. Дело №2а-177/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2018 г. г. Неман
Неманский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Шевченко И.В.,
при секретаре Смолиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гараниной Валентины Ивановны к администрации МО «Неманский городской округ» о признании незаконным решение органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Гаранина В.И. обратилась в суд с административным иском к администрации МО «Неманский городской округ» (далее Администрация) о признании незаконным решение органа местного самоуправления - Администрации от 19 января 2018 г., опубликованное в газете «Неманские вести» 24 января 2018 г., о передаче ООО «ЖилКомСервис» для подписания проекта договора управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> При этом административный истец ссылается на то, что в соответствии с постановлением и.о. главы Администрации Чергиченко Г.С. №1156 от 12 декабря 2017 г., опубликованному в газете «Неманские вести» от 13 декабря 2017 г., назначено проведение конкурса на право заключения договора управления многоквартирными домами на территории Неманского городского округа. 24 января 2018 г. в газете «Неманские Вести» было опубликовано информационное сообщение, согласно которому 19 января 2017 г. единственному участнику конкурса ООО «ЖилКомСервис» Администрацией передан проект договора по управлению многоквартирным домом. 2 февраля 2018 г. в газете «Неманские вести» ООО «ЖилКомСервис» информировало собственников жилых помещений, многоквартирные дома которых были включены в конкурсную документацию, о необходимости заключить договор управления домом с ООО «ЖилКомСервис». Только после этого она узнала, что многоквартирный дом <адрес> в котором она проживает и является собственником квартиры № передан в управление ООО «ЖилКомСервис» (дом указан в Лоте № конкурсной документации). Вместе с тем, 25 сентября 2017 г. собственниками жилых помещений указанного дома проведено внеочередное общее собрание, на котором, в том числе, выбран способ управления домом – непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений (отражен в протоколе под вторым вопросом). Также было принято решение о заключении договора на оказание услуг, работ по многоквартирному дому с ООО «Наш-Дом» (отражен в протоколе под седьмым вопросом). Указанные решения были реализованы и большинством собственников помещений многоквартирного дома заключены соответствующие договора с ООО «Наш-Дом». Председателем многоквартирного дома - ФИО3 и ООО «Наш-Дом» по поручению собственников помещений 4 декабря 2017 г. направлено в Администрацию заявление с приложением копии протокола внеочередного общего собрания и копии реестра собственников помещений многоквартирного дома, принявших участие в проведение общего заочного собрания, о выборе и реализации способа управления домом. Несмотря на надлежащее уведомление органа местного самоуправления о выборе собственниками помещений многоквартирного дома способа управления домом – непосредственное управление, учитывая при этом, что в их доме количество собственников помещений составляет менее тридцати <данные изъяты> никаких изменений в конкурсную документацию организатором его проведения внесено не было. Указанные незаконные действия со стороны Администрации нарушают её права, как собственника помещения на волеизъявление по выбору способа управления многоквартирным домом.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены на стороне административного истца собственники жилых помещений, расположенных в жилом доме <адрес> - Гаранин Артур Клявасович, <данные изъяты> Кузнецова Антонина Васильевна, Кузнецов Алексей Александрович, а также ООО «Наш - Дом» и на стороне административного ответчика ООО «ЖилКомСервис».
В судебном заседании административный истец Гаранина В.И. и её представитель адвокат Брык О.И., действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, настаивают именно на заявленных требованиях. При этом ссылаясь на то, что после того, как предыдущая управляющая компания (ООО «Жилкомсервис») заявила об отказе с 1 октября 2017 г. от исполнения договоров по управлению многоквартирными домами, собственники жилых помещений, расположенных в <адрес>, учитывая, что в данном доме только № квартиры, решили выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а именно непосредственное управление собственниками помещений. С этой целью 25 сентября 2017 г. проведено внеочередное общее собрание, о результатах которого сообщено в Администрацию. Вместе с тем, их дом был включен в конкурсную документацию. Не оспаривая процедуру и результаты проведенного Администрацией конкурса по отбору управляющих компаний для управления и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, они считают, что административный ответчик не вправе был передавать ООО «ЖилКомСервис» для подписания проект договора управления их многоквартирным жилым домом.
Заинтересованные лица на стороне административного истца Гаранин А.К., <данные изъяты> Кузнецова А.В., Кузнецов А.А., ООО «Наш - Дом» в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее уведомление.
Представитель административного ответчика – Скугарев Д.И., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что конкурс проводился в отношении <адрес>, так как принятое собственниками помещений в данном многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, а именно собственниками помещений в многоквартирном доме не заключены договора, предусмотренные ст.164 Жилищного кодекса РФ. Кроме того, одна из квартир в указанном доме находится в муниципальной собственности, вместе с тем о проведении внеочередного общего собрания по выбору способа управления домом собственник – МО «Неманский городской округ» не извещался. Представленный протокол внеочередного собрания собственников помещений от 25 сентября 2017 г. не соответствует Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25 декабря 2015 г. №937/пр.
Заинтересованное лицо ООО «ЖилКомСервис», в лице директора Жидоморова И.В., в судебном заседании возражал против требований административного иска, пояснив суду, что конкурс по отбору управляющих компаний для управления и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов состоялся и ООО «ЖилКомСервис» признан единственным участником данного конкурса. Во исполнение лицензионных требований, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ООО «ЖилКомСервис» приступило к исполнению своих обязанностей, как управляющая компания, заключив договора с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями (договор возмездного оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, договор энергоснабжения), а также оплачивая счета на холодное водоснабжение в целях содержания общего имущества. Вместе с тем, в полной мере приступить к своим обязанностям, не представляется возможным по причине игнорирования собственниками квартир обязанностей по оплате за содержание жилого помещения, а также заключения договора с ООО «Наш-Дом», который неправомерно заключил договор с ресурсоснабжающей организацией – ООО «Калининградгазификация».
Выслушав стороны, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Частью 2 ст.161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с положениями ч.3 указанной статьи способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании ч.1 ст.44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решения по вопросам, поставленным на голосование.
В силу ч.2 ст.44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом (п.4).
На основании ч.1 ст.46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 25 сентября 2017 г., согласно которому решено избрать способ управления домом – непосредственное управление собственниками помещений в данном многоквартирном доме (вопрос 2).
Вместе с тем, согласно ч.1 ст.46 Жилищного кодекса РФ решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Так, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25 декабря 2015 г. №937/пр утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, согласно которого обязательными реквизитами протокола общего собрания являются (раздел 1 п.4):
а) наименование документа;
б) дата и регистрационный номер протокола общего собрания;
в) дата и место проведения общего собрания;
г) заголовок к содержательной части протокола общего собрания;
д) содержательная часть протокола общего собрания;
е) место (адрес) хранения протоколов общих собраний и решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование;
ж) приложения к протоколу общего собрания (в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания);
з) подпись.Кроме того, в соответствии с п.19 раздела 2 Требований обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме;
б) сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с п.5 ст.45, п.4 ст.47.1 ЖК РФ, на основании которого проводится общее собрание;
в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме;
г) список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), предусмотренные п.12 настоящих Требований;
д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании;
е) документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на голосование, принимались решения на общем собрании;
ж) решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования;
з) иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке.
Указанные Требования собственникам жилых помещений многоквартирного <адрес>, расположенного по <адрес>, не соблюдены, в частности регламентированные п.19 раздела 2.
Кроме того, согласно ч.1 ст.46 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения собрания) решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1.1 ст.46 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи копий решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 25 декабря 2015 г. №937/пр также утвержден Порядок передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор.
В нарушение указанного Порядка, никто из собственников многоквартирного дома копию протокола внеочередного общего собрания от 25 сентября 2017 г. не передал ни в управляющую компанию, которая на тот период еще выполняла обязанности по исполнению договора управления указанным многоквартирным домом, ни в органы государственного жилищного надзора.
Председатель многоквартирного дома, избранный на общем собрании собственников от 25 сентября 2017 г., ФИО3 совместно с директором ООО «Наш-Дом» ФИО12 ограничились направлением в адрес и.о. главы администрации Неманского городского округа заявления, в котором сообщили, что собственники <адрес>, большинством, реализовали принятое решение о выборе способа управления домом - непосредственное управление собственникам жилых помещений, заключив договор с ООО «Наш-Дом» на текущий, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома (первый раз непосредственно после проведения собрания, второй раз 12 декабря 2017 г. (вх.№)). При этом приложив к заявлению, которое зарегистрировано 12 декабря 2017 г., только протокол внеочередного заочного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> копию реестра собственников многоквартирного дома, принявших участие в проведении общего заочного собрания.
Согласно ч.4 ст.161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 №75 (далее Правила).
Данный нормативный правовой акт определяет процедуру проведения конкурса и не предоставляет организатору такого конкурса права применять иной порядок.
Следует отметить, что именно 12 декабря 2017 г. принято решение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа в 2017 г. (постановление администрации Неманского городского округа №1156). Пунктом 2 указанного постановления утвержден состав конкурсной комиссии по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственниками помещений, в которых не выбран способ управления или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы, согласно Приложению 1.
Приложение 1 содержит перечень домов. <адрес> указан под номером № Лот №.
20 октября 2017 г. (за исх. №) и 28 декабря 2017 г. (за исх.№) соответственно в адрес председателя многоквартирного дома ФИО3 и директора ООО «Наш-Дом» даны ответы, в которых указано, что представленный протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> не отвечает Требованиям к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах. Получение указанных ответов административным истцом не отрицалось, также как и то, что никаких мер по устранению указанных несоответствий собственниками многоквартирного дома не принято.
15 января 2017 г. состоялось вскрытие конвертов по открытому конкурсу по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными на территории Неманского городского округа. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, заявка ООО «ЖилКомСервис» соответствует требованиям, установленным конкурсной документации, а также требованиям, установленным пунктом 15 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 г. №75. Управляющая организация ООО «ЖилКомСервис» признана участником конкурса. О результатах конкурса опубликовано 24 января 2018 г. в газете «Неманские вести», где также уведомлялось, что 19 января 2018 г. единственному участнику конкурса ООО «ЖилКомСервис» Администрацией передан проект договора по управлению многоквартирным домом. О месте и сроках подписания договоров победитель конкурса ООО «ЖилКомСервис» собственников жилых помещений в многоквартирных домах уведомит самостоятельно.
2 февраля 2018 г. через опубликование в газете «Неманские вести» ООО «ЖилКомСервис» проинформировал о том, что собственники жилых помещений, в том числе и собственники жилых помещений <адрес>, в соответствии со ст.161 Жилищного кодекса РФ обязаны заключить договора управления домом с ООО «ЖилКомСервис».
Действительно, в силу ч.5 ст.161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ.
Таким образом, решение органа местного самоуправления от 19 января 2018 г., опубликованное в газете «Неманские вести» 24 января 2018 г. о передаче ООО «ЖилКомСервис» для подписания проекта договора управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, соответствует требованиям ч.5 ст.161 Жилищного кодекса РФ и является обязательным после проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, а поэтому, не оспаривая процедуру и результаты открытого конкурса, заявленные административным истцом требования, на которых последний настаивал, не могут быть удовлетворены, так как обжалуемое решение вытекает из проведенного открытого конкурса, являясь его механизмом исполнения.
Следует учесть, что положениями действующего законодательства для требований, связанных с оспариванием процедуры и результатов конкурса, предусматривается их рассмотрение в порядке гражданского, а не административного судопроизводства.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Гараниной Валентине Ивановне о признании незаконным решение органа местного самоуправления - администрации Неманского городского округа Калининградской области от 19 января 2018 г., опубликованное в газете «Неманские вести» 24 января 2018 г., о передаче ООО «ЖилКомСервис» для подписания проекта договора управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения, мотивированное решение изготовлено 22 августа 2018 г..
Судья Неманского городского суда
И.В.Шевченко