11RS0016-01-2020-001633-58
дело №2а-785/2020
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Выльгорт «28» декабря 2020 года административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Черных Е.А., Отделению судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми, Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
ООО «Агентство Финансового Контроля» обратилось в суд с исковым заявлением к СПИ ОСП по Сыктывдинскому району Черных Е.А. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в несоблюдении установленного законом срока направления в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства №-ИП и исполнительного документа. В обоснование требований указано, что административный истец является взыскателем по исполнительному производству, которое постановлением судебного пристава окончено. Указывая, что на день подачи иска взыскателем постановление об окончании исполнительного производства и исполнительный документ не получены, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей по направлению в установленный срок указанных документов, ООО «Агентство Финансового Контроля» обратилось в суд с настоящим административным иском.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 05.11.2020 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Отделение судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республики Коми.
Административный истец, административный ответчик СПИ ОСП по Сыктывдинскому району Черных Е.А., УФССП России по Республике Коми, заинтересованное лицо, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неявки суд не известили. Административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Представитель административного соответчика ОСП по Сыктывдинскому району Першина Л.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласилась, указав, что в ходе рассмотрения дела оригинал исполнительного документа и постановление об окончании исполнительного производства направлены в адрес взыскателя. Также указала, что права взыскателя нарушены не были, поскольку в силу закона после окончания исполнительного производства взыскатель вправе вновь предъявить исполнительный документ к исполнению только через полгода после его окончания.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы рассматриваемого дела, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон), статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В силу статьи 5 Закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Судом установлено, что на основании судебного приказа мирового судьи Зеленецкого судебного участка Республики Коми №2-724/2017 и заявления ООО «Агентство Финансового Контроля» 16.05.2017 ОСП по Сыктывдинскому району возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является взыскание с Конаковой Ю.В. задолженности по кредитному договору № от 19.03.2013 за период с 12.05.2015 по 07.02.2017 в размере 54 013 рублей 14 копеек.
Из материалов исполнительного производства следует, что на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району Черных Е.А. от 25.05.2020 указанное исполнительное производство окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона №229-ФЗ, с возвращением исполнительного документа взыскателю.
Ссылаясь на бездействие судебного пристава-исполнителя Черных Е.А., выразившегося в нарушении установленного законом срока направления в адрес ООО «Агентство Финансового Контроля» копии постановлении об окончании исполнительного производства и исполнительного документа, которые до настоящего времени им не получены, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая требования по существу, суд исходит из следующего.
Реализуя указанные выше конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Положения статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в случае, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
Согласно ч. 3 ст. 46 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
В соответствии с ч. 6 ст. 47 ФЗ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику.
Как указывалось ранее, исполнительное производство №-ИП в отношении Конаковой Ю.В. окончено судебным приставом-исполнителем Черных Е.А. 25.05.2020.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком предоставлен реестр отправки простой почтовой корреспонденции от 04.06.2020, согласно которому 04.06.2020 в адрес взыскателя направлено постановление об окончании исполнительного производства от 25.05.2020.
В последующем, в рамках рассмотрения дела административным ответчиком предоставлен реестр направления заказной корреспонденции от 11.12.2020, из которого следует, что 11.12.2020 судебным приставом-исполнителем в адрес ООО «Агентство Финансового Контроля» направлено постановление об окончании исполнительного производства от 25.05.2020 и исполнительный документ.
Указанные обстоятельства не оспаривались представителем административного ответчика в судебном заседании.
Таким образом, постановление об окончании исполнительного производства от 25.05.2020 и исполнительный документ фактически направлены в адрес взыскателя лишь 11.12.2020, то есть спустя 6 месяцев со дня вынесения постановления.
Приходя к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований, суд исходит из того, что судебный пристав-исполнитель имел возможность направить копию постановления от 25.05.2020 и исполнительный документ в установленный срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
При этом, суд не принимает во внимание, предоставленный в материалы дела реестр отправки почтовой корреспонденции от 04.06.2020, свидетельствующий о направлении в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства, поскольку вместе с постановлением исполнительный документ взыскателю направлен не был.
Кроме того, направление взыскателю постановления об окончании исполнительного производства посредством простой корреспонденции не отвечает требованиям действующего законодательства, поскольку не обеспечивает возможность убедиться в его получении адресатом.
Окончание исполнительного производства влечет прекращение осуществления судебным приставом-исполнителем действий по принудительному исполнению исполнительного документа. Следовательно, неуведомление взыскателя об окончании исполнительного производства лишает последнего права на получение достоверной и своевременной информации о ходе исполнительного производства.
В рассматриваемом случае столь длительное ненаправление в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства и подлинника исполнительного документа, безусловно, нарушает право взыскателя по исполнительному производству на своевременное обжалование указанных постановлений, а также право на повторное, в соответствии с частью 4 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», предъявление исполнительного документа к исполнению.
При этом, не может остаться без внимания суда и то обстоятельство, что возложенная на судебного пристава-исполнителя обязанность по направлению в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа, исполнена им лишь после поступления в суд настоящего административного иска.
Доводы об отсутствии нарушения прав и законных интересов взыскателя, ввиду того, что исполнительный документ может быть вновь предъявлен взыскателем не ранее чем через полгода со дня его окончания, судом во внимание не принимаются, поскольку длительное ненаправление в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства и подлинника исполнительного документа, нарушает право взыскателя по исполнительному производству, в том числе на своевременное обжалование указанного постановления, а также право на повторное, в соответствии с ч. 4 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», предъявление исполнительного документа к исполнению.
В свою очередь, предусмотренный законом временной перерыв, в течение которого взыскатель не имеет возможность вновь предъявить исполнительный документ к исполнению, не освобождает судебного пристава от возложенной законом обязанности по своевременному направлению в адрес взыскателя постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в названной части, поскольку судебный пристав-исполнитель несвоевременно направил взыскателю копию постановления об окончании исполнительного производства и оригинал исполнительного документа, тем самым судебным приставом-исполнителем допущены нарушения требований законодательства, нарушающие права взыскателя, свидетельствующие о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя ОСП по Сыктывдинскому району УФССП России по Республики Коми.
При этом, оснований для возложения на административного ответчика обязанности по направлению постановления об окончании исполнительного производства и подлинника исполнительного документа в рассматриваемом случае не имеется, поскольку указанные документы в ходе рассмотрения дела судебным приставом направлены в адрес взыскателя и получены последним 21.12.2020.
Ссылки административного истца на п. 2.1 Приказа ФССП РФ №455 от 28.09.2015 «Об утверждении положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств», судом во внимание не принимаются, поскольку доказательства, свидетельствующие об утрате исполнительного производства или его документов, при установленном факте направления копии постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа в адрес взыскателя и их получения, в материалы дела не предоставлено. Достоверные сведения об утрате исполнительного документа в материалах дела отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 218, 219, 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Черных Е. А., выразившееся в нарушении порядка направления копии постановления об окончании исполнительного производства №-ИП с оригиналом исполнительного документа – судебного приказа от 24.03.2017, вынесенного мировым судьей Зеленецкого судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми по делу №2-724/2017 взыскателю – ООО «Агентство Финансового Контроля».
Административные требования общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми Черных Е.А., Отделению судебных приставов по Сыктывдинскому району УФССП России по Республике Коми, Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о возложении обязанности направить взыскателю копию постановления об окончании исполнительного производства от 25.05.2020 с оригиналом исполнительного документа, организовать работу по восстановлению исполнительного документа оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30.12.2020.
Судья Ю.В. Рачковская