Дело №2-393/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2016 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Степановой Е.А. при секретаре Петренко М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Стуковой Л. А. о возложении обязанности обустроить общественные уборные универсальными кабинами, доступными для инвалидов и маломобильных групп населения, визуальными устройствами и средствами информации для вспомогательного управления движением и поведением слабовидящих граждан с участием третьих лиц ЗАО «АПП «Полтавка», Приморской краевой общественной организации Общероссийской общественной организации Всероссийское общество инвалидов, ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Уссурийской таможни, Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился с требованиями о возложении на ответчика обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здания импортного и экспортного направлений двустороннего, автомобильного, грузопассажирского, постоянного, пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Полтавка» (расположенного по адресу: XXXX), в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно:
а) общественные уборные в зданиях импортного и экспортного направлений двустороннего, автомобильного, грузопассажирского, постоянного, пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Полтавка» универсальными кабинами, доступными для инвалидов и маломобильных групп населения размерами: не менее, ширина - 2,2м, глубина - 2,25м, ширина двери - 0,9м. В кабине установить откидные поручни, штанги, поворотные или откидные сидения. Установить крючки для одежды на высоте не выше 1,3 м от пола. Обустроить в кабине свободное пространство диаметром не менее 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу. Оборудовать умывальник на высоте от пола - не более 0,8 м, расстояние от боковой стены - не менее 0,2 м, нижний край зеркала - не выше 0,8 м от пола, на этой же высоте -электро-полотенце и туалетная бумага. Оборудовать кабину поручнями (подвесными трапециями), используемыми инвалидами. Установить сигнальные устройства у кабины (занято/свободно). Применить контрастное цветовое решение в интерьере кабины и умывальной зоне для лиц с нарушением зрения. Один из писсуаров расположить на высоте от пола не более 0,4 м или применять писсуар вертикальной формы. Установить унитаз, имеющий опору для спины. Оборудовать кабину системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала;
- визуальными устройствами и средствами информации для вспомогательного управления движением и поведением слабовидящих граждан, а именно: световыми маяками по оси полосы движения в помещениях на высоте не менее 2,1 м или сбоку от пути на стенах на высоте от 1,5 до 2,1 м. Визуальную информацию разместить вне здания - на высоте не менее 1,5 и не более 4,5 м от поверхности движения; внутри здания -информацию о назначении помещения разместить - рядом с дверью на высоте от 1,4 до 1,6 м со стороны дверной ручки, знаки и указатели визуальные в соответствии с ГОСТом на высоте до 2,5 м в зонах движения по путям в зальных помещениях. Нанести разметку на полах помещений, а
также на стенах, шириной не уже 150 мм. На полу и на стенах выделить зону риска (например, открывания полотна двери). Внутренние знаки и указатели разместить у двери проемов со стороны ручки.
В обоснование требований указал, что при проведении проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов при эксплуатации объектов двустороннего, автомобильного, грузопассажирского пункта пропуска через Государственную границу РФ «Полтавка», установлено, ответчиком, как собственником производственно- технологического комплекса «Автомобильный пункт пропуска «Полтавка», состоящего из основного строения под литерами А, А1, А2, не в полной мере выполняются возложенные на нее функции, связанные со строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением здания пункта пропуска для беспрепятственного передвижения инвалидов и маломобильных групп населения, именно, в нарушение СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для малобильных групп населения (СП 59.13330.2012)» не соблюдаются требования по устройству кабин в общественной уборной здания, в нарушение СП 31-102-99 в здании отсутствует оформленная в установленном порядке визуальная информация для вспомогательного движения и поведения посетителей. Указанные прокурором необходимые действия приведут к устранению названных недостатков.
В судебном заседании прокурор ФИО5 на требованиях настаивал по указанным основаниям. Пояснил, что представленное ответчиком в обоснование возражений к требованиям заключение специалиста не может быть принято в качестве доказательства, т.к. специалистом сделан неверный вывод о невозможности приспособления существующих санитарных узлов под нужды инвалидов и других маломобильных групп населения без проведения реконструкции либо капитального ремонта ввиду неправильной оценки понятий реконструкция и капитальный ремонт.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6, также представляющая по доверенности интересы ЗАО «АПП «Полтавка», в части обустройства общественных уборных кабинами для инвалидов и маломобильных групп населения, не согласилась, т.к. существующие площади этих уборных не позволяют размещение универсальных кабин в соответствии с требованиями, указанными прокурором.
Представитель Пограничного управления ФСБ по Приморскому краю по доверенности ФИО7 требования прокурора поддержал, пояснил, что в здании возможно обустройство кабин, следует учитывать, что прокурор просит обустроить общественные уборные кабинами не в существующих пределах общественных уборных.
Представитель Приморской краевой общественной организации Общероссийской общественной организации Всероссийское общество инвалидов по доверенности ФИО8 пояснила, что в интересах инвалидов установить в каком-либо помещении кабину для инвалидов, соответствующую всем необходимым требованиям.
Представитель Уссурийской таможни ФИО9 направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие таможни, указала, что требования прокурора поддерживают.
Представитель ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» по доверенности ФИО10 также ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие этого юридического лица, в отзыве указал, что требования прокурора поддерживают.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Приморскому краю, извещенного о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав участников процесса, эксперта ФИО11, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения определены строительными нормами и правилами (ранее действующий СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденный постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73; свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минрегиона России от 27 декабря 2001 года N 605 и действующий с 01 января 2013 года).
В указанных документах предусмотрены требования к специализированным санитарно-гигиеническим помещениям следующим образом: кабины, размерами: не менее, ширина - 2,2м, глубина - 2,25м, ширина двери - 0,9м с установкой в кабине откидных поручней, штанги, поворотных или откидных сидений. Установкой крючков для одежды на высоте не выше 1,3 м от пола. Обустройство в кабине свободного пространства диаметром не менее 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу. Оборудование умывальника на высоте от пола - не более 0,8 м, расстояние от боковой стены - не менее 0,2 м, нижний край зеркала - не выше 0,8 м от пола, на этой же высоте - электро-полотенце и туалетная бумага. Оборудование кабины поручнями (подвесными трапециями), используемыми инвалидами. Установки сигнальных устройств у кабины (занято/свободно). Применение контрастного цветового решения в интерьере кабины и умывальной зоне для лиц с нарушением зрения. Расположение одного из писсуаров на высоте от пола не более 0,4 м или применении писсуара вертикальной формы. Установке унитаза, имеющего опору для спины. Оборудование кабины системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала.
Также содержатся требования о том, что помещения должны быть оборудованы визуальными устройствами и средствами информации для вспомогательного управления движением и поведением слабовидящих граждан, а именно: световыми маяками по оси полосы движения в помещениях на высоте не менее 2,1 м или сбоку от пути на стенах на высоте от 1,5 до 2,1 м. Визуальную информацию размещается вне здания - на высоте не менее 1,5 и не более 4,5 м от поверхности движения; внутри здания -информацию о назначении помещения разместить - рядом с дверью на высоте от 1,4 до 1,6 м со стороны дверной ручки, знаки и указатели визуальные в соответствии с ГОСТом на высоте до 2,5 м в зонах движения по путям в зальных помещениях. Разметка наносится на полах помещений, а
также на стенах, шириной не уже 150 мм. На полу и на стенах выделяется зона риска (например, открывания полотна двери). Внутренние знаки и указатели размещаются у двери проемов со стороны ручки.
В судебном заседании установлено, что данные требования в здании пункта пропуска, принадлежащем ответчику, не соблюдаются.
С требованиями об оборудовании здания визуальными устройствами ответчик согласилась.
Согласно с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 14.2 ст. 1 Кодекса капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Ответчиком представлено заключение эксперта ООО «Приморский экспертно-правовой центр», в соответствии с которым приспособление существующих в здании общественных уборных с учетом вышеприведенных требований возможно только путем реконструкции: в санузле 2 для устройства кабины для инвалидов необходимо расширение существующей кабины, что невозможно, т.к. требуется демонтаж одной из несущих стен. Для санузлов 1 и 3 устройство кабины возможно только путем демонтажа внутренних перегородок, расширения существующих дверных проемов.
Исходя из определений терминов реконструкции и капитального ремонта, для устройства кабины в санузлах 1 и 3 проведение реконструкции и капитального ремонта не требуется.
Сопоставление вышеприведенных нормативных положений с требованиями прокурора позволяет сделать вывод о том, что требования об обустройстве кабин для инвалидов не следует рассматривать как обязательное обустройство кабин в существующих общественных уборных, в случае оборудования таких кабин в ином помещении соответственно изменится назначение такого помещения.
Ответчиком не представлено доказательств, что в здании пункта пропуска невозможно размещение без проведения реконструкции и капитального ремонта общественных уборных с кабинами, приспособленными для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Право собственности ответчика на производственно- технологический комплекс «Автомобильный пункт пропуска «Полтавка», включающее из основное строение под литерами А, А1, А2, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ.
При таких обстоятельствах приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика взыскивается госпошлина в доход бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здания импортного и экспортного направлений двустороннего, автомобильного, грузопассажирского, постоянного, пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Полтавка» (расположенного по адресу: XXXX), в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно:
а) общественные уборные в зданиях импортного и экспортного направлений двустороннего, автомобильного, грузопассажирского, постоянного, пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Полтавка» универсальными кабинами, доступными для инвалидов и маломобильных групп населения размерами: не менее, ширина - 2,2м, глубина - 2,25м, ширина двери - 0,9м. В кабине установить откидные поручни, штанги, поворотные или откидные сидения. Установить крючки для одежды на высоте не выше 1,3 м от пола. Обустроить в кабине свободное пространство диаметром не менее 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу. Оборудовать умывальник на высоте от пола - не более 0,8 м, расстояние от боковой стены - не менее 0,2 м, нижний край зеркала - не выше 0,8 м от пола, на этой же высоте -электро-полотенце и туалетная бумага. Оборудовать кабину поручнями (подвесными трапециями), используемыми инвалидами. Установить сигнальные устройства у кабины (занято/свободно). Применить контрастное цветовое решение в интерьере кабины и умывальной зоне для лиц с нарушением зрения. Один из писсуаров расположить на высоте от пола не более 0,4 м или применять писсуар вертикальной формы. Установить унитаз, имеющий опору для спины. Оборудовать кабину системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала;
- визуальными устройствами и средствами информации для вспомогательного управления движением и поведением слабовидящих граждан, а именно: световыми маяками по оси полосы движения в помещениях на высоте не менее 2,1 м или сбоку от пути на стенах на высоте от 1,5 до 2,1 м. Визуальную информацию разместить вне здания - на высоте не менее 1,5 и не более 4,5 м от поверхности движения; внутри здания -информацию о назначении помещения разместить - рядом с дверью на высоте от 1,4 до 1,6 м со стороны дверной ручки, знаки и указатели визуальные в соответствии с ГОСТом на высоте до 2,5 м в зонах движения по путям в зальных помещениях. Нанести разметку на полах помещений,
также на стенах, шириной не уже 150 мм. На полу и на стенах выделить зону риска (например, открывания полотна двери). Внутренние знаки и указатели разместить у двери проемов со стороны ручки.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Стуковой Л. А. госпошлину в доход местного бюджета 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Степанова Е.А.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.