Дело №2-45/2023
УИД 39RS0010-01-2022002153-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 марта 2023 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.А.,
при секретаре Клейн Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агентства по имуществу Калининградской области к Мазуркевичу Игорю Анатольевичу об изъятии земельного участка, определения размера возмещения в связи с изъятием и прекращении права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Агентство по имуществу Калининградской области обратилось в суд с указанным выше исковым заявлением, которым просило изъять в собственность Калининградской области для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4190 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, для ведения крестьянского хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции, расположенный по адресу: <адрес >; определить размер возмещения в связи с изъятием земельного участка - 848 900 рублей; прекратить право собственности Мазуркевича И.А. на указанный выше земельный участок.
В обоснование заявленных требований указано на то, что постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года № «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года №) принято решение об изъятии для государственных нужд Калининградской области путем выкупа земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6379 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, для ведения крестьянского хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции, расположенный по адресу: <адрес >, для размещения линейного объекта регионального значения «Реконструкция II очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северного обхода города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом). I этап строительства - от транспортной развязки на Московском проспекте до транспортной развязки на Зеленоградск включительно с устройством подъезда в городу Гурьевску». Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 20 088 кв.м, до раздела ДД.ММ.ГГ года принадлежал на праве собственности Мазуркевичу И.А. В состав территории, спроектированной для размещения линейного объекта, исходный земельный участок входит не в полном объеме. В результате проведенных кадастровых работ из исходного земельного участка были образованы и поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ года земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 2270 кв.м, и №, площадью 4109 кв.м, общей площадью 6379 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2270 кв.м, изъят для государственных нужд на основании соглашения об изъятии № от ДД.ММ.ГГ года, заключенного между Агентством по имуществу Калининградской области и ответчиком. Право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4109 кв.м, не зарегистрировано в ЕГРН за правообладателем.
Письмом от ДД.ММ.ГГ года № Агентство по имуществу Калининградской области уведомило ответчика о принятии решения об изъятии для государственных нужд планируемого к образованию земельного участка. Согласно отчету об оценке, составленному ООО «НЦ «Балтэкспертиза» № от ДД.ММ.ГГ года, размер возмещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером № составляет 848 900 рублей. Проект соглашения об изъятии и отчет об оценке были получены ответчиком ДД.ММ.ГГ года нарочно, что подтверждается его подписью, однако до настоящего времени соглашение с ответчиком не подписано. Данное обстоятельство препятствует проведению работ по строительству линейного объекта регионального значения «Реконструкция II очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северного обхода города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом). I этап строительства - от транспортной развязки на Московском проспекте до транспортной развязки на Зеленоградск включительно с устройством подъезда к городу Гурьевску». Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Агентства по имуществу Калининградской области Чиж Е.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по указанным выше доводам и основаниям, просила иск удовлетворить.
Ответчик Мазуркевич И.А. возражал против удовлетворения заявленных требований в части выкупной цены, изымаемого земельного участка, при определении размера возмещения просил принять во внимание представленное суду экспертное заключение, выполненное по результатам проведения судебной экспертизы.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса РФ в редакции, действующей с 1 апреля 2015 года, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регламентирован главой VII.1. Земельного кодекса РФ, ст.ст. 56.2-56.11. В случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости, направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №176 «О почтовой связи» заказного письма. После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно ст. 56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Проект такого соглашения направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельный участок и расположенные на них объекты недвижимого имущества. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Как установлено судом, постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года № «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГ года №) принято решение об изъятии для государственных нужд Калининградской области путем выкупа земельного участка с кадастровым номером №, площадью 6379 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, для ведения крестьянского хозяйства по производству сельскохозяйственной продукции, расположенный по адресу: <адрес >, для размещения линейного объекта регионального значения «Реконструкция II очереди кольцевого маршрута в районе Приморской рекреационной зоны (Северного обхода города Калининграда с реконструкцией транспортной развязки с Московским проспектом). I этап строительства - от транспортной развязки на Московском проспекте до транспортной развязки на Зеленоградск включительно с устройством подъезда в городу Гурьевску».
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 20 088 кв.м, до раздела ДД.ММ.ГГ года принадлежал на праве собственности Мазуркевичу И.А.
В состав территории, спроектированной для размещения линейного объекта, исходный земельный участок входит не в полном объеме. В результате проведенных кадастровых работ из исходного земельного участка были образованы и поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ года земельные участки с кадастровыми номерами №, площадью 2270 кв.м и №,площадью 4109 кв.м, общей площадью 6379 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2270 кв.м, изъят для государственных нужд на основании соглашения об изъятии № от ДД.ММ.ГГ года, заключенного между Агентством по имуществу Калининградской области и ответчиком.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4109 кв.м, не зарегистрировано в ЕГРН за правообладателем.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Агентство по имуществу Калининградской области уведомило Мазуркевича И.А. о принятии решения об изъятии для государственных нужд земельного участка, принадлежащего ответчику на праве собственности.
ДД.ММ.ГГ года Мазуркевичу И.А. письмом № направлен проект соответствующего соглашения об изъятии части земельного участка с кадастровым номером № и копия отчета об оценке размера возмещения для ознакомления и подписания. Согласно данному отчету размер возмещения составил 848 900 рублей.
Проект соглашения об изъятии и отчет об оценке были получены ответчиком ДД.ММ.ГГ года нарочно. До настоящего времени проект соглашения не подписан.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Агентство по имуществу Калининградской области указывает на истечение установленного девяностодневного срока для заключения сторонами соглашения о выкупе объекта, и отказ Мазуркевича И.А. заключать какие-либо сделки в отношении изымаемой недвижимости на предлагаемых Агентством условиях.
Исследовав доводы сторон относительно заявленных требований, в том числе и стоимости возмещения за изымаемое имущество, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 281 Гражданского кодекса РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
Согласно ст. 56.8 Земельного кодекса РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. Пунктом 5 указанной выше статьи установлено, что определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 56.10 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости либо направить уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
При обращении в суд Агентством по имуществу Калининградской области был представлен отчет № от ДД.ММ.ГГ года, выполненный ООО «НЦ «Балтэкспертиза», согласно которому размер возмещения за изымаемый у Мазуркевича И.А. земельный участок с кадастровым номером №, включающий рыночную стоимость участка, составляет 848 900 рублей, компенсация расходов на регистрацию прав на новое имущество, приобретенное взамен изъятому имуществу 2 000 рублей.
Мазуркевич И.А. возражал относительно предлагаемой суммы возмещения, указывая, что при определении выкупной цены не было принято во внимание нахождение на участке зеленых насаждений, ограждений и иных объектов, просил определить стоимость возмещения с учетом возможных затрат на демонтаж, перенос и возведение указанных сооружений, а также с учетом стоимости зеленых насаждений.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ года по ходатайству ответчика Мазуркевича И.А. по делу была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости изымаемого земельного участка, размера убытков и упущенной выгоды, причиненных изъятием земельного участка, по результатам которой экспертом ООО «Декорум» ФИО8. составлено заключение № от ДД.ММ.ГГ года.
Согласно выводам эксперта, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4109 кв.м, расположенного по адресу: <адрес >, на дату составления заключения составила 4 852 000 рублей, размер убытков, связанных с оплатой государственной пошлины за регистрацию прав собственности составил 2 000 рублей.
После проведения по делу судебной экспертизы ответчик Мазуркевич И.А. полагал возможным изъять участок для государственных нужд согласно расчету, составленному судебным экспертом.
Изучив и проанализировав представленные стороной истца отчеты ООО «НЦ «Балтэкспертиза», заключение эксперта ООО «Декорум», суд приходит к выводу о том, что требования Агентства по имуществу Калининградской области подлежат удовлетворению с учетом определенной судебным экспертом ФИО9 стоимости возмещения за земельный участок в размере 4 852 000 рублей.
Анализ экспертного заключения относительно определения выкупной цены земельного участка, вопреки доводам истца, свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года №73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение стоимости возмещения.
При этом, при проведении судебной экспертизы в части определения рыночной стоимости указанного выше земельного участка, экспертом использована методика расчета, которая соответствует положениям ст. 56.8 Земельного кодекса РФ, учитывались сведения по рынку продаж аналогичных объектов с учетом всех параметров характеристик объекта оценки. Расчеты относительно стоимости квадратного метра земельных участков произведены в рамках используемого сравнительного подхода при исследовании рынка недвижимости с наибольшим количеством предложений по продаже аналогичных земельных участков. Приведенные в отчете сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Гурьевского района на дату оценки по земельным участкам категории земель – земли населенных пунктов и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, его количественных и качественных характеристиках.
Ставить указанное экспертное заключение в части определения рыночной стоимости объекта оценки под сомнение у суда оснований не имеется.
Выводы относительно стоимости возмещения в связи с изъятием земельного участка с кадастровым номером №, изложенные в представленном стороной истца отчете, выполненных ООО «НЦ «Балтэкспертиза», не могут быть приняты судом по следующим основаниям.
Представленный стороной истца отчет № от ДД.ММ.ГГ года является неполным и не отражает в полном объеме стоимость затрат в связи с изъятием у Мазуркевича И.А. земельного участка.
Кроме того, отчет ООО «НЦ «Балтэкспертиза» содержит выводы специалиста относительно рыночной стоимости изымаемого имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГ года, тогда как по смыслу ст. 282 Гражданского кодекса РФ, п. 3 ст. 55, п. 1 ст. 62 Земельного кодекса РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Вместе с тем, со стороны Агентства по имуществу Калининградской области суду не было представлено документов, подтверждающих актуальность представленного им отчета в части рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на день рассмотрения настоящего гражданского спора. Повторного исследования рынка недвижимости для определения выкупной цены изымаемого земельного участка специалистом ООО «НЦ «Балтэкспертиза» не проводилось.
В соответствии со ст. 56.11. Земельного кодекса РФ вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности. В результате изъятия земельного участка, принадлежащих гражданину на праве собственности, для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такое имущество.
При таких обстоятельствах, учитывая, что между сторонами в досудебном порядке не достигнуто соглашение о размере возмещения в связи с изъятием земельного участка, у суда имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований истца в части изъятия, принадлежащего Мазуркевичу И.А. земельного участка, определения стоимости возмещения в связи с изъятием, равной 4 852 000 рублей (4 850 000 рублей – рыночная стоимость земельного участка, 2 000 рублей – размер убытков), прекращения права собственности на изымаемые объекты недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Агентства по имуществу Калининградской области – удовлетворить в части.
Изъять у Мазуркевича Игоря Анатольевича в собственность Калининградской области для государственных нужд земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4 190 кв.м, расположенный по адресу: <адрес >.
Определить размер возмещения в связи с изъятием указанного выше объекта недвижимости – 4 852 000 (четыре миллиона восемьсот пятьдесят две тысячи) рублей, подлежащий уплате Мазуркевичу Игорю Анатольевичу в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Прекратить право собственности Мазуркевича Игоря Анатольевича на указанный выше земельный участок.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 4 апреля 2023 года.
Судья Т.А. Макарова