Дело № 2-1360/2024
18RS0009-01-2024-001829-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июня 2024 года с.Шаркан УР
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Лопатиной Л.Э.,
при секретаре Перевозчиковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район Удмуртской Республики» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
установил:
Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район Удмуртской Республики» (далее – заявитель, Администрация МО «МО Шарканский район УР») обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
- сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 630м, кадастровый №***,
- сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 2096м, кадастровый №***,
- сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 1523м, кадастровый №***. Требования мотивированы следующим.
В соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 №931, вышеуказанные объекты были приняты на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
По истечении трех месяцев со дня постановки на учет в Управлении Федеральной службы с государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике как бесхозяйные объекты недвижимого имущества никто не заявлял о своих правах, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 23 января 2024 года.
Администрацией муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район Удмуртской Республики» были направлены запросы о наличии (отсутствии) сведений об объекте в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики. По вышеуказанным запросам сведения об объекте отсутствуют.
В связи с изложенным, на основании ст.225 ГК РФ Администрация МО «Шарканский район» просит признать за ней право муниципальной собственности на указанные бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
В судебном заседание представитель заявителя Администрации муниципального образования «Шарканский район» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя на основании ст. 167 ГПК РФ.
Представители заинтересованных лиц – Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики, Межрегионального территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили (л.д. 26,28).
Представитель заинтересованного лица – Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представив письменные пояснения по заявленным требованиям.
В порядке статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено по существу в отсутствие представителей указанных заинтересованных лиц.
Из письменных пояснений представителя Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики Шевцова В.С., действующего на основании доверенности №*** от <дата>, следует, что указанные в заявлении объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: №*** в реестре государственного имущества Удмуртской Республики не содержатся. Министерство имущественных отношений УР не возражает против удовлетворения требований заявителя, самостоятельных требований по существу спора не имеет (л.д. 26).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
В соответствии с п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ линейными объектами являются: линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Трубопроводом является сооружение, которое предназначено для транспортирования жидких и газообразных веществ, твердого топлива и иных твердых веществ в виде раствора под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы. Им является совокупность деталей и сборочных единиц с относящимися к ним элементами - коллекторами, тройниками, переходами, отводами, арматурой и т.п. (п. 3.26 СП 73.13330.2016, п. 3.6 РД ЭО 0586-2004).
Трубопровод относится к линейным объектам, то есть сооружениям. Последние являются недвижимыми вещами (п. 1 ст. 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации), что определяется их прочной связью с землей, то есть их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. п. 10, 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения в силу пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении") направлена на достижение целей по охране здоровья населения и по улучшению качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Статьей 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" определено, что водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов отнесена организация водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях.
Таким образом, объекты недвижимости: сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 630м, кадастровый №***, сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 2096м, кадастровый №***, сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 1523м, кадастровый №***, являются недвижимыми вещами - трубопроводами, то есть линейными объектами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 262 ГПК РФ дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматриваются судом в порядке особого производства.
Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом (часть 2 статьи 290 ГПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности.
Согласно ст. 31 Устава муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район Удмуртской Республики», принятого решением Совета депутатов МО "Муниципальный округ Шарканский район Удмуртской Республики" от 08.11.2021 № 02.21 (ред. от 11.08.2022), администрация района - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
К полномочиям Администрации района в соответствии со ст. 32 Устава, кроме прочего, относится управление (владение, пользование и распоряжение) имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с порядком, определенным Советом депутатов.
Таким образом, заявитель – Администрация Шарканского района УР в силу ст. 290 ГК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23.01.2024 об объекте недвижимости: - сеть водоснабжения, местоположение: <*****> протяженность 630м, кадастровый №*** последний принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 19 мая 2023 года (л.д.5-6).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23.01.2024 об объекте недвижимости: сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 2096м, кадастровый №***, последний принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 18 мая 2023 года (л.д.7-8).
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23.01.2024 об объекте недвижимости: сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 1523м, кадастровый №***, последний принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости 16 мая 2023 года (л.д.9-10).
Согласно информации Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Удмуртской Республики и Кировской области от 16 января 2024 года, по состоянию на 16.01.2024 в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об объектах: сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 630м; сеть водоснабжения, расположенные: <*****>, протяженность 630м; сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 1523м, кадастровый №*** (л.д.11).
Из сообщения Министерства имущественных отношений УР от 11 января 2024 года за №*** следует, что в Реестре государственного имущества Удмуртской Республики отсутствуют сведения об объектах: сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 630м; сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 630м; сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 1523м, кадастровый №*** (л.д.12).
Заявление о признании права муниципальной собственности на указанные объекты недвижимого имущества поступило в суд 07 мая 2024 года, то есть по истечении трех месяцев со дня постановки указанных в заявлении объектов недвижимого имущества, на учет как бесхозяйных недвижимых вещей.
Все условия для признания права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества заявителем по данному делу соблюдены.
В суде установлено, что в указанный период времени права на указанные объекты недвижимого имущества не заявлены, о чем свидетельствуют изложенные выше материалы гражданского дела, в том числе сообщения заинтересованных лиц - Межрегионального территориального управления Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области от 16 января 2024 года за №***, Министерства имущественных отношений УР от 11 января 2024 года за №***э, о том, что и в настоящее время они в реестрах, соответственно, государственной собственности Удмуртской Республики, федерального имущества, а равно в частной собственности не учитываются.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости: объекты недвижимости:
- сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 630м, кадастровый №***;
- сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 2096м, кадастровый №***;
- сеть водоснабжения, местоположение: <*****>, протяженность 1523м, кадастровый №***, приняты на учет как бесхозяйные<дата>, <дата>, <дата> соответственно, собственники указанного имущества отсутствуют.
Возражения относительно заявления Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район УР» заинтересованными лицами не представлены.
Таким образом, совокупностью исследованных в суде доказательств установлено, что указанные выше объекты недвижимого имущества являются бесхозяйными вещами, приняты на учет в установленном порядке, а потому заявление органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится указанное имущество, уполномоченного управлять муниципальным имуществом – Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район УР», обоснованно и подлежит удовлетворению, бесхозяйные объекты недвижимого имущества подлежат передаче в муниципальную собственность муниципального образования «Муниципальный округ Шарканский район УР».
Руководствуясь статьями 194-198, 293 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ 1828033247) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ 1828033247) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
- ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: <*****>, ░░░░░░░░░░░░░ 630░, ░░░░░░░░░░░ №***;
- ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: <*****>, ░░░░░░░░░░░░░ 2096░, ░░░░░░░░░░░ №***;
- ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░: <*****>, ░░░░░░░░░░░░░ 1523░, ░░░░░░░░░░░ №***.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ 2024 ░░░░