дело № 2а-870/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волгоград 08 июня 2020 года
Ворошиловский районный суд г.Волгограда
в составе: председательствующего судьи Алексеевой И.В.,
с участием административного истца Степанова И.Я.,
при секретаре судебного заседания Мамедовой Э.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации, в котором просит признать незаконным решение по принятию, изготовлению и отправке ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ № начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации Радченко П.В.
В обоснование административных исковых требований указал, что Управлением на его обращение направлен ответ с нарушением норм материального и процессуального права. Так, Управление указывает, что не наделено полномочиями по проверке адвокатов согласно Положениям об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, что по его мнению противоречит пп.6 п.3 и пп.41 п.6 указанного документа. Кроме того, Управление в ответе ссылается на отсутствие доверенности ФИО2, в связи с чем, не смогло сделать выводы о допущенных нарушениях со стороны адвоката ФИО4, что по мнению административного истца, является нарушением п.1 ст. 10 ФЗ-59 от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Управление указывает, что претензию к адвокату ФИО4 по исполнению соглашения на оказание юридических услуг может предъявлять только сторона договора. Однако, им предъявлена претензия о превышении адвокатом ФИО4 своих полномочий и совершении незаконных действий. Полагает, что Управлением нарушены его права, поскольку обращение не рассмотрено по существу.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Административный ответчик представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее представил возражение на административный иск, в котором просил отказать ФИО2 в удовлетворении административного искового заявления.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска в силу следующего.
Согласно п. 2 ч.2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (часть 1), а также установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2). Конституционный Суд Российской Федерации, неоднократно указывал, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а закрепляющая данное право статья 46 Конституции Российской Федерации находится в неразрывном системном единстве с её статьей 21, согласно которой, государство обязано охранять достоинство личности во всех сферах, чем утверждается приоритет личности и её прав (статья 17, часть 2; статья 18 Конституции Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», образуя законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, определяет права и обязанности участников соответствующих отношений, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П; Определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О и др.).
Гарантируя реализацию указанного конституционного права, названный Федеральный закон обязывает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, а также дать письменный ответ в установленный срок по существу поставленных в обращении вопросов (пункты 1 и 4 части 1 статьи 10 и пункты 1 и 1.1 статьи 12). В то же время, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, данное регулирование не устанавливает требования к виду почтового отправления, которым должен быть направлен ответ на обращение гражданина, в частности не требует его направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, поскольку факт вручения гражданину ответа не имеет юридического значения для соответствующих правоотношений (Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О). Однако в силу пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» исполнение указанных обязанностей, в том числе в части того, дан ли ответ гражданину по существу поставленных им в обращении вопросов в установленный срок, может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие) в связи с его рассмотрением.
По смыслу содержащихся в ч. 9 ст. 226 КАС РФ законоположений в их взаимной связи с требованиями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, заявленные в рамках административного иска требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, подлежат удовлетворению судом, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для удовлетворения требований административного истца необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) начальника Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> ФИО5 закону или иному нормативно-правовому акту и нарушение данным решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
Анализ установленных по делу фактических обстоятельств не позволяет прийти к выводу о наличии таковых.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 в адрес Управления Министерства юстиции по <адрес> направлено заявление, которое получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь с настоящим административным иском, ФИО2 указывает на нарушение Управлением Министерства юстиции по <адрес> его интересов в части не рассмотрения по существу поданного им обращения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Исходя из п. 3 ст. 5 указанного Закона, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Министерства юстиции по <адрес> в адрес ФИО2 направлен ответ, в котором разъяснено, что рассмотрение жалоб на действия адвокатов отнесено к компетенции квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты субъекта РФ. Территориальные органы Министерства юстиции не наделены полномочиями по проведению каких-либо проверок в отношении адвокатов, при этом они наделены полномочиями направлять представления о возбуждении дисциплинарного производства или прекращения статуса адвоката в совет адвокатской палаты в случае, когда располагают сведениями об обстоятельствах являющихся основанием для возбуждения дисциплинарного производства или прекращения статуса адвоката, когда действия адвоката носят противоправный, виновный характер, причинили существенный вред доверителю или умаляют авторитет адвокатуры. Кроме того, разъяснено право заявителя, обратиться с заявлением с приложением документов, подтверждающих незаконные действия адвоката, в правоохранительные органы.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> в силу п. 1 Положения об управлении Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, является территориальным органом Минюста России, действующим на территории этого субъекта РФ.
Согласно пп.6 п.3 вышеуказанного Приказа одной из основных задач Управления является осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
В силу п.6 Управление для выполнения своей задачи наделено следующими полномочиями: ведет реестр адвокатов субъекта Российской Федерации; выдает адвокатам субъекта Российской Федерации соответствующие удостоверения, а также документы, подтверждающие статус адвоката (в случае изменения ими членства в адвокатской палате); принимает участие в работе квалификационной комиссии при адвокатской палате субъекта Российской Федерации, в том числе по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката; вносит представление о прекращении статуса адвоката и представление о возбуждении дисциплинарного производства в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации; обращается в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката в случае, если совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления представления не рассмотрел его; требует проведения внеочередного собрания (конференции) адвокатов и (или) вносит представление в Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в случае неисполнения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации требований федерального закона, решений Всероссийского съезда адвокатов или Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий совета, приостановлении полномочий президента адвокатской палаты субъекта Российской Федерации; осуществляет в пределах своей компетенции на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации иные функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами; направляет сведения, подтверждающие присвоение лицу статуса адвоката, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, и места его жительства в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Часть 1 статьи 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, а также предоставление такой помощи бесплатно в установленных законом случаях.
В соответствии со ст. 1 п. 1 Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 63-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, на основании заключения квалификационной комиссии при неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции.
Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты (ч. 1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»).
Таким образом, рассмотрение жалоб на действия адвокатов отнесено к компетенции квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» основания и порядок привлечения адвоката к ответственности устанавливаются Кодексом профессиональной этики адвоката.
Управление направляет представление о прекращении статуса адвоката или возбуждении дисциплинарного производства в адвокатскую палату в случае, когда действия адвоката носят противоправный, виновный характер, причинил существенный вред доверителю или умаляют авторитет адвокатуры.
Как усматривается из ответа Управления, обращение ФИО2 рассмотрено на предмет направления представления о возбуждении дисциплинарного производства или прекращения статуса адвоката в Адвокатскую палату <адрес>. Управление не имеет полномочий разъяснять положения ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О несостоятельности (банкротстве), в том числе по внесению денежных средств на финансирование процедуры банкротства.
Вопреки доводам ФИО2 суд считает не нашедшим своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства нарушение прав или законных интересов административного истца оспариваемым решением, тогда как доводы административного истца об обратном основаны на субъективной оценке имеющихся фактических обстоятельств и неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Изложенное, в своей совокупности препятствует признанию решения по принятию, изготовлению и отправке ответа на обращение от ДД.ММ.ГГГГ № начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации Радченко П.В. незаконным, а потому в удовлетворении заявленных требований административного истца ФИО2 надлежит отказать.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
В этой связи с административного истца ФИО2 в соответствии пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного иска ФИО2 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации о признании решения незаконным - отказать.
Взыскать со ФИО2 в бюджет муниципального образования - городской округ город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд Волгограда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Алексеева И.В.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Алексеева И.В.