№ 2-3-3/2020
64RS0007-03-2019-000383-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года г. Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Пряхина Д.Л.,
при секретаре судебного заседания Мягковой О.Г.,
с участием истца Козлова С.П., его представителя Салазникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова С.П. к администрации Романовского муниципального района Саратовской области о признании права собственности на здание зернохранилища в силу приобретательной давности,
установил:
Козлов С.П. обратился в суд с вышеуказанным иском к администрации Романовского муниципального района Саратовской области, в котором просит признать за ним право собственности на здание зернохранилища, общей площадью 1041 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> в силу приобретательной давности, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ между СХ ТОО «Инясевское» и истцом, на тот момент главой КФХ Козловым С.П., был заключен договор купли-продажи по которому он приобрел механизированный ток, расположенный в с. Инясево по цене <данные изъяты>., здание машино - тракторной мастерской по цене <данные изъяты>., здание зернохранилища (ж/б конструкции) по цене <данные изъяты>.. Оплата по договору была произведена в полном объеме. 26 ноября 2011 года в ЕГРИП была внесена запись о прекращении крестьянского хозяйства, в связи с единогласным решением членов крестьянского хозяйства. 01 ноября 2019 года он обратился в регистрирующие органы с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание зернохранилища, общей площадью 1041 кв.м, расположенное по указанному выше адресу. 14 ноября 2019 года ему было направлено уведомлением о приостановлении государственной регистрации, в связи с тем, что не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Однако устранить причины, послужившие основанием для приостановки государственной регистрации, не представляется возможным, та как продавец- СХ ТОО «Инясевское» было ликвидировано по решению суда, необходимые документы отсутствуют. Зданием зернохранилища он добросовестно, открыто и непрерывно владеет более 15 лет, несет расходы по его содержанию, обеспечивает его сохранность, при этом не может зарегистрировать право собственности на него, в связи с чем, вынужден обратиться в суд.
Истец Козлов С.П. и его представитель Салазников А.В. в судебном заседании поддержали исковые требования по вышеизложенным основаниям и просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика - администрация Романовского муниципального района Саратовской области, исковые требования признал в полном объеме, заявив, что признает иск добровольно и последствия признания иска разъяснены и понятны, просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя, о чем представил письменное заявление.
Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственность (ст. 35).
В соответствии с п.1 ст. 234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Как указано в п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу абзаца второго пункта 1 статьи 234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности.
В судебном заседании установлено, что Козлов С.П. 27 июля 2004 года приобрел по договору купли- продажи у СХ ТОО «Инясевское» механизированный ток, расположенный в с. Инясево, здание машино-тракторной мастерской, здание зернохранилища (ж/б конструкции). Согласно п. 6 указанного договора, стоимость механизированного тока составляет <данные изъяты>.; здание машино-тракторной мастерской <данные изъяты>.; зернохранилища составляет <данные изъяты>.
Квитанцией к приходному ордеру № 3 от 12 октября 2004 года произведена оплата СХ ТОО «Инясевское» Козловым С.П. по договору купли-продажи от 27 июля 2004 года в сумме <данные изъяты>.
12 октября 2004 года ИП глава КФХ Козлов С.П. принял от СХ ТОО «Инясевское» на основании договора купли-продажи от 27 июля 2004 года здание зернохранилища, что подтверждается накладной № 4 выданной 12 октября 2004 года СХ ТОО «Инясевское».
Как следует из технического паспорта, нежилое здание зернохранилища, общей площадью 1041 кв. м, инвентаризационной стоимостью 980570 рублей, расположено по адресу: <адрес>
Согласно письма администрации Романовского муниципального района Саратовской области от 13 января 2020 года № 47 нежилое здание (зернохранилище), расположенное по адресу: <адрес>, в реестре муниципальной собственности Романовского муниципального района не числится.
В настоящее время он не может зарегистрировать свое право собственности на нежилое здание зернохранилища, расположенное по адресу: <адрес>, так как у него отсутствуют правоустанавливающие документы на вышеуказанный объект недвижимости.
На основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области 14 ноября 2019 года приостановлена государственная регистрация права на объект недвижимости: здание общей площадью 1041 кв. м, по адресу: <адрес> (здание зернохранилища).
Согласно уведомлению филиала Федерального государственного бюджетного учреждения» Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области от 14 ноября 2018 года исх. № нежилое здание, адрес: <адрес> отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании свидетельства о государственной регистрации прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства серии 64 №002986218, следует, что 26 января 2011 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись государственной регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства в связи с единогласным решением членов крестьянского (фермерского) хозяйства главой которой является Козлов С.П.
Учитывая, что Козлов С.П. не является собственником имущества, но добросовестно, открыто, и непрерывно владеет им как своим собственным более 15 лет, в течение которых никто о правах на имущество не заявлял, никто из заинтересованных лиц не оспаривал его право на данное имущество, суд считает возможным исковые требования удовлетворить.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц № ЮЭ9965-19-118424937 от 27 ноября 2019 года сельскохозяйственное товарищество с ограниченной ответственностью «Инясевское» ликвидировано на основании определения Арбитражного суда Саратовской области от 24 марта 2005 года о завершении конкурсного производства № А57-643Б/02-31.
Факт добросовестного, открытого и непрерывного владения Козловым С.П. спорным имуществом как своим собственным в течение пятнадцати лет подтвердили также свидетели Ш.А.В. и Ш.С.Н.
Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что Козлов С.П. добросовестно, открыто и непрерывно владел как своим собственным недвижимым имуществом, а именно зданием зернохранилища общей площадью 1041 квадратных метра, расположенным по адресу: <адрес> в течение пятнадцати лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 1041 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░