Решение по делу № 2а-168/2021 от 30.11.2020

Дело № 2а-168/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2021 года Северский городской суд Томской области в составе

председательствующего судьи Кокаревич И.Н.

при секретаре Масликовой А.Л.,

помощнике судьи Лавриненко А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Северске Томской области административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области к Карташовой Т.А. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере, пени,

установил:

административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (далее - ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области) обратилась в суд с указанным административным иском к Карташовой Т.А., в котором просит взыскать с административного ответчика в бюджет соответствующего уровня задолженность в размере 35 779, 80 руб., в том числе: в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 в сумме 28 880, 55 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10.01.2020 по 26.01.2020 в сумме 102, 29 руб., а также пени, начиная со следующего дня по день фактической уплаты налога из расчета 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 в сумме 6 772, 97 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10.01.2020 по 26.01.2020 в сумме 23, 99 руб., а также пени, начиная со следующего дня по день фактической уплаты налога из расчета 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства.

В обоснование административного иска указано, что на налоговом учёте в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области состоит в качестве налогоплательщика Карташова Т.А., **.**.**** года рождения, которая обязана уплачивать законно установленные налоги. Карташова Т.А. осуществляла предпринимательскую деятельность в период с 08.02.2018 по 25.12.2019 в связи с принятием соответствующего решения. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащая уплате за период с 01.01.2019 по 25.12.2019, составляет 28 880, 55 руб., по сроку уплаты 09.01.2020. Сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование, подлежащая уплате за период с 01.01.2019 по 25.12.2019, составляет 6 772, 97 руб., по сроку уплаты 09.01.2020. Должнику было направлено требование от 27.01.2020 ** об уплате налога, сбора, страховых взносов, которое оставлено без исполнения. ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Северского судебного района Томской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Карташовой Т.А. в бюджет соответствующего уровня вышеуказанной задолженности. Определением от 02.09.2020 судебный приказ был отменен, в связи с тем, что от должника поступили возражения относительно его исполнения, Инспекции разъяснено право на обращение в суд с административным исковым заявлением.

Представитель административного истца ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области Лукьянова А.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2021 **, сроком действия до 31.12.2021, имеющая высшее юридическое образование, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, доказательств уважительности причин неявки в суд не представила. Предоставила заявление, в котором поддержала административные исковые требования в полном объеме, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Инспекции.

Административный ответчик Карташова Т.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, доказательств уважительности причин неявки в суд не представила, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела. Представила возражения на административный иск, в которых указала, что не согласна с административными исковыми требованиями ИФНС России по ЗАТО Северск. Она зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя 08.02.2018 для получения вознаграждения от сетевой компании «Атоми» (корейская косметика). Однако никакого вознаграждения она не получила. 25.12.2019 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Налоговое уведомление административному ответчику не поступало. Карташова Т.А. является пенсионером, других доходов не имеет. Просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев дело, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6, пунктами 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Фиксированный размер страхового взноса определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и настоящим Федеральным законом.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 указанной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены (определение Конституционного суда Российской Федерации № 12-о от 30.01.2020; № 2465-О от 26.10.2017).

В судебном заседании установлено, что Карташова Т.А. зарегистрирована в ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 24.09.2020.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В связи с тем, что Карташовой Т.А. обязанность плательщика страховых взносов надлежащим образом не была исполнена, Инспекцией в соответствии со статьей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Карташовой Т.А. посредством личного кабинета направлено требование по состоянию на 27.01.2020 ** об уплате страховых взносов, пени сроком исполнения до 28.02.2020 на сумму 35 779, 80 руб., из которых: 28 880, 55 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, 6 772, 97 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, 102, 29 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 23, 99 руб. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Согласно части 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 5 названной статьи пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Исходя из вышеуказанных норм права, требование о взыскании пени производно от взыскания основного платежа, поскольку пени начисляются только при наличии недоимки. Обязанность по уплате пени оканчивается с прекращением основного обязательства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 того же Кодекса пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается для физических лиц равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как следует из материалов административного дела, 10.04.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Северского судебного района Томской области вынесен судебный приказ о взыскании с Карташовой Т.А. в пользу соответствующего бюджета задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пени, который определением мирового судьи судебного участка № 2 Северского судебного района Томской области от 02.09.2020 был отменен в связи с поступившими возражениями от должника относительно его исполнения.

Административное исковое заявление ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области о взыскании с Карташовой Т.А. в пользу соответствующего бюджета задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, пени поступило в Северский городской суд Томской области 30.11.2020, что подтверждается штампом суда, то есть не позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа (02.09.2020), а именно в срок, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания задолженности.

Расчет, произведенный административным истцом, судом проверен, признан верным, административным ответчиком указанный расчет оспорен не был, свой расчет административный ответчик Карташова Т.А. не представила.

На день рассмотрения административного дела задолженность по страховым вносам за 2019 год и пени административным ответчиком Карташовой Т.А. не погашена.

Довод административного ответчика об отсутствии дохода от предпринимательской деятельности суд не может принять во внимание исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

С учетом изложенного, суд считает возможным удовлетворить административные исковые требования ИФНС России по ЗАТО Северск Томской области к Карташовой Т.А., взыскать с Карташовой Т.А. в бюджет соответствующего уровня задолженность в размере 35 779 руб. 80 коп., в том числе: в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 в сумме 28 880 руб. 55 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10.01.2020 по 26.01.2020 в сумме 102, 29 руб., а также пени, начиная со следующего дня по день фактической уплаты налога из расчета 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 в сумме 6 772, 97 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10.01.2020 по 26.01.2020 в сумме 23, 99 руб., а также пени, начиная со следующего дня по день фактической уплаты налога из расчета 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства.

Частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Положениями пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Поскольку административный истец при подаче настоящего административного иска был освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, с административного ответчика Карташовой Т.А. в доход бюджета муниципального образования «Городской округ ЗАТО Северск Томской области» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1 273 руб., размер которой исчислен в соответствии с требованиями подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по ЗАТО Северск Томской области к Карташовой Т.А. удовлетворить.

Взыскать с Карташовой Т.А. в бюджет соответствующего уровня задолженность в размере 35 779 (Тридцать пять тысяч семьсот семьдесят девять) руб. 80 коп., в том числе:

в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2019 в сумме 28 880 (Двадцать восемь тысяч восемьсот восемьдесят) руб. 55 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10.01.2020 по 26.01.2020 в сумме 102 (Сто два) руб. 29 коп., а также пени, начиная со следующего дня по день фактической уплаты налога из расчета 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2019 в сумме 6 772 (Шесть тысяч семьсот семьдесят два) руб. 97 коп., пени за несвоевременную уплату страховых взносов за период с 10.01.2020 по 26.01.2020 в сумме 23 (Двадцать три) руб. 99 коп., а также пени, начиная со следующего дня по день фактической уплаты налога из расчета 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки исполнения обязательства.

Взыскать с Карташовой Т.А. в бюджет муниципального образования «Городской округ ЗАТО Северск Томской области» государственную пошлину в размере 1 273 (Одна тысяча двести семьдесят три) руб.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий                          И.Н. Кокаревич

УИД 70RS0009-01-2020-005651-92

2а-168/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области
Ответчики
Карташова Татьяна Александровна
Суд
Северский городской суд Томской области
Судья
Кокаревич И.Н.
Дело на сайте суда
seversky.tms.sudrf.ru
30.11.2020Регистрация административного искового заявления
30.11.2020Передача материалов судье
02.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2020Подготовка дела (собеседование)
24.12.2020Подготовка дела (собеседование)
24.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2021Судебное заседание
29.01.2021Судебное заседание
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее