Решение по делу № 11-13582/2023 от 25.09.2023

    УИД 74RS0002-01-2023-001547-16

Судья Петрова Н.Н.

    дело № 2-3980/2023

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-13582/2023

24 ноября 2023 года                                 г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего          Мицкевич А.Э.

    судей              Алферова И.А., Григорьевой А.П.,

при помощнике судьи                   Терюшовой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Суптелло Андрея Петровича, Суптелло Светланы Владимировны на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 11 июля 2023 года по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Ремжилзаказчик Советского района» к Суптелло Андрею Петровичу, Суптелло Светлане Владимировне о взыскании платы за содержание жилья, коммунальные услуги, пени.

    Заслушав доклад судьи Мицкевич А.Э. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, представителя истца Тефтелевой В.А., полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Ремжилзаказчик Советского района» (далее – ООО УО «Ремжилзаказчик Советского района») обратилось в суд с иском к Суптелло А.П., Суптелло С.В. о взыскании пропорционально их долям в праве собственности на квартиру по адресу: г<адрес>, суммы задолженности по оплате содержания жилья, коммунальных услуг при содержании общего имущества за период с 01 сентября 2020 года по 31 августа 2022 года в размере 46 581,41 руб., суммы пени в размере 8 269,05 руб. за период с 01 января 2021 года по 31 августа 2022 года, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 845,51 руб., в том числе уплаченной при подаче заявления о выдаче судебного приказа, отмененного впоследствии.

В обоснование иска указано, что ответчики являются долевыми собственниками указанного жилого помещения в ? доле каждый, истец осуществляет функции по управлению, содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного жилого дома, в связи с чем просит взыскать также плату за холодную воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, плату за рассрочку внесения суммы за установку общедомового прибора учета.

Ответчиками не производилась плата за указанные услуги и работы за период с 01 сентября 2020 года по 31 августа 2022 года, в связи с чем произведено начисление пени.

Представитель истца ООО УО «Ремжилзаказчика Советского района» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

Ответчики Суптелло А.П., Суптелло С.В. в судебное заседание не явились.

Рассмотрев дело в их отсутствие, суд принял решение о частичном удовлетворении иска, взыскал солидарно с Суптелло А.П. и Суптелло С.В. в пользу истца задолженность по оплате за жилищные и коммунальные услуги в размере 46 581,41 руб., пени в размере 4 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины - 1 845,51 руб., по 922,75 руб. с каждого.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.

В апелляционной жалобе ответчики просят об отмене решения суда и прекращении производства по делу, указывая на то, что о судебном заседании 11 июля 2023 года были уведомлены почтовым извещением только 13 июля 2023 года, нарушено право ответчиков на информацию об иске, нарушено право ответчиков на долю в общем имуществе собственников помещений многоквартирного дома, обязанность по оплате предоставленных истцом услуг лежит только на собственниках, судом не истребован договор управления многоквартирным домом.

Определением от 02 ноября 2023 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса.

Ответчики в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, телеграммами по месту жительства.

Суптелло А.П. представлено ходатайство о предоставлении дополнительного времени для представления доказательств, указанно на наличие заболевания с 06 сентября 2023 года.

По запросу судебной коллегии для проверки возможности участия Суптелло А.П. в судебном заседании по состоянию здоровья представлена справка ГАУЗ ГКБ№1 от 22 ноября 2023 года об окончании периода стационарного лечения ответчика с 23 октября 2023 года и о возможности его участия в судебном заседании по состоянию здоровья.

В связи с надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, и размещением информации о месте и времени рассмотрения гражданского дела на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет, судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с существенным нарушением судом положений процессуального закона.

В силу пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В соответствии со статьей 155 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

Формы извещения лиц, участвующих в деле установлены частью 1 статьи 113 названного Кодекса, предусматривающей, что лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Независимо от того, какой из способов извещения участников судопроизводства избирается судом, любое используемое средство связи или доставки должно обеспечивать достоверную фиксацию переданного сообщения и факт его получения адресатом.

Согласно п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско- правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п. 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное. Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Как следует из материалов дела, ответчики участия в судебном заседании 11 июля 2023 года не приняли, суд пришел к выводу об их надлежащем уведомлении о судебном заседании и рассмотрел дело в их отсутствие.

Между тем, проверяя доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении, суд апелляционной инстанции истребовал сведения в организации почтовой связи о вручении отправленных судом в адрес ответчика регистрируемых почтовых отправлений.

На запрос судебной коллегии направлены ответы АО «Почта России» от 06 октября 2023 года, 20 октября 2023 года и 23 октября 2023 года различного содержания о том, что направленные ответчикам почтовые отправления возвращены по истечении срока хранения, и о том, что почтовые отправления вручены Суптелло А.П. 13 июля 2023 года, то есть после рассмотрения дела судом 11 июля 2023 года. Данные о том, что ответчикам были оставлены своевременно почтовые извещения о поступлении судебных извещений не позднее чем за семь дней до дня судебного заседания, но ответчики не обратились в организацию почтовой связи за получением судебных извещений, в материалы дела не представлены.

Пунктом 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 N 234 в действующей в момент рассмотрения дела судом первой инстанции редакции, установлено, что почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами. В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи, в том числе извещения о регистрируемых почтовых отправлениях (подпункт "б").

Поскольку достоверных доказательств вручения ответчикам судебных извещений ранее 11 июля 2023 года либо оставления в их почтовом ящике почтовых извещений о необходимости получения регистрируемого почтового отправления не позднее чем за 7 дней до судебного заседания не представлено, судебная коллегия полагает отсутствующими доказательства надлежащего извещения ответчиков о судебном заседании 11 июля 2023 года, проведенном в их отсутствие с постановлением решения.

Учитывая, что суд первой инстанции допустил нарушение пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает необходимым решение отменить.

Проверив доводы иска, возражений, выслушав представителя истца, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Суптелло А.П. и Суптелло С.В. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в ? доле каждый с 2004 года, зарегистрированы в ней по месту жительства с этого же времени, что подтверждается выпиской из ЕГРН и справкой управляющей организации.

ООО УО «Ремжилзаказчик Советского района» на основании решения собрания собственников помещений многоквартирного дома по указанному выше адресу от 20 марта 2015 года осуществляет функции по управлению, содержанию и ремонту общего имущества указанного многоквартирного жилого дома, производит начисление платы за жилое помещение, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным жилым домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Этим же решением установлен размер платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере тарифов, не ниже утвержденных органами местного самоуправления.

В силу ч.3 ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

       В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

       Согласно п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя в том числе плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).

У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ).

Как разъяснено в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с ч.ч. 9.1, 9.2, 9.3, 10 ст. 156 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей в период образования задолженности, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено пунктами 44 – 48 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам:

,

где:

- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:

,

где:

VД - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

Vкр - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулой 15 приложения N 2 к настоящим Правилам.

,

где:

Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст. 155 ч. 14 Жилищного кодекса РФ, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Из представленного истцом расчета видно, что плата за содержание и ремонт в сумме 45783,20 руб. начислена по установленной формуле (тариф х S помещения), применены тарифы, установленные за указанный период Решениями Челябинской городской Думы от 19 ноября 2019 года № 4/5, от 24 ноября 2020 года № 14/23 и 23 ноября 2021 года № 24/17, площадь помещения 77,3 кв.м подтверждена выпиской из ЕГРН.

Решением общего собрания от 05 августа 2018 года собственники помещений многоквартирного дома определили распределять объем коммунальных услуг, предоставляемых в целях содержания общего имущества, исходя из показаний общедомового прибора учета между всем помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Из данных системы ГИС ЖКХ следует, что многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета электроэнергии с апреля 2019 года и холодного водоснабжения с июля 2016 года.

В то же время, из дополнительных письменных пояснений истца, копии акта приемки водомерного узла от 19 июля 2013 года, следует, что в заявленный в иске период указанный узел учета не использовался в качестве расчетного в связи с истечением межповерочного интервала и отсутствием поверки, в связи с чем начисления платы за потребленную при содержании общего имущества холодную воду и услугу водоотведения произведены истцом по нормативам потребления указанных услуг, установленных Постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 24 декабря 2015 года № 64/2, с применением тарифов, утвержденных Постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2019 года № 98/6, от 17 сентября 2020 года № 42/10, от 02 декабря 2012 года № 72/37.

Из представленных истцом копий счетов-фактур, предъявленных истцу к оплате ресурсоснабжающей организацией МУП ПОВВ г. Челябинска за указанный в иске период, видно, что начисления произведены по нормативу потребления, а не по прибору учета.

Начисленная ответчикам сумма оплаты за коммунальную услугу водоснабжения при содержании общего имущества составила 129,44 руб., водоотведения – 93, 34 руб.

Представленными счетами-фактурами по расчетам с энергоснабжающей организацией подтвержден объем потребленной электроэнергии в многоквартирном доме за указанный в иске период. Начисление платы за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества, произведено истцом по показаниям общедомового прибора учета и по тарифам, установленным соответствующими постановлениями Министерства тарифного регулирования и Энергетики Челябинской области от 05 декабря 2019 года № 90/1, от 11 декабря 2020 года № 61/55, от 23 декабря 2021 года № 81/1. Размер начисленной оплаты составил 532,62 руб.

Кроме того, истцом предъявлена к оплате сумма 42,76 руб. – плата за установленный общедомовой прибор учета электроэнергии.

Пунктом 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, определено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором пункта 38(1) Правил, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.

В соответствии с абзацем вторым пункта 38(1) указанных выше Правил счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.

Частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

При этом до 01 января 2024 года сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2022 N 474 исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 г., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день начисления процентов.

Представленными истцом копиями договора подряда от 2014 года, сметного расчета, графиком производства работ, протокола проверки, протокола заседания закупочной комиссии, агентского договора от 15 апреля 2014 года, отчета агента, акта установки коллективного прибора учета от 15 апреля 2014 года, подтвержден факт выполнения и оплаты работ по приобретению и установке общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирном доме <адрес>

Как следует из представленного истцом подробного расчета подлежащей оплате ответчиками, но не оплаченной суммы расходов по установке прибора учета, указанная сумма составила пропорционально общей площади квартиры ответчиков – 429,32 руб. Сумма оплаты с учетом процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, за указанный в иске период составила 42,76 руб. Истцом применялись ставки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2022 N 474.

Таким образом, размер задолженности ответчиков перед истцом составил 45783,20 +532,62+129,44 + 93, 34 +42,76 = 46 581,36 руб.

Истец ООО УО «Ремжилзаказчик Советского района» обращался к мировому судье судебного участка №7 Центрального района г.Челябинска с заявлением о выдаче судебного приказа о солидарном взыскании с должников Суптелло А.П., Суптелло С.В., Суптелло А.А. задолженности за жилищные услуги за период с 01 сентября 2020 года по 30 апреля 2022 года в сумме 38 667,87 руб., пени за период с 11 октября 2020 г. по 30 апреля 2022 года – 4 973,21 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 754,62 руб.

Выданный 29 июня 2022г. мировым судьей судебного участка №7 Центрального района г.Челябинска судебный приказ о взыскании указанных суммы по заявлению Суптелло А.П. отменен определением мирового судьи судебного участка №7 Центрального района г.Челябинска от 05 июля 2022 года. 06 марта 2023 года истец обратился с иском в суд по настоящему гражданскому делу.

Поскольку судебный приказ о взыскании задолженности, начисленной правомерно отменен, доказательств добровольной оплаты начисленной задолженности не представлено, с ответчиков подлежит взысканию сумма начисленной задолженности пропорционально их долям в праве общей долевой собственности на квартиру за период с 01 сентября 2020 года по 31 августа 2022 года в размере 46 581,36 руб., по 23290,68 руб. с каждого.

Доводы ответчиков о том, что истцом проигнорировано право ответчиков на долю в общем имуществе в жилом доме и земельном участке, не являются основанием к отказу в иске либо иному расчету размера задолженности, поскольку размер ответственности собственников квартиры определен верно пропорционально общей площади квартиры.

Не состоятельны доводы жалобы об отсутствии между истцом и ответчиками договора управления общим имуществом многоквартирного дома.

Согласно статье 44 и части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится в том числе выбор способа управления многоквартирным домом и выбор управляющей организации.

В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Частью 9 названной статьи Кодекса установлено, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

В соответствии с частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В силу части 1 статьи 162 Кодекса договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

Таким образом, для ответчиков, как собственников помещений дома, обязательным является решение собрания собственников, избравшее истца управляющей организацией и утвердившее условия договора управления многоквартирного дома, в том числе размер платы за содержание и ремонт, за потребленные при таком содержании коммунальные услуги, независимо от факта не подписания текста договора ответчиками. В материалы дела не представлено доказательств управления домом в указанный в иске период иной управляющей организацией.

Поскольку ответчиками своевременно оплата содержания и ремонта, коммунальных услуг не производилась, истец вправе требовать взыскания с ответчиков пени, установленной положениями ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ.

Истцом было заявлено требование о взыскании с ответчиков пени за период с 01 января 2021 года по 31 августа 2022 года в размере 8 269,05 рублей.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на срок 6 месяцев вводился мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, что исключало начисление пени в этот период.

Как видно из представленного истцом в суд апелляционной инстанции расчета пени на задолженность по содержанию жилья и коммунальным услугам, он произведен верно по установленным ставкам, из периода просрочки исключен период моратория ( л.д. 89-91). Размер пени с учетом периода моратория на сумму задолженности, образовавшейся за период по январь 2022 года включительно, по ставке 8% годовых составил 4587,88 руб., которая и подлежит взысканию с ответчиков в равных долях по 2293,94 руб.

Указанная сумма неустойки не является несоразмерной объему задолженности, последствиям нарушения обязательства.

На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

При подаче искового заявления о взыскании 54850,46 руб. истцом была оплачена государственная пошлина в размере 1 845,51 рублей, что подтверждается платежным поручением №5285 от 11 ноября 2022г. на сумму 1090,89 рублей, платежным поручением №2493 от 02 июня 2022г. на сумму 754,62 рублей. Пропорционально удовлетворенным требованиям с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 721,65 руб. ((46 581,36+4587,88)/ 54850,46х 1 845,51) по 860,82 руб. с каждого.

       Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

          решение Центрального районного суда г.Челябинска от 11 июля 2023 года отменить, принять новое решение.

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Ремжилзаказчик Советского района» удовлетворить частично.

Взыскать с Суптелло Андрея Петровича (), Суптелло Светланы Владимировны () в пользу общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Ремжилзаказчик Советского района» () задолженность за жилищные и коммунальные услуги за период с 01 сентября 2020 года по 31 августа 2022 года по 23290,68 руб. с каждого; пени за период с 01 января 2021 года по 31 августа 2022 года по 2293,94 руб. с каждого, расходы по уплате госпошлины в размере по 860,82 руб. с каждого.

В удовлетворении остальной части исковых требований общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация «Ремжилзаказчик Советского района» и в удовлетворении остальной части апелляционной жалобы Суптелло Андрею Петровичу, Суптелло Светлане Владимировне – отказать.

      Председательствующий:

      Судьи:

11-13582/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО УО Ремжилзаказчик Советского района г.Челябинска
Ответчики
Суптелло Светлана Владимировна
Суптелло Андрей Петрович
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Мицкевич Алла Эдуардовна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
25.09.2023Передача дела судье
02.11.2023Судебное заседание
02.11.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
23.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.12.2023Передано в экспедицию
24.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее