РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2022 года пос. Чернь Тульской области
Плавский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Герасимова И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Булавинцевой И.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Чернского района Тульской области Меркулова Д.А.,
представителей административного ответчика администрации муниципального образования Чернский район по доверенностям Восканян А.С., Харламова Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-626/2022 по административному исковому заявлению Прокурора Чернского района Тульской области в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Чернский район о признании незаконным бездействия администрации в части отсутствия муниципального земельного контроля за использованием участков в соответствии с разрешенным видом их использования,
установил:
Прокурор Чернского района Тульской области обратился в суд с административным иском в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Чернский район о признании незаконным бездействия администрации в части отсутствия муниципального земельного контроля за использованием участков в соответствии с разрешенным видом их использования, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальном земельном контроле в администрации МО Чернский район по результатам которой выявлены нарушения требований федерального законодательства.
Проведенной 11.04.2022 прокуратурой района проверкой установлено, что администрацией МО Чернский район на основании договоров аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ переданы в аренду земельные участки с кадастровыми № и № В для установки нестационарного здания для продажи продовольственных товаров.
В ходе проведения проверки с выходом на место совместно с представителем администрации МО Чернский район установлено также, что В в нарушение ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, по указанному адресу занимает и использует за границами земельных участков с кадастровыми № и № территорию земельного участка №, предназначенного для эксплуатации нежилого здания (типография), где размещает инструменты, инвентарь.
Сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о документах, подтверждающих наличие оформленных земельных отношений, на части территории земельного участка №, предназначенного для эксплуатации нежилого здания (типография), у В отсутствуют, правоустанавливающие документы не представлены.
Таким образом, В незаконным образом занимает часть земельного участка №, предназначенного для эксплуатации нежилого здания (типография).
Проведенная прокуратурой района 23.06.2022 повторная проверка показала, что нарушения не устранены, вышеназванный участок продолжает использоваться лицами, право пользования у которых отсутствует.
На основании изложенного просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Чернский район, в части отсутствия муниципального земельного контроля за использованием участков в соответствии с разрешенным видом их использования; обязать администрацию муниципального образования Чернский район принять меры по недопущению В осуществления торговой деятельности вне территории предоставленных на основании договоров аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ земельных участков с кадастровыми № и № в срок до 30.10.2022, а также меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Чернского района Тульской области Меркулов Д.А. поддержал административные исковые требования, с учетом их уточнения, и просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Чернский район. Кроме того пояснил, что по сути заявленных требований Прокуратурой Чернского района Тульской области были направлены представления в адрес административного ответчика, по результатам рассмотрения которых действенных мер администрацией принято не было. На момент рассмотрения дела, требования административного истца не исполнены.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Чернский район по доверенности Сухоруков В.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещался надлежащим образом. Ранее в судебном заседании пояснил, что возражает против удовлетворения требований административного истца в связи с тем, что В выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. При этом пояснил, что административные исковые требования фактически исполнены данным предписанием.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Чернский район по доверенности Восканян А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований в связи с их фактическим исполнением.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Чернский район по доверенности Харламов Р.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, в связи с их фактическим исполнением. Указал, что факт исполнения исковых требований подтверждается обстоятельствами дела, а также вынесением в отношении В предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Пояснил, что в настоящее время наложен мораторий на проверки бизнеса, в связи с чем, осуществить проверку в отношении В не представляется возможным.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 12, 132 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают вопросы местного значения.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации от права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ.
Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного Кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного Кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Из п. 1 ст. 26 Земельного Кодекса Российской Федерации следует, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного Кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Частями 1 и 2 ст. 72 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Согласно положениям ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Судом установлено, что прокуратурой Чернского района Тульской области при осуществлении земельного контроля, администрацией муниципального образования Чернский район проведена проверка.
Как следует из акта проверки от 11.04.2022, по результатам её проведения было установлено, что администрацией муниципального образования Чернский район на основании договоров аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ переданы в аренду земельные участки с кадастровыми № и № В для установки нестационарного здания для продажи продовольственных товаров. В ходе проведенной проверки, осуществленной совместно с представителем администрации муниципального образования Чернский район, обследован участок местности, и установлено, что В в нарушение ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, по указанному адресу занимает и использует за границами земельных участков с кадастровыми № и № территорию земельного участка №, предназначенного для эксплуатации нежилого здания (типография), где размещает инструменты, инвентарь.
В подтверждение указанного факта, в качестве приложения к акту проверки от 11.04.2022 составлена и приобщена фототаблица с запечатленными на ней нарушениями.
По результатам проведенной проверки прокуратурой Чернского района Тульской области главе администрации муниципального образования Чернский район 28.04.2022 внесено представление № об устранении вышеуказанных нарушений.
В ответ на данное представление администрацией муниципального образования Чернский район 25.05.2022 был направлен ответ за №, в котором указано, что представление прокуратуры рассмотрено, и за указанное нарушение привлечено к дисциплинарной ответственности, допустившее его должностное лицо. Сообщено о подготовке документации для проведения выездного обследования без взаимодействия с контролирующим лицом.
Из копии предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований № от 06.06.2022 следует, что оно вынесено в адрес В, которым ему предложено в срок до 01.10.2022 освободить часть территории земельного участка с кадастровым №, общей площадью 138 кв. м., предназначенного для эксплуатации нежилого здания(типография). Указанное предостережение было вручено В 07.06.2022.
Прокуратурой Чернского района Тульской области при осуществлении земельного контроля администрацией муниципального образования Чернский район проведена повторная проверка. Как следует из акта проверки от 23.06.2022, по результатам её проведения было установлено, что, нарушения, указанные в представлении № от 28.04.2022 не устранены. При выходе на место совместно с представителем администрации муниципального образования Чернский район также установлено, что В в нарушение ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, по указанному адресу занимает и использует за границами земельных участков с кадастровыми № и № территорию земельного участка №, предназначенного для эксплуатации нежилого здания (<данные изъяты>), где размещает инструменты, инвентарь.
В подтверждение указанного факта, в качестве приложения к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ составлена и приобщена фототаблица с запечатленными на ней нарушениями.
Факт передачи В в аренду земельного участка с кадастровым № подтверждается копией договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола № рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт передачи В в аренду земельного участка с кадастровым № подтверждается копией договора аренды № № от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола № рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Довод представителей ответчиков о том, что требования, содержащиеся в административном исковом заявлении, на момент рассмотрения выполнены, отклоняется судом по причине отсутствия об этом достоверных сведений. В нарушение требований статьи 62 КАС РФ, административным ответчиком суду не представлены объективные данные, свидетельствующие о выполнении административных исковых требований. Вместе с тем, факт вынесения в адрес арендатора земельных участков предостережения, не означает его фактическое исполнение. Кроме того, при вынесении предостережения, административным ответчиком был предоставлен срок(до 01.10.2022), не соответствующий принципу оперативности, закрепленному ч.4 ст.14 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Также факт неисполнения административных исковых требований подтвержден представителем административного истца, который пояснил об этом в судебном заседании.
Таким образом, в нарушение требований федерального законодательства, органом местного самоуправления не предпринимаются меры по недопущению В осуществления торговой деятельности вне территории предоставленных на основании договоров аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ земельных участков с кадастровыми № и №, а также не осуществляется контроль за устранением выявленных нарушений.
Исходя из требований вышеуказанных норм права, оценивая в совокупности объяснения участвующих в деле лиц, письменные доказательства, суд приходит к выводу, что представленные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и во взаимосвязи достаточными для удовлетворения требований прокурора Чернского района Тульской области.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.39 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ № ░ № ░ ░░░░ ░░ 30.10.2022, ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.