дело № 2-2837/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2018 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Абрамовой Ж.И.,
при секретаре Андриановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаль И. Н., Орловой Т. Г., Орловой Ю. А. к Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> о признании права собственности на земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Шаль И.Н., Орлова Т.Г., Орлова Ю.А. обратились в суд с иском к Администрации Пушкинского муниципального района <адрес>, Главному управлению архитектуры и градостроительства <адрес> о признании права собственности на земельные участки.
В обоснование требований указано, что истцы являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> года постройки. В фактическом пользовании истцов находится земельный участок при данном жилом доме, постановлением администрации Пушкинского муниципального района утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории: Шаль Н.И. земельный участок площадью 235 кв.м, Орловой Т.Г. и Орловой Ю.А. – земельный участок площадью 683 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет. Однако в передаче земельных участков в собственность администрация Пушкинского муниципального района отказала истцам, ссылаясь на то, что участок ограничен в обороте, поскольку находится в водоохранной зоне, а также в зоне объекта культурного наследия «Селище» <адрес>. В ходе судебного разбирательства по аналогичному гражданскому делу по иску Шаль Н.И., Орловой Т.Г., Орловой О.А., оставленному без рассмотрения, ответчики ссылались на нахождение спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарного обслуживания источников питьевого водоснабжения. Между тем границы второго пояса зоны санитарного обслуживания источников питьевого водоснабжения на генеральном плане городского поселения Черкизово не отображены, на момент отказа истцам в предоставлении земельного участка генеральный план городского поселения Черкизово не был утвержден.
Истцы просят признать за Орловой Т.Г. и Орловой Ю.А. право общей долевой собственности по ? доле за каждой на земельный участок с КН №, общей площадью 683 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, признать за Шаль И.Н. право собственности на земельный участок с КН № общей площадью 235 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства ненадлежащий ответчик Главное управление архитектуры и градостроительства <адрес> заменен на надлежащего ответчика Администрацию Пушкинского муниципального района <адрес>.
Главное управление архитектуры и градостроительства <адрес> привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности ФИО1 требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Пушкинского муниципального района в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен.
Представитель третьего лица – Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался.
Суд, выслушав сторону истца, проверив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Ранее истцы обращались в Пушкинский городской суд <адрес> с исковыми требованиями о признании права собственности на земельные участки КН № площадью 683 кв.м и КН № площадью 235 кв.м, гражданское дело № оставлено судом без рассмотрения ввиду повторной неявки сторон.
Из материалов дела № следует, что согласно сведениям, внесенным в технический паспорт, по состоянию на 24.02.2009г. жилой дом по адресу: <адрес> находился в долевой собственности ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 17.02.1989г. (39/200 долей), Шаль И.Н. на основании договора дарения доли жилого дома от 06.11.1996г. (195/1000 долей), ФИО4 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 09.12.2000г. (28/100 долей), ФИО2 на основании договора дарения доли жилого дома от 07.10.2004г. (33/100 доли) (л.д.8).
Решением суда от 22.09.2011г. произведен раздел указанного жилого дома, в общую долевую собственность ФИО4, ФИО3, Шаль И.Н. выделена часть дома и установлены в выделенной части следующие доли: ФИО3 0,29 долей, Шаль И.Н. 0,29 долей, ФИО4 0,42 доли. Решением суда от 21.04.2014г. произведен раздел части дома: ФИО3 выделена часть дома площадью 42,1 кв.м, Шаль И.Н. - часть дома площадью 46,8 кв. м, ФИО4 - часть дома площадью 45,6 кв. м (л.д.12 дело №).
Часть дома, выделенная в собственность ФИО4, перешла в собственность к Орловой Ю.А. и Орловой Т.Г. в порядке наследования. Право общей долевой собственности Орловой Ю.А. и Орловой Т.Г. на часть дома зарегистрировано в установленном порядке. Право собственности Шаль И.Н. на часть дома также зарегистрировано в установленном порядке (л.д.14,15 дело №).
Право собственности истцов на земельный участок, на котором расположен жилой дом, не оформлено, земельный участок находится в их фактическом пользовании: у Шаль И.Н. земельный участок площадью 235 кв. м, у Орловых А.Ю. и Т.Г. земельный участок площадью 683 кв.м. После проведения геодезических работ истцы обратились в Администрацию Пушкинского муниципального района с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Постановлением Администрации Пушкинского муниципального района № от <дата> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 235 кв.м, категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства», предварительно согласовано предоставление земельного участка Шаль И.Н. в собственность бесплатно, на Шаль И.Н. возложена обязанность по осуществлению кадастровых работ по государственному кадастровому учету.
Во исполнение указанной обязанности Шаль И.Н. обратилась в орган государственного кадастрового учета, земельный участок, площадью 235 кв.м был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер № (л.д.24-25 дело №).
Постановлением Администрации Пушкинского муниципального района № от <дата> утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 683 кв.м, категория земель — «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства», предварительно согласовано предоставление земельного участка Орловой Ю.А. и Орловой Т.Г. в общую долевую собственность бесплатно, на Орловых Ю.А. и Т.Г. возложена обязанность по осуществлению кадастровых работ и государственному кадастровому учету.
Во исполнение указанной обязанности Орловы Ю.А. и Т.Г. обратились в орган государственного кадастрового учета, земельный участок площадью 683 кв.м был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер № (л.д.22-23 дело №).
После постановки земельных участков на государственный кадастровый учет истцы вновь обратились в Администрацию Пушкинского муниципального района для предоставления земельных участков в собственность бесплатно.
Из письма КУИ Администрации Пушкинского муниципального района № <дата>, адресованного Орловым Т.Г. и Ю.А., следует, что Администрацией принято решение об отказе в передаче земельного участка в собственность граждан в соответствии с п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ. В письме указано, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте в соответствии с п.п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ - использование земельного участка ограничено режимом использования объектов недвижимости, в границах водоохранных зон установленных п.п. 15, 16, 17 ст. 65 Водного кодекса РФ, а также в зоне объекта культурного наследия («Селище» <адрес>). В обоснование принятого решения Администрация ссылается на заключение ГУ архитектуры и градостроительства <адрес> от <дата> № Исх-71906. (л.д.20).
В адрес Шаль И.Н. также направлено аналогичное письмо КУИ Администрации Пушкинского муниципального района № от <дата> со ссылкой на заключение ГУ архитектуры и градостроительства <адрес> от <дата> № Исх-80021, разъяснено, что возможно предоставление земельного участка только в аренду (л.д.21 дело №).
Согласно указанным заключениям Главного управления архитектуры и градостроительства <адрес>, земельные участки истцов расположены во втором поясе зоны санитарной охраны на основании СП 2.1.4.2625-10 и постановления Совета народных комиссаров РСФСР «О санитарной охране московского водопровода и источников его водоснабжения от 23.05.1941г. №», а также расположены в зоне объекта культурного наследия «Селище <адрес> на основании приказа комитета по культуре <адрес> от 31.12.1998г. № (л.д.47-59 дело №).
Ранее, 31.05.2017г. и 14.06.2017г., Министерством имущественных отношений <адрес> было предварительно согласовано предоставление указанных земельных участков в собственность истцов для индивидуального жилищного строительства (л.д.153-162, 144-148 дело №).
Из ответов Главного управления культурного наследия <адрес> следует, что вблизи рассматриваемого участка находится выявленный объект культурного наследия «Селище», границы данного объекта определены в материалах паспорта научного учета, составленного в 1978г. и утвержденного Министерством культуры РСФСР в установленном порядке. Рассматриваемый земельный участок находится за границами его территории (л.д.125-143 дело №).
В силу п.4 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п.п. 3 ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка в случае, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Частью 6 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно п.п.14 п.5 ст.27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно ч.2 ст.27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
В письме АО «Мосводоканал» от 22.02.2018г. указано, что участки истцов находятся на расстоянии менее 1 км от Акуловского водопроводного канала в границах второго пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения согласно границам, установленным Приложением № Постановления СНК РСФСР от 23 мая 1941 г. №355 «О санитарной охране Московского водопровода и источников его водоснабжения» и Приложением № 2 Решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 17.04.1980 г. №500-1143 «Об утверждении проекта установления красных линий границ зон санитарной охраны источников водоснабжения <адрес> в границах ЛПЗП» (л.д.151 дело №).
Согласно постановлению ЦИК СССР №96, СНК СССР №834 от 17.05.1937г. «О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения», в каждом населенном пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод.
Пунктом 2 постановления предусматривалось, что зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим.
В соответствии с п.4 указанного постановления, второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки.
В соответствии с названным постановлением ЦИК СССР №96, СНК СССР №834 от 17.05.1937г. Совет народных комиссаров РСФСР 23.05.1941г. постановлением №355 утвердил Положение о зоне санитарной охраны Сталинской насосно-очистной станции Московского водопровода и источников ее питания. Приложением №2 (на которое имеется ссылка в ответе Мосводоканала), утверждены зоны санитарной охраны водопровода Сталинской насосно-очистной станции и источников ее питания. Согласно пункту 12 Приложения 2 вся территория поселка Черкизово включена в границы второго пояса ЗСО Сталинской насосно-очистной станции Московского водопровода и источников ее питания.
С 01.01.2007г. введен в действие Водный кодекс РФ. В соответствии с п.2 ст.43 Водного кодекса РФ (в редакции на день обращения с иском), для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ч.5 ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны определены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 №10, и СП 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2010 №45.
Согласно п.3.4.3 СП 2.1.4.2625-10. «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы второго пояса водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Определением суда по делу назначена землеустроительная экспертиза. Экспертом было произведено обследование фактических границ земельных участков истцов, площадь земельного участка с КН № составила 695 кв.м, площадь участка с КН № составила 234 кв.м, выполнен план наложений кадастровых границ земельных участков истцов на генеральный план г.<адрес>, выполнен скриншот публичной кадастровой карты с промером от границы земельного участка с КН № до уреза воды гидротехнического сооружения, скриншот публичной кадастровой карты с зонами с особыми условиями использования территории, и сделан вывод, что земельные участки истцов с КН № и с КН № расположены на расстоянии более 845 м, соответственно: согласно СП 2.1.4.2625-10 данные земельные участки не попадают во 2 пояс ЗСО; согласно Положению о зоне санитарной охраны сталинской насосно-очистной станции Московского водопровода и источников ее питания постановления СНК РСФСР от 23.05.1941 г. № 355 в котором говорится, что территория 2-го пояса ЗСО до 1 км, можно сделать вывод, что данные участки находятся во 2 поясе ЗСО (л.д.39-67).
Заключение экспертизы получено при соблюдении норм ГПК РФ, мотивировано, не оспорено сторонами, суд признает его допустимым доказательством.
Оценив совокупность доказательств, представленных по данному гражданскому делу, суд приходит к выводу, что поскольку крайние точки границ спорных земельных участков расположены на расстоянии более 500 м по отношению ко 2 поясу ЗСО, в то время как в соответствии с п. 3.4.3. СП 2.1.4.2625-10 боковые границы второго пояса ЗСО должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии при равнинном рельефе местности не менее 500 метров, то границы спорных земельных участков не имеют наложения на территорию второго пояса ЗСО источников водоснабжения определенного по правилам п. 3.4.3. СП 2.1.4.2625-10.
С учетом того, что земельные участки истцов не попадают в зону 2 пояса ЗСО, а следовательно не ограничены в обороте, а также земельные участки не попадают в зону объекта культурного наследия («Селище» <адрес>), и учитывая, что право собственности на объект недвижимости, расположенный на данных земельных участках, возникло до введения в действие Земельного кодекса РФ: у Шаль И.Н. в 1996г., у наследодателя Орловых Т.Г. и Ю.Г. – в порядке наследования в 2000г., то в силу п.4 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», п.1 ст.39.20 ЗК РФ истцы имеют право на приобретение земельного участка в собственность.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шаль И. Н., Орловой Т. Г., Орловой Ю. А. к Администрации Пушкинского муниципального района <адрес> о признании права собственности на земельные участки удовлетворить.
Признать за Орловой Т. Г. и Орловой Ю. А. право общей долевой собственности по ? доле за каждой на земельный участок с КН №, площадью 683 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах согласно сведениям ГКН.
Признать за Шаль И. Н. право собственности на земельный участок с КН № площадью 235 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах согласно сведениям ГКН.
Решение является основанием для внесения сведений в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15.10.2018г.
СУДЬЯ: