РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 06 августа 2014 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Кобзева А.В.,
при секретаре Ляшевой О.Г.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Вайнрух А.И., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к Вайнрух А.И., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки, указав в нём, что на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду Вайнрух А.И. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: <адрес>, в районе бывшего рыболовецкого колхоза имени Чапаева, с южной стороны х. Садки» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее - «Арендодатель»), и Вайнрух А.И. (далее - «Арендатор») заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Согласно пункту 1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды установлен в 49 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГг.
В тоже время, при предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требований природоохранного и земельного законодательства.
Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».
Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Указанным постановлением также определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время.
Управление Росприроднадзора по краю и Республике Адыгея). Такого согласования при формировании и предоставлении участка получено не было.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 6 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро- Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденного, постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 №413, контроль за состоянием, использованием и охраной природного комплекса, на территории которого расположены водно-болотные угодья международного значения, возлагается на Минприроды Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме.
В силу ч. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны Азовского моря составляет пятьсот метров. Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ, лиман - является отдельной частью моря.
Проверкой установлено, что предоставленный участок расположен в границах водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. Кроме того, согласно схеме расположения спорного участка на местности, выполненной МУП «Приморско-Ахтарский ИКЦ», указанный земельный участок расположен в непосредственной близости к водному объекту.
Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок с кадастровым номером № входит в границы особо охраняемой территории международного значения и располагается в водоохранной зоне, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком - неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также грубо нарушают права неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель, то есть интересы неопределенного круга лиц.
В статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
О нарушении прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в защиту которых выступает прокурор, стало известно в ходе проверки, проведенной в декабре 2013 года.
В силу ч. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Азово-черноморский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивает в полном объеме. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора.
Ответчик Вайнрух А.И. в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район Цуканова О.Ю., в судебное заседание не явилась, от нее поступил письменный отзыв, в котором он просит в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме, по следующим основаниям. В исковом заявлении прокурор указывает, что администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требования природоохранного и земельного законодательства, а спорный договор аренды земельного участка является недействительным (ничтожным), так как предоставленный земельный участок входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов и на него распространяется особый режим использования.
Администрация считает данный довод необоснованным.
В соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» (далее - Конвенция) болота относятся к водно-болотным угодьям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Конвенции участники Конвенции включают водно-болотные угодья, расположенные на своей территории в Список водно-болотных угодий международного значения. Границы каждого водно-болотного угодья точно описываются и наносятся на карту.
Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» (далее - Постановление) утвержден Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания птиц, в состав которых в том числе отнесены Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский» (Краснодарский край).
В соответствии с пунктом 3 Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации поручено определить границы указанных в Списке водно-болотных угодий, а также разработать и утвердить положения о расположенных на их территориях водно-болотных угодьях имеющих международное значение, определив в этих положениях порядок природопользования и охраны для указанных водно-болотных угодий.
Во исполнение вышеуказанного Постановления, издано постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года», которым утверждено положение о водно-болотных угодьях Ахтаро- Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (далее - Положение).
Указанным Положением утверждены условные границы угодий с указанием необходимости их уточнения, проведения инвентаризации и создания банка данных водно-болотных угодий.
Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Для установления границ земельного участка необходимо осуществить его государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года и с учетом Методических рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 г.).
По состоянию на дату рассмотрения искового заявления прокурора местоположение точных границ и площадь угодий не установлены и не нанесены на карту.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статьёй 2 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (в редакции от 06 июня 1995 года), даны следующие определения:
- нормативно правовой акт администрации края - это акт, принятый главой администрации края или органом управления администрации края в рамках их компетенции и содержащий правовые нормы;
- правовая норма - официально установленное правотворческим органом края предписание, рассчитанное на многократное применение и обеспеченное юридической санкцией.
Таким образом, руководствуясь Законом Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (в редакции от 06 июня 1995 года) Постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 является нормативно правовым актом, соответственно подлежащим официальному опубликованию.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (в редакции от 06 июня 1995 года) нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти края, в обязательном порядке публикуются в газете «Кубанские новости».
На основании вышеизложенного, в связи с нарушением статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 44 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» (в редакции от 06 июня 1995 года), ограничения установленные Постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413, на момент заключения спорного договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ № №, не применимы.
Ссылка прокурора на то, что спорный земельный участок находится в границах водно-болотных угодий, является необоснованной и несоответствующей действ ител ь н ости.
Администрация считает, что согласование предоставления спорного земельного участка для использования в сельскохозяйственных целях с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея не требовалось. Выдача соответствующего согласования не входит в компетенцию Управления, так как такие полномочия не предусмотрены положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 (редакция от 24 марта 2011 года).
В исковом заявлении прокурор указывает, что спорный земельный участок является особо охраняемой территорией федерального значения, является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов исполнительной власти.
Администрация считает данный довод необоснованным.
Правовой статус особо охраняемых природных территорий определен Федеральным законом от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в соответствии со статьей 1 которого, особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Федерального закона к особо охраняемым природным территориям относятся: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Данный перечень категорий, относящихся к особо охраняемым природным территориям является закрытым и не содержит такой категории как водно-болотные угодья, имеющие международное значение. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, что в свою очередь и является основанием для отнесения земельных участков особо охраняемых природных территорий к определенному уровню публичной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» в список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц включен Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».
При этом указанное постановление, так же как и постановление главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 02 февраля 1971 года» не присваивают водно-болотным угодьям, имеющим международное значение, правовой статус особо охраняемой природной территории. К особо охраняемым природным территориям федерального значения, в установленном порядке отнесен только государственный заказник «Приазовский», включенный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В отношении же остальных территорий Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья подобных решений не принималось.
Таким образом, территории, которым в установленном порядке не присвоен особый статус особо охраняемых природных территорий, в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», не могут рассматриваться в качестве особо охраняемых природных территорий федерального или иного значения, и, как следствие, по данному критерию не могут быть отнесены к какому либо уровню публичной собственности. В силу статей 16-19 Земельного кодекса Российской Федерации, государственная собственность на данные земли не разграничена.В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. На основании вышеизложенного, администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район правомерно издано постановление от 08 февраля 2011 года № 202 «О предоставлении земельного участка в аренду Вайнрух А.И. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: <адрес> и заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ№ № зарегистрированный в установленном порядке Управлением Росреестра по Краснодарскому краю (Приморско-Ахтарский отдел). В исковом заявлении прокурор указывает, что спорный земельный участок находится в пределах водоохранной зоны и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью. Администрация считает данный довод необоснованным. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Водного кодекса РФ береговая линия (граница водного объекта) определяется для моря - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива; для канала - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом. Размер водоохранной зоны зависит от вида водного объекта и его протяженности. Таким образом, при разрешении спора необходимо установить, находится ли спорный земельный участок в границах водоохранной зоны (полностью или частично). Согласно пункту 18 статьи 65 Водного кодекса РФ порядок установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос определяется Правительством РФ. В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» в целях установления границ органы государственной власти обеспечивают: а) определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 ВК РФ; б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков. По состоянию на дату рассмотрения искового заявления, сведения о границах водоохранной зоны, в которой по мнению прокурора расположен спорный земельный участок, не установлены, соответствующая информация в нарушение пункта 5 Постановления Правительства РФ от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» не внесена в водный реестр. В нарушение 6 пункта Постановления Правительства РФ от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» органами государственной власти не установлены информационные знаки на протяжении водоохранной зоны, в границах которой, по мнению прокурора, расположен спорный земельный участок. Таким образом, у прокурора отсутствуют доказательства, расположения спорного земельного участка, в границах водоохранной зоны водного объекта федерального значения. Необходимо отметить, что Водный кодекс РФ не относит водоохранную зону к собственности Российской Федерации. Земельные участки в пределах водоохранных зон не изымаются из хозяйственного оборота, хозяйственная деятельность на них не запрещена. Разграничение собственности данных земельных участков и их использование осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ. С учетом систематического изучения вышеуказанных норм права, можно сделать вывод, что нахождение земельного участка в пределах водоохранной зоны, не означает его отнесение к федеральной собственности, что подтверждается пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов». Также необходимо обратить внимание суда, на следующий факт. В соответствии с пунктом 13 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 года №618 определено, что орган государственной власти, принявший решение об установлении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий. Эта норма относится и к предоставлению сведений о водоохранной зоне. В кадастровом паспорте спорного земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № выданном Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не внесены данные свидетельствующие об особом режиме землепользования - водоохранной зоне. Кроме того в схеме расположения земельного участка с кадастровым номером № выполненной МУП «Приморско-Ахтарский ИКЦ», являющейся приложением к исковому заявлению прокурора, указано, что земельный участок с кадастровым номером № расположен вблизи канала, а не лимана как указано в исковом заявлении прокурора. На основании вышеизложенного администрация, руководствуясь пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действия Земельного кодекса Российской Федерации», правомерно приняла решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с пунктом 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. В нарушение вышеуказанной нормы в исковом заявлении прокурора о признании недействительным постановления администрации, договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, отсутствует указание на то, в чём конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также отсутствует ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов. В соответствии со ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, обеспечивать полноту и аргументированность заявлений с представлением исчерпывающих доказательств.
Администрация считает, что исковые требования прокурором не аргументированы, не обоснованы, документально не подтверждены и просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Третье лицо – администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, извещенное о времени и месте судебного заседания в суд не явилось, от его представителя по доверенности поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Поэтому суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Третье лицо – Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания в суд не явилось, от его представителя по доверенности поступил письменный отзыв, в котором он просит требования прокурора удовлетворить в полном объеме. Поэтому суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Третье лицо – Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания в суд не явилось, от его представителя по доверенности поступил письменный отзыв, в котором он просит требования прокурора удовлетворить в полном объеме. Поэтому суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Третье лицо – Департамент имущественных отношений Краснодарского края, извещенное о времени и месте судебного заседания в суд не явилось. Поэтому суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Третье лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось. Поэтому суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Третье лицо – начальник Приморско-Ахтарского отдела управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Воронцов С.В., просил суд принять решение по иску прокурора на усмотрение суда.
Суд, выслушав прокурора, представителей ответчиков, третье лицо, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требования прокурора, подлежат удовлетворению на основании следующего.
На основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 08 февраля 2011 года № 202 «О предоставлении земельного участка в аренду Вайнрух А.И. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: <адрес> между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее - «Арендодатель»), и Вайнрух А.И. (далее - «Арендатор») заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № №
Согласно пункту 1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды установлен в 49 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГг.
В тоже время, при предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требований природоохранного и земельного законодательства.
Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».
Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Указанным постановлением также определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время.
Управление Росприроднадзора по краю и Республике Адыгея). Такого согласования при формировании и предоставлении участка получено не было.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Согласно п. 6 Положения о водно-болотных угодьях Ахтаро- Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденного, постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 №413, контроль за состоянием, использованием и охраной природного комплекса, на территории которого расположены водно-болотные угодья международного значения, возлагается на Минприроды Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
В силу ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Водоохранная зона является неотъемлемой частью охраняемого объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая сохранность водного объекта, путем использования водоохраной зоны в особо установленном режиме.
В силу ч. 8 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны Азовского моря составляет пятьсот метров. Согласно ст. 5 Водного кодекса РФ, лиман - является отдельной частью моря.
Проверкой установлено, что предоставленный участок расположен в границах водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. Кроме того, согласно схеме расположения спорного участка на местности, выполненной МУП «Приморско-Ахтарский ИКЦ», указанный земельный участок расположен в непосредственной близости к водному объекту.
Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок с кадастровым номером № входит в границы особо охраняемой территории международного значения и располагается в водоохранной зоне, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком - неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также грубо нарушают права неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель, то есть интересы неопределенного круга лиц.
В статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
О нарушении прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в защиту которых выступает прокурор, стало известно в ходе проверки, проведенной в декабре 2013 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и необходимости их удовлетворения в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Вайнрух А.И., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район, о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки – удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка в аренду Вайнрух А.И. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: <адрес>
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ № № заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Вайнрух А.И., а также погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ № №
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать Вайнрух А.И. освободить и вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, а администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязать возвратить Вайнрух А.И. доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ № за период действия договора.
Признать недействительной и прекратить запись о регистрации права Вайнрух А.И. на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий