УИД 52RS0055-01-2023-000110-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2023 года р.п. Шатки Нижегородской области
Шатковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Масловой Т.Г.,
с участием представителя истца Птицына С.Е.,
при секретаре Стрельцовой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тараканова А.Н. к Администрации Шатковского муниципального округа Нижегородской области, Территориальному управлению Росимущества по Нижегородской области о признании права собственности, обязании поставить многоквартирный жилой дом на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Тараканов А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Шатковского муниципального округа Нижегородской области в котором прочил обязать поставить на кадастровый учет многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, как ранее учтенный, а также признать за ним право собственности на трехкомнатную <адрес>, расположенную в одноэтажном двухквартирном панельном жилом доме, общей площадью 64,2 кв.м..
Требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год он и его жена Т. работали в совхозе <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ Они стали проживать в выделенном работодателем их семье всоставе двух человек жилое помещение: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Т. умерла.
Согласно данных паспорта и сведений из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ территориального отдела № 7 администрации Шатковского муниципального округа Нижегородской области в квартире истец зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений из справки от ДД.ММ.ГГГГ № территориального отдела № 7 администрации Шатковского муниципального округа Нижегородской области в настоящее время вквартире он состою на регистрационном учёте и фактически проживает один.
Согласно выписки из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ № территориального отдела № 7 администрации Шатковского муниципального округа Нижегородской области с момента вселения ДД.ММ.ГГГГ площадь квартиры составляет 63 кв. м.
На основании данных Технического плана от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> и более точных замеров площадь квартиры составляет 64,2 кв.м.
С ДД.ММ.ГГГГ совхоз <данные изъяты>, в чьём распоряжении ранее находилась квартира, в результате реорганизации прекратил свою деятельность. После его ликвидации квартира в муниципальную собственность не передавалась.
Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ № Отдела земельных и имущественных отношений администрации Шатковского муниципального округа Нижегородской области Квартира муниципальной собственностью не является и в соответствующем реестре не числится.
Из Уведомления ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что сведения в ЕГРН о квартире отсутствуют.
В ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику, на территории которого располагается квартира, с просьбой о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации, но получил отказ, мотивированный отсутствием жилого помещения в реестре имущества муниципальной собственности администрации Шатковского муниципального округа Нижегородской области.
Считает отказ ответчика в приватизации квартиры незаконным. Также указывает, что указанным жилым помещением он открыто пользуется непрерывно в течение более 18 лет, содержит и ремонтируем за свой счёт, в связи с чем могут быть применены положения ст. 234 ГК РФ.
На основании ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области.
Истец Тараканов А.Н. в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя.
Представитель истца Птицын С.Е. требования поддержал и просил их удовлетворить.
Ответчик Администрация Шатковского муниципального округа Нижегородской области своего представителя в суд не направил, предоставив отзыв на иск, согласно которому иск не признало, посчитав себя ненадлежащим ответчиком, и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик Территориальное управление Росимущества в Нижегородской области своего представителя в суд не направил.
Третье лицо Лондякова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Третье лицо Управление Росреестра по Нижегородской области извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило.
Судом на основании ст. 167 ГПК РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доводы представителя истца, изучив позицию ответчика Администрации Шатковского муниципального округа Нижегородской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилого фонда" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Действующим жилищным законодательством предусмотрен порядок оформления передачи жилья, обязательный как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в собственность граждан.
Ст. 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 № 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента РФ от 26.03.2003 № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Согласно ст. 2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ", не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 18 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ", при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В пункте 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993 года "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" сказано, что, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника.
В силу статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Вместе с тем согласно пункта 5 и пункта 6 статьи 132 Закона о банкротстве, социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.
Исходя из положений статей 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. К жилищному фонду относится и специализированный жилищный фонд, в том числе жилые помещения в общежитиях.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в данном случае Законом о банкротстве установлен особый порядок в отношении используемого гражданами жилищного фонда, и эти помещения не могут включаться в состав конкурсной массы, и подлежит передаче соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования.
В судебном заседании установлено, что совхозом <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ было построено пять двухквартирных домом в <адрес>.
Акт государственной приемочной комиссии о сдаче в эксплуатацию пяти двухквартирных жилых домом в совхозе <данные изъяты> <адрес> подписан ДД.ММ.ГГГГ и утвержден ДД.ММ.ГГГГ № Постановлением Администрации Шатковского района (<данные изъяты>).
Согласно похозяйственной книги № <данные изъяты> сельской администрации, жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено семье Таракановых (<данные изъяты>).
Из выписки из похозяйственной книги № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> зарегистрирован Тараканов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (<данные изъяты>).
Эти обстоятельства также подтверждаются справками территориального отдела №7 администрации Шатковского муниципального округа Нижегородской области № (<данные изъяты>), выпиской из домовой книги (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ решением Арбитражного суда Нижегородской области от <данные изъяты> (дело №) ООО <данные изъяты> признано несостоятельным (банкротом), была открыта процедура конкурсного производства.
Данных о том, что спорное жилое помещение было включено в конкурсную массу, не имеется.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство завершено,ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации должника (прекращении деятельности). (<данные изъяты>).
Из ответа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира в <адрес>, в реестре государственной собственности Нижегородской области не числится. (<данные изъяты>).
Спорная квартира согласно ответу Администрации Шатковского муниципального округа Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, муниципальной собственностью не является и в соответствующем реестре не числиться (<данные изъяты>).
Согласно ответу ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также от ДД.ММ.ГГГГ, объекты недвижимости: жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества не числятся. (<данные изъяты>).
Из технического плана помещения, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>, следует, что общая площадь <адрес>, составляет 64,2 кв.м. (<данные изъяты>).
С учетом требований закона и обстоятельств дела, суд считает, что после банкротства предприятия спорное жилое помещение должно было быть передано в ведение органов местного самоуправления и не выполнение данного требования не может препятствовать осуществлению гражданами прав на жилище.
Спорная квартира не является общежитием, не состоит в реестре специализированного жилищного фонда; многоквартирный дом, в котором расположена данная квартира, не признан ветхим и аварийным, на праве собственности никому не принадлежит (л.д. 24, 118, 102).
Ранее истец в приватизации жилых помещений не участвовал, что подтверждается справками (л.д. 117, 118 ), на праве собственности объектов недвижимости не имеет (л.д. 36) и желает приобрести занимаемое им помещение в собственность. Ограничений на приватизацию данного жилого помещения, предусмотренных ст. 4 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в РФ", в судебном заседании не установлено.
Учитывая положения ст. 18 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ", суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Шатковского муниципального округа Нижегородской области. При этом, не передача спорного жилого помещения в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке, не может являться основанием для отказа в признании права собственности на него в порядке приватизации. Истец непрерывно проживает в спорной квартире с 1994 года.
Относительно требования об обязании поставить на кадастровый учет многоквартирный дом по адресу: <адрес>, суд отмечает следующее.
Как установлено судом, совхозом <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ было построено пять двухквартирных домом в <адрес>.
Акт государственной приемочной комиссии о сдаче в эксплуатацию пяти двухквартирных жилых домом в совхозе <данные изъяты> <адрес> подписан ДД.ММ.ГГГГ и утвержден ДД.ММ.ГГГГ № Постановлением Администрации Шатковского района.
ДД.ММ.ГГГГ решением Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) ООО <данные изъяты> признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ конкурсное производство завершено,ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации должника (прекращении деятельности).
После указанной даты жилой дом на основании ст. 18 Закона "О приватизации жилищного фонда в РФ", должен был быть принят в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке, чего сделано не было.
Квартира № по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Л..
Как следует из кадастрового паспорта помещения - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, указанный объект имеет инвентарный номер №, общая площадь помещения составляет 63,9 кв.м.
Из технического плана помещения, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>, следует, что общая площадь <адрес>, составляет 64,2 кв.м., помещение расположено в двухквартирном доме, которое не состоит на кадастровом учете, многоквартирный дом в росреестре не учтен. (<данные изъяты>).
Таким образом, данных о том, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>. полностью инвентаризировался, не имеется.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимого имущества, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
К указанному заявлению прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, в том числе являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктами 5, 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступивший в законную силу судебный акт, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" обязанность по представлению заявления и прилагаемых к нему документов для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав возложена на орган государственной власти, орган местного самоуправления или организацию, уполномоченных на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; указанные уполномоченные органы в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
Доводы Администрации Шатковского муниципального округа о том, что в просмотренных документальных материалах архивного фонда не найдено сведений о выделении земельного участка под строительство, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, судом не принимаются.
Жилой дом после сдачи в эксплуатацию был заселен, жильцы проживают в нем постоянно до настоящего времени, оплачивают коммунальные платежи, согласно открытых на их имена лицевых счетов.
После ликвидации ООО <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Кержемокского сельского поселения Шатковского района либо Администрация Шатковского муниципального района Нижегородской области, правопреемником которых в настоящее время является Администрация Шатковского муниципального округа Нижегородской области и на чьей территории находится спорный объект недвижимости, каких-либо действий по признанию жилого дома самовольной постройкой, выселению жильцов, из занимаемых ими квартир либо иных мер, не предпринимало.
Кроме того, поскольку многоквартирный жилой дом не стоит на государственном кадастровом учете, то государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на <адрес>, в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ, невозможна.
Таким образом, обязанность по постановке многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> на кадастровый учет должна быть возложена на ответчика - Администрацию Шатковского муниципального округа Нижегородской области.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Тараканова А.Н. удовлетворить в части.
Признать за Таракановым А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, паспорт серия <данные изъяты>, право собственности на трехкомнатную квартиру <адрес>, общей площадью 64,2 кв.м..
Обязать Администрацию Шатковского муниципального округа Нижегородской области поставить на кадастровый учет многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Тараканова А.Н. к Администрации Шатковского муниципального округа Нижегородской области отказать.
В удовлетворении исковых требований Тараканова А.Н. к Территориальному управлению Росимущества по Нижегородской области отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в месячный срок от даты составления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Шатковский районный суд Нижегородской области.
Решение изготовлено в окончательной форме 29 июня 2023 года.
Судья Т.Г. Маслова