Решение по делу № 2а-151/2020 от 05.02.2020

№ 3а-151/2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Астрахань 25 мая 2020 года

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хаировой Д.Р.,

при помощнике судьи Айсангалиевой Б.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-151/2020 по административному иску Исаева А.И. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Исаев А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для производства сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: <адрес>

По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 9912129,2 рублей.

Административный истец не согласен с указанной кадастровой стоимостью земельного участка, считает ее завышенной и не соответствующей рыночной стоимости земельного участка, чем нарушаются его права как плательщика земельного налога.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 16 декабря 2019 года подготовленному ООО «Нижневолжское агентство оценки», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года составляет 9417000 рублей.

С учетом изложенного административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления по состоянию на 01 января 2015 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для производства сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 9417000 рублей.

В судебное заседание административный истец Исаев А.И. не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области Анохин А.А. не возражал против удовлетворения административных исковых требований.

Представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра», управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, администрации муниципального образования «Наримановский район», администрации муниципального образования «Разночиновский сельсовет» Наримановского района Астраханской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще, ходатайства об отложении судебного заседания не представили.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В судебном заседании установлено, что административный истец Исаев А.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для производства сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена 01 января 2015 года на основании постановления агенства по управлению государственным имуществом Астраханской области от 03 ноября 2015 года № 14 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), расположенных на территории Астраханской области» и составила 9912129,2 рублей. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр 11 ноября 2015 года.

Учитывая, что для спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость, административный истец, чьи права и обязанности она затрагивает как собственника земельного участка, вправе требовать ее пересмотра при определении рыночной стоимости объекта недвижимости в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Оспаривая результаты кадастровой стоимости спорного земельного участка, административный истец представил суду отчет об оценке объекта недвижимости от 16 декабря 2019 года , подготовленному ООО «Нижневолжское агентство оценки», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2015 года составляет 9417000 рублей.

Лица, участвующие в деле, возражений относительно выводов, изложенных оценщиком в отчете об оценке объектов недвижимости, не представили.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отчет о рыночной стоимости относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.

Общие требования к содержанию отчета установлены статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 №135-ФЗ, в соответствии с которой отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете (часть 3 статьи 11).

Федеральным стандартом оценки N 3 "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 N 299 предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:

в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки;

информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена;

содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.

Согласно пункту 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 № 611 (далее-ФСО №7), при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик должен учитывать, что в качестве-объектов аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам.

Проверяя соответствие отчета об оценке, выполненного ООО «Нижневолжское агентство оценки», законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, суд приходит к выводу о том, что указанный отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости соответствует требованиям федерального законодательства.

Из отчета, что оценка объекта недвижимости с кадастровым номером произведена оценщиком исходя из весовых показателей оценки затратным, сравнительным и доходным подходами. Определяя рыночную стоимость земельного участка, оценщиком применены все способы оценки, что отражает действительную стоимость объекта недвижимости на дату оценки. Отчет содержит обоснование выборов всех подходов оценки, предусмотренных статьями 13, 16, 19 ФСО-1. При проведении оценки оценщиком проанализирован рынок земельных участков сельскохозяйственного назначения. Принимая объекты-аналоги при определении рыночной стоимости, экспертом учитывались территориальное расположение аналогов, преимущественно расположенных в одной территориальной зоне с объектом оценки, соответствие объектов-аналогов по количественным и качественным характеристикам объекту оценки.

Таким образом, объекты-аналоги, используемые при проведении оценки сравнительным подходом, относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом, суд учитывает, что суммарный размер корректировок при определении рыночной стоимости объекта недвижимости является минимальным, связан с разницей в площадях, время продажи, наличие улучшений, коммуникации.

Рассчитав рыночную стоимость имущественного права с применением весовых коэффициентов, отражающим долю каждого из использованных подходов в определении итоговой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости определена экспертом без учета НДС по состоянию на 01 января 2015 года в сумме 9417000 рублей. Оценивая приведенные выводы проведенной оценки рыночной стоимости объекта капитального строительства всесторонне, в совокупности с предоставленными суду доказательствами, суд считает правильным, обоснованным и объективным отчет об оценке, выполненный ООО «Нижневолжское агентство оценки», поскольку выводы оценщика основываются на положениях, обоснованность и достоверность которых можно проверить, выводы оценщика сделаны на базе общепринятых научных и практических данных, достаточно полно мотивированы, приведены методы исследования и расчеты величины рыночной стоимости объекта оценки.

Суд, проанализировав и оценив отчет об оценке об оценке на соответствие его требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, приходит к выводу о принятии его за основу в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, поскольку заключение мотивированно, выводы ясны, обоснованы исследованными оценщиком обстоятельствами и не содержат противоречий.

Правильность заключения, отвечающего требованиям процессуального законодательства, сторонами не опровергнута.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для производства сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года, в размере 9417000 рублей.

Положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в суд является 05 февраля 2020 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с 01 января 2020 года, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Исаева А.И. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для производства сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года, в размере 9417000 (девять миллионов четыреста семнадцать тысяч) рублей на период с 01 января 2020 года и до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления считать 05 февраля 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2020 года.

Судья Астраханского

областного суда Д.Р. Хаирова

2а-151/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Исаев Арслан Ильясович
Ответчики
Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ"ФКП Росреестра"по Астраханской области
Управление Росреестра по астраханской области
Правительство Астраханской области
Администрация МО "Солянский сельсовет"
Суд
Астраханский областной суд
Судья
Хаирова Дина Руслановна
Дело на сайте суда
oblsud.ast.sudrf.ru
05.02.2020Регистрация административного искового заявления
05.02.2020Передача материалов судье
07.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.03.2020Подготовка дела (собеседование)
03.03.2020Рассмотрение дела начато с начала
16.03.2020Подготовка дела (собеседование)
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
21.04.2020Производство по делу возобновлено
21.04.2020Судебное заседание
19.05.2020Судебное заседание
25.05.2020Судебное заседание
28.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.09.2020Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
30.09.2020Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
06.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее