жизни и здоровью граждан, причем не только жильцам <адрес>, но и всем жителям города. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Ответчики, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Ранее в судебном заседании представитель УФСИН России по Тамбовской области ФИО13 исковые требования признала и пояснила, что в настоящее время произвести демонтаж здания не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования. УФСИН России по Тамбовской области ежегодно подает заявки на осуществление финансирования. До настоящего времени финансирование не поступило. Как только ФСИН России выделит деньги, будет заключен договор со специализированной организацией на разработку проекта по демонтажу и проведение работ.

Третьи лица - представитель ТОГБУ СОН «Центр социальных услуг для населения города Моршанска Тамбовской области» ФИО14, ФИО29, ФИО27, ФИО23 исковые требования прокурора г. Моршанска поддержали.

Ранее в судебном заседании ФИО29 пояснила, что она писала обращение в УФСИН России по Тамбовской области по поводу консервации спорного здания. После ее обращения и после того, как был причинен вред ее автомобилю, который пострадал от того, что кто-то кинул в него кирпич с этого здания, приезжали представители УФСИН России по Тамбовской области и закрывали здание решетками, но до конца консервация произведена не была. Дверь в подвал легко открывается и ребенок, либо подросток могут легко туда проникнуть. В этом здании разводили костры, часто жители вызывали полицию. Люди ежедневно ходят под аркой, где вываливаются кирпичи, окна висят на одной перемычке. УФСИН России по Тамбовской области просто повесили металлические решетки, не огораживая здание. Падают кирпичи с верхних этажей. Жители предлагали, чтобы хотя бы сняли два-три слоя верхних кладок кирпичей, но представители УФСИН России по Тамбовской области отвечали, что нет денежных средств и рабочей силы. Недавно ребенок падал с козырька этого здания, потому что оно ничем не отгорожено.

Другие участники, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Представитель администрации г. Моршанска, ФИО28, ФИО24, ФИО22, ФИО18, ФИО15, ФИО25, ФИО21, ФИО19, ФИО16 просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ранее в судебном заседании представитель администрации г. Моршанска ФИО17 пояснила, что в 2020 г. спорное здание и земельный участок находились в собственности РФ. Решением Арбитражного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ данные объекты были переданы УФСИН России по Тамбовской области на праве оперативного управления. УФСИН России по Тамбовской области обращалось в администрацию г. Моршанска с предложением принять здание в оперативное управление, но администрация впоследствии отказалась принять этот объект.

Ранее в судебном заседании ФИО18 и ФИО26 пояснили, что жители <адрес> направляли обращение на сайт губернатора и просили снести здание. Кроме того, с этого здания постоянно падают кирпичи и в него проникают дети и подростки.

Ранее в судебном заседании ФИО20 пояснил, что спорное здание прилегает к дому по <адрес>, непосредственно к стене его квартиры. Из-за того, что здание находится в полуразрушенном состоянии, прилегающие стены в квартире сыреют, появляется плесень. От этого часто болеет ребенок. Раз в месяц жители самостоятельно забивают двери и окна в этом здании, чтобы ограничить возможность проникновения детей и посторонних лиц.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Тамбовской области на праве оперативного управления принадлежит объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 329,9 кв.м., степенью готовности 40 %.

Земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства также находится в оперативном управлении УФСИН России по Тамбовской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуратурой г. Моршанска по обращению ФИО11 была проведена выездная проверка по факту бесхозяйного обращения с названным зданием, которой было установлено, что кирпичное здание, расположенное по адресу: <адрес>, является объектом незавершенного строительства, имеет три этажа, крыша отсутствует. В результате воздушной и водяной эрозии происходит разрушение кирпичной кладки, бетонных перекрытий, элементы которых падают на дворовую территорию. При этом здание не огорожено по периметру, что представляет угрозу для жизни и здоровья граждан.

Проверка показала, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> проведено обследование данного объекта незавершенного строительства, по результатам которого получено техническое заключение о его несоответствии строительным, противопожарным нормам и правилам.

Из заключения следует, что в соответствии с СП 13-102-2003 основные строительные конструкции объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, находятся в недопустимом техническом состоянии. Ввиду недопустимого состояния основных конструкций, объект не соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам. Поскольку подавляющее большинство строительных конструкций объекта незавершенного строительства находится в недопустимом состоянии, рекомендуется провести его полный демонтаж, так как проведение работ по замене конструкций, их усилению, будут экономически нецелесообразны.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России согласовало с УФСИН России по Тамбовской области решение о списании спорного объекта незавершенного строительства с его последующей разборкой.

Согласно материалам дела, в период 2018-2020 г.г. УФСИН России по Тамбовской области направлялись запросы в адрес УКСНЭР ФСИН России о выделении денежных средств на проведение демонтажных работ, положительного ответа на которые получено не было.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФСИН России выразило согласие на передачу объекта незавершенного строительства, закрепленного на праве оперативного управления за УФСИН России по Тамбовской области, в собственность муниципального образования – г. Моршанск Тамбовской области.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ, администрации г. Моршанска не возражала против принятия данного объекта в муниципальную собственность при условии определения его фактического технического состояния, путем проведения обследования строительных конструкций лицензированной организацией и составления заключения о наличии либо отсутствии аварийных конструкций, представляющих угрозу безопасности населения, для составления акта приема-передачи при принятии объекта в муниципальную собственность.

Однако ни на дату обращения прокурора г. Моршанска в суд с рассматриваемым иском, ни на дату рассмотрения судом настоящего гражданского дела вопрос о передаче рассматриваемого объекта незавершенного строительства, принадлежащего УФСИН России по Тамбовской области на праве оперативного управления, в установленном законом порядке не разрешен.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратура г. Моршанска вынесла в адрес УФСИН России по Тамбовской области представление об устранении нарушений законодательства о государственной собственности, однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Актами обследования объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, составленными администрацией г. Моршанска Тамбовской области, установлено, что кирпичная кладка в верхней части находится в аварийном состоянии, наблюдаются выпадение отдельных кирпичей, оконные перемычки также подвержены разрушению. Отдельно перемычки нависают, тем самым несут угрозу жизни. Доступ на уровне первого этажа закрыт, но при этом доступ не обеспечивает полного не проникновения в здание. Внутри здания обрушились отдельные конструкции. В месте расположения арки, между объектом незавершенного строительства и жилым домом, кирпичная кладка подвержена разрушению, наблюдаются трещины, нависание отдельных кирпичей, вследствие чего происходит намокание и увлажнение торцевой стены смежного дома.

По результатам обследований установлено, что никаких реальных действий по предотвращению потенциальной угрозы безопасности в отношении проживающих рядом граждан предпринято не было.

Иных мер в целях демонтажа объекта и обеспечения безопасности граждан с учетом его аварийного состояния УФСИН России по Тамбовской области не принималось.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и показаниями сторон.

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением.

Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством РФ осуществляет ФСИН России (п. 7 Положение о ФСИН
(в ред. Указов Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно п. 6 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при их использовании требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

В ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с п. 1 ст. 55.30 ГрК РФ снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.

Понятие сноса дано в п. 14.4 ст. 1 ГрК РФ, согласно которой под сносом объекта капитального строительства понимается ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Частью 2 ст. 55.30 ГрК РФ предусмотрено, что в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

Согласно ч. 4 ст. 55.30 ГрК подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч. 5 ст. 55.30 ГрК РФ требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства» утверждены требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства.

Частью 7 ст. 55.31 ГрК РФ предусмотрено, что лицом, осуществляющим снос объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее снос), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на осуществление сноса. Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.

Из пояснений сторон и представленных в дело доказательств достоверно установлено, что рассматриваемый объект незавершенного строительства не снесен, расположен в непосредственной близости к жилому дому по <адрес> и не огражден в соответствии с Правилами благоустройства территории <адрес> (утв. решением Моршанского городского Совета народных депутатов <адрес> от 30.06.2010г. ). Граждане имеют беспрепятственный доступ на территорию объекта, тем самым, несвоевременное принятие надлежащих мер по уничтожению (разборке) физически изношенного объекта незавершенного строительства создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, может стать причиной несчастных случаев и травматизма.

Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46). При этом, исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом.

В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 2 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.

Абзацем седьмым статьи 12 ГК РФ предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Исполнение обязанности в натуре означает понуждение должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из содержания искового заявления усматривается, что оно было предъявлено прокурором в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, и по смыслу абз. 7 ст. 12 ГК РФ не может быть расценено как вмешательство в хозяйственную деятельность УФСИН России по Тамбовской области.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что согласование демонтажа спорного здания было произведено в 2018 г. и до настоящего времени демонтаж осуществлен не был, суд приходит к выводу, что требования прокурора г. Моршанска к УФСИН России по Тамбовской области заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

При этом суд соглашается с доводами ФСИН России, указанными в возражениях на иск, о том, что ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Возложение на ФСИН России обязанности по демонтажу спорного здания фактически сводится к принудительному понуждению на выделение финансирования, что в свою очередь недопустимо, поскольку нарушает его права, как главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей.

В связи с этим, в удовлетворении исковых требований к ФСИН России следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Моршанска Тамбовской области удовлетворить частично.

Обязать УФСИН России по Тамбовской области ( в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект демонтажа объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

Обязать УФСИН России по Тамбовской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести демонтаж объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый .

В удовлетворении исковых требований к ФСИН России () отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца с момента его составления в окончательной форме.

Судья: Е.А. Старовойт

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.А. Старовойт

2-643/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Моршанска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
УФСИН России по Тамбовской области
ФСИН России
Другие
Шепталина Светлана Юрьевна
ВАлдаев Вадим Алексеевич
Фомина Елена Анатольевна
СЕлифанова Татьяна Ивановна
Ламзина Елена Николаевна
Кострикина Роза Валерьевна
Малышева Наталья Петровна
Печагина Татьяна Николаевна
Бердникова Галина Ильинична
НЕпряхин Нина Александровна
ГОляева Татьяна Николаевна
Колдашова Ольга Владимировна
Барсукова Тамара Михайловна
Шумская Ольга Николаевна
Перова Лидия Павловна
Попов Сергей Сергеевич
Юрицына Юлия Игоревна
Куваев Кирилл Владимирович
Бабич Надежда Валерьевна
Смолянникова Любовь Михайлович
Равоян Тенгис Сутоевич
Муругина МАрина Николаевна
Разнаушкина Елена Александровна
Путинцев Владимир Михайлович
ГОляева Светлана Викторовна
Попова Раиса Моисеевна
Новикова Нина Александровна
Коршунов Михаил Сергеевич
Аверин Арсений Евгеньевич
Малюгин Алексей Олегович
Четверикова Екатерина Степановна
Кожевникова Екатерина Владимировна
Клепова Анна Михайловна
Самарцева Татьяна Алексеевна
Шилин МАксим Романович
Хабаров Владимир Николаевич
администрация г.Моршанска Тамбовской области
Расторгуев Алексей Иванович
Девятова Вера Александровна
Творогова Светлана Анатольевна
Конев Сергей Вячеславович
Ламзин Сергей Алексеевич
Ломовская Таисия Васильевна
Конкин Анатолий Михайлович
Зебрева Юлия Владимировна
Мещеряков Сергей Владимирович
Еремин Константин Николаевич
Любимова Любовь Яковлевна
Зебрева Татьяна Викторовна
Гончаров Денис Александрович
Подопросветова Валентина Ивановна
Лескина Любовь Яковлевна
Алексеев Сергей Николаевич
Непряхин Сергей Владимирович
Юрицын Александр Александрович
Полякова Ирина Борисовна
Осока Ольга Николаевна
Серикова Татьяна Валентиновна
Корепанова Любовь Васильевна
Творогова Людмила Федоровна
Коршунова Людмила Ивановна
КИрякин Владислав Дмитриевич
Максимов Сергей Борисович
Парамзина Елена Федоровна
Лосев Алексей Николаевич
Шлыкова Нина Ивановна
Алимкина Ольга Владиславовна
Рысакова Любовь Борисовна
Шепталин Александр Игоревич
Курбатова Валентина Ивановна
Мишин Максим Владимирович
Цапович Ирина Николаевна
Шапошников Сергей Витальевич
ЖУКОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Жиброва Мария Владимировна
Татарников Алексей Михайлович
Захаров Антон Сергеевич
Смолянников Андрей Владимирович
Шишкина Светлана Анатольевна
Тарасюк Валентина Александровна
Захарова Елена Петровна
Ясакова Наталья Юрьевна
Захарова Юлия Сергеевна
Точилина Галина Анатольевна
Полянин СЕргей Валентинович
Репникова Олеся Сергеевна
ГЛистин Сергей Егорович
Бердникова Елена Валерьевна
Чумак Татьяна Николаевна
Творогов Константин Анатольевич
СИДОРИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
Семкина Галина Михайловна
Жукова Виктория Александровна
Митрофанова Надежда Ивановна
Клепова Арина Алексеевна
ТОГБУ СОН "Центр социальных услуг населения г.Моршанска и Моршанского района"
Мишина Анна Максимовна
Карасев Сергей Николаевич
Смолянников Михаил Владимирович
Дружинина Ксения Сергеевна
Попова Ольга Юрьевна
Комарова Любовь Алексеевна
Никитина Елена Алексеевна
Ясакова Наталья Петровна
Чумак Виталий Петрович
Скачков Владимир Павлович
Овчинникова Нина Алексеевна
Долгих Елена Валентиновна
Глистина Евгения Васильевна
Фомин Юрий Владимирович
Овчинников Сергей Сергеевич
Соломатина Елена Анатольевна
Носенко Георгий Александрович
Овчинников Сергей Алексеевич
Сафронов Ольга Васильевна
Еремина Татьяна Ивановна
Круглова Тамара Николаевна
Попова Наталья павловна
Аверина Ульяна Евгеньевна
КВардакова Валентина Владимировна
Карасева Ольга Васильевна
Кострикина Ксения Дмитриевна
Жулидов Сергей Викторович
Пономарева Светлана Михайловна
Крючин Юрий Николаевич
Шепталин Игорь Николаевич
Расторгуева Татьяна Михайловна
Непряхин Владиммр Иванович
Мишина Светлана Михайловна
Самсонова Любовь Гавриловна
Шапошников Юлия Ивановна
Попова Елена Андреевна
Шавырина Суфия Фазулзяновна
Творогов Анатолий Евгеньевич
КАшпурова Зинаида Михайловна
петрова Альбина Михайловна
Попов Сергей Петрович
Делицына Любовь Петровна
Павлов Александр Владимирович
Решетникова Татьяна Васильевна
Дегтев Александр Дмитриевич
Колдашова Галина Ивановна
Синев Дмитрий Николаевич
Алешина Светлана Евгеньевна
Новиков Александр Владимирович
Еремин Николай Иванович
Полякова Маргарита Викторовна
Земцов Александр Александрович
Костяева Галина Николаевна
Ананьев Анатолий Константинович
КИрякина Елена Анатольевна
Алешкова Людмила Алексеевна
Фомин Данила Юрьевич
Малышев Алексей Александрович
Егорова Александра Алексеевна
Дубкова Алевтина Борисовна
Дутов Дмитрий Владимирович
КАпырин Андрей Евгеньевич
Лёвина Людмила Анатольевна
Волкова Мария Николаевна
Дегтева Людмила Михайловна
Конякина Раиса Павловна
Фомина Лидия Семеновна
Попов Андрей Сергеевич
Аверин Евгений Анатольевич
Галямина Лидия Ивановна
ТИхонова Алина Вячеславовна
Коршунова Елена Викторовна
Клепов Алексей Сергеевич
МИшуткин Алексей Александрович
СКовородников Роман Владимирович
Демина Марина Алексеевна
Жуков Александр Николаевич
Коротаева Валентина Ивановна
Сафронова Анна Викторовна
Перов Сергей Федорович
Леонтьева Ольга Сергеевна
Гончаров Вадим Александрович
Савенко Андрей Дмитриевмч
Локтева Александра Ивановна
Качкина Надежда Николаевна
Крючина Ирина Ивановна
Шувакина Таисия Филипповна
Карасев Михаил Сергеевич
Сафронов Сергей Васильевич
Никитина Марина Вячеславовна
Фомин Максим Юрьевич
Зебрев Леонид Сергеевич
Аверина Кристина Сергеевна
Шавырина Алевтина Васильевна
Волова Галина Васильевна
Шуваев Игорь Вячеславович
Гончарова Нина Степановна
Кожевников Александр Николаевич
Сафронова Василий Васильевич
Крючина Кристина Юрьевна
СМирных Алевтина Сергеевна
Щербакова Валентина Павловна
Бражкова Татьяна Александровна
Жукова Марина Николаевна
Тержанян Гарен Сираганович
Буданова Ольга Владимировна
Попова Ирина Юрьевна
Дружинина Ирина Сергеевна
Грицкан Людмила Ивановна
Черскова Людмила Валерьевна
Пономарева Ольга Анатольевна
Клепов Артем Алексеевич
Овчинников Вадим Сергеевич
Урясьеа Татьяна Вячеславовна
Карпова Лидия Яковлевна
Расторгуева Эльвира Рафаэльевна
Мишина Мария Максимовна
Суд
Моршанский районный суд Тамбовской области
Судья
Старовойт Екатерина Александровна
Дело на сайте суда
morshansky.tmb.sudrf.ru
10.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2023Подготовка дела (собеседование)
24.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.04.2023Предварительное судебное заседание
12.05.2023Судебное заседание
14.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
20.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.09.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2023Дело оформлено
17.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее