Дело № 2а-315/2022
22RS0053-01-2022-000479-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 августа 2022 г. с.Топчиха
Топчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Кернечишиной И.М.,
при секретаре Выставкиной Е.А.,
с участием прокурора Топчихинского района Тимофеева А.А.,
представителя административного истца Грошевой Т.А.,
представителей административного ответчика Носевич О.В., Китновской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Алтайского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в лице представителя по доверенности Грошевой Т.А. к Топчихинской районной территориальной избирательной комиссии об отмене решения об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Топчихинского сельского Совета депутатов Алтайского края седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Алтайское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по многомандатным избирательным округам,
у с т а н о в и л :
Решением Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района Алтайского края от 21 июня 2022 г. № 8 назначены выборы депутатов Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района Алтайского края седьмого созыва на 11 сентября 2022 г. (л.д.38).
27 июля 2022 г. уполномоченным представителем избирательного объединения «Алтайское краевое отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» («АКО ПП КПРФ») Лаптевым В.Г. в Топчихинскую районную территориальную избирательную комиссию (далее - ТИК) был представлен для заверения список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по многомандатным избирательным округам (л.д.51).
Решением Топчихинской районной ТИК от 28.07.2022 № в заверении списка кандидатов в депутаты Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района Алтайского края седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «АКО ПП КПРФ» по многомандатным избирательным округам, в количестве 10 человек, было отказано (л.д.15-19).
1 августа 2022 г. АКО ПП КПРФ, действуя через своего представителя по доверенности Грошеву Т.А., обратилось в суд с административным иском, требуя отменить вышеуказанное решение, обязать Топчихинскую районную ТИК заверить список кандидатов в депутаты Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района Алтайского края седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «АКО ПП КПРФ» по многомандатным округам, с учётом подпункта «е» пункта 26 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту также – Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ) и утверждения Гемпеля М.Г. об отсутствии членства в Алтайском региональном отделении Всероссийской политической партии «Единая Россия»; обязать Топчихинскую районную ТИК продлить срок регистрации для приёма документов от кандидатов, в связи с тем, что комиссия приняла незаконное решение в отказе заверении списка кандидатов в депутаты Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района Алтайского края седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «АКО ПП КПРФ» по многомандатным избирательным округам, тем самым отказав кандидатам, включённым в указанный список, в пассивном избирательном праве.
В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что на момент выдвижения Гемпеля М.Г. в кандидаты в депутаты у АКО ПП КПРФ не было сведений о том, что он является членом другой политической партии. Данное лицо даже после вынесения решения утверждает обратное.
По мнению административного истца, указанное обстоятельство является лишь основанием для исключения кандидата из заверенного списка, так как пунктом 5 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ предусмотрено, что отказать в регистрации списка кандидатов от избирательного объединения можно только в случае если число кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения об исключении кандидатов из списка кандидатов (кроме выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), не превышает 50 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Также административный истец обращает внимание, что на основании подпункта «а» пункта 25 статьи 38 указанного Федерального закона основаниями отказа в регистрации списка кандидатов, отказа в проведении референдума являются несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона, которым установлено, что политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
В судебном заседании представитель административного истца Грошева Т.А. настаивала на удовлетворении административного иска по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представители административного ответчика Китновская О.В., Носевич О.В. в судебном заседании административный иск не признали. По их мнению, административные исковые требования основаны на неправильном толковании норм действующего избирательного законодательства.
Заинтересованное лицо Гемпель М.Г., надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривал дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд соглашается с заключением прокурора Тимофеева А.А., полагая, что административный иск не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (в действующей редакции) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией (пункт 1.1 статьи 35).
В соответствии с пунктом 14.2 названной статьи организующая выборы избирательная комиссия в течение трёх дней со дня приёма документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами «а», «в» - «ж» пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
Статьёй 158 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве от 08.07.2003 № 35-ЗС (далее - Кодекс Алтайского края о выборах) предусмотрено, что выдвижение кандидатов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам начинается после официального опубликования решения о назначении выборов представительного органа муниципального образования, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы избирательных округов (пункт 1).
Муниципальный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам представляется в избирательную комиссию, организующую выборы в органы местного самоуправления, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, утверждаемой этой комиссией. Муниципальный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам на бумажном носителе должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом) (пункт 1.1).
О выдвижении кандидата уведомляется соответствующая окружная избирательная комиссия, о выдвижении кандидатов в составе муниципального списка кандидатов - избирательная комиссия, организующая выборы в органы местного самоуправления (пункт 2).
В силу статьи 160 Кодекса Алтайского края о выборах избирательное объединение вправе выдвинуть кандидатами лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения. Политическая партия не вправе выдвинуть кандидатом гражданина, являющегося членом иной политической партии (пункт 2).
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи избирательная комиссия, организующая выборы в органы местного самоуправления, в течение трёх дней со дня приёма документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован.
Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, являются отсутствие документов, предусмотренных абзацем первым пункта 3, подпунктами 1 и 2 пункта 3 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 158 настоящего Кодекса, является основанием для исключения избирательной комиссией, организующей выборы в органы местного самоуправления, соответствующего кандидата из списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, до его заверения. Выдвижение в одномандатном (многомандатном) избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения избирательной комиссией, организующей выборы в органы местного самоуправления, всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения (пункт 6).
Согласно пункту 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ (в действующей редакции) «О политических партиях» политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа в заверении списка кандидатов в депутаты Топчихинского сельского Совета депутатов Топчихинского района Алтайского края седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «АКО ПП КПРФ» по многомандатным избирательным округам, послужило несоблюдение административным истцом требований к выдвижению кандидатов в депутаты Топчихинского сельского Совета, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях», пунктом 2 статьи 160 Кодекса Алтайского края о выборах, так как кандидат Гемпель М.Г., выдвинутый избирательным объединением «АКО ПП КПРФ» по пятимандатному избирательному округу № 2, в составе списка кандидатов в депутаты по многомандатным избирательным округам, представленного для заверения, в заявлении о согласии баллотироваться не указал сведения о принадлежности к какой-либо политической партии, а 28 июля 2022 г. в Топчихинскую районную ТИК поступила информация о том, что Гемпель М.Г., является членом Алтайского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».
В подтверждение данной информации Алтайское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» по запросу суда представило копию личного заявления Гемпеля М.Г. от ДД.ММ.ГГ о приёме в члены Всероссийской политической партии «Единая Россия», в котором он указывает, что является сторонником этой политической партии с ДД.ММ.ГГ; выписку из протокола № от ДД.ММ.ГГ заседания политического совета Топчихинского местного отделения Алтайского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», решением которого Гемпель М.Г. на основании пункта 4.2.1 Устава и личного письменного заявления был принят в члены указанной политической партии.
Данные заявление и решение никем из участников процесса не оспорены.
Согласно телефонограмме, в которой Гемпель М.Г. просил рассмотреть дело в его отсутствие, он сообщил, что, возможно, о данном заявлении просто забыл.
При этом приём Гемпеля М.Г. в члены Всероссийской политической партии «Единая Россия» произведён в соответствии с положениями пункта 3 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях» на основании его личного заявления в порядке, предусмотренном пунктом 4.2.1 Устава политической партии.
В силу пункта 4.3.1 Устава Всероссийской политической партии «Единая Россия» член партии может добровольно выйти из партии. Прекращение членства происходит на основании личного письменного заявления гражданина, принявшего решение о выходе из партии, которое подаётся в первичное (местное, региональное) отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии. Прекращение членства в партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем первичном (местном, региональном) отделении.
Пунктом 4.3.2 Устава предусмотрено, что член партии может быть исключён из партии за несоблюдение Устава партии, программных документов, решений центральных органов партии, руководящих органов её структурных подразделений, за действие, дискредитирующее партию, или иное действие (бездействие), наносящее ущерб политическим интересам партии, а также в связи со вступлением в другую политическую партию – по решению уполномоченных органов партии, первичных, местных или региональных отделений партии.
Доказательств, подтверждающих прекращение членства Гемпеля М.Г. во Всероссийской политической партии «Единая Россия» в указанном порядке, суду не представлено. Административным истцом доводов, опровергающих данный вывод, не приведено.
Таким образом, Гемпель М.Г., являющийся членом Всероссийской политической партии «Единая Россия», не мог быть выдвинут кандидатом в депутаты, в том числе в составе списка кандидатов, Коммунистической партией Российской Федерации, и его выдвижение этой политической партией произведено в нарушение приведённых выше положений Федерального закона «О политический партиях», что в силу второго предложения пункта 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, первого предложения пункта 6 статьи 160 Кодекса Алтайского края о выборах является основанием для отказа в заверении списка кандидатов в депутаты, что и было сделано административным ответчиком.
Мнение административного истца, что данное обстоятельство являлось основанием лишь для исключения Топчихинской районной ТИК Гемпеля М.Г. из списка кандидатов, является ошибочным, так как на стадии заверения списка кандидатов в депутаты основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, до его заверения, в силу третьего предложения пункта 14.2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, второго предложения пункта 6 статьи 160 Кодекса Алтайского края о выборах является лишь отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 указанного Федерального закона, пунктом 2.1 статьи 158 Кодекса Алтайского края, а такое заявление Гемпелем М.Г. было представлено (л.д.67).
Следовательно, законные основания для исключения Гемпеля М.Г. из списка отсутствовали.
Приведённые в административном исковом заявления положения статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, регламентирующей порядок регистрации кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума, неприменимы при разрешении настоящего спора, так как в ней идёт речь не о списке кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам (списке, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (пункт 1.1 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ)), а о списке кандидатов - едином списке кандидатов, выдвинутом избирательным объединением на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный или иной выборный орган местного самоуправления, а также указанном списке, заверенном либо зарегистрированным организующей выборы избирательной комиссией (пункт 59 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Кроме того, настоящий спор возник не на стадии регистрации кандидатов, списка кандидатов, а на стадии заверения списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
Ссылка административного истца, что отказ в заверении списка нарушает пассивное избирательное право других кандидатов, не является основанием для отмены оспариваемого решения с учётом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 13 апреля 2017 г. № 11-П, согласно которому личное участие в выборах не может не зависеть от принимаемых политической партией решений, их правомерности и надлежащего юридического оформления. Соответственно, нарушения установленного порядка выдвижения кандидатов в депутаты, допущенные политической партией, которая, выдвигая список кандидатов, действует и в своих интересах, и в интересах включенных в этот список граждан, не могут не затрагивать дальнейшее участие в выборах как самих политических партий, так и выдвинутых ими кандидатов, чем предопределяется не только право, но и обязанность избирательных комиссий надлежащим образом реагировать на такие нарушения.
Таким образом, ответственность за нарушения, допущенные политической партией при выдвижении кандидатов в депутаты, должна нести сама политическая партия, а не избирательная комиссия, которая вынесла оспариваемое решение в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем оснований для его отмены у суда не имеется.
Требование административного истца о продлении срока регистрации для приёма документов от кандидатов является производным от требования об оспаривании решения, не основано на законе и удовлетворению также не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-177, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Алтайского краевого отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Алтайского краевого суда через Топчихинский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено 6 августа 2022 г.
Судья И.М. Кернечишина