Дело № 2-4450/2020
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года Балашиха Московской области
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кобзаревой О.А.
при секретаре Прощалыкиной И.И.
с участием
представителя истца по доверенности Скворцовой Е.Е.,
представитель третьего лица ПАО «ФСК КЭС» по доверенности Стикачев А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Любарской Галины Васильевны к Администрации г.о. Балашиха о признании права собственности на жилой дом
установил:
Истец Любарская Г.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г.о. Балашиха о признании права собственности на жилой дом. В обосновании своей правовой позиции указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 09.04.1996г. реестровый № к-1-1195. Строительство жилого дома начато в 1999 году на основании Распоряжения территориальной Администрации Новомилетского сельского округа № 60 от 04.08.1999г. Окончено строительство жилого дома было в 2017г. Общая площадь жилого дома составляет 74,6 кв.м. Истец обратилась в Администрацию г.о. Балашиха путем направления уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. 17.01.2020г. был получен отказ в связи с близостью расположения земельного участка к TKO «Торбеево».
Истец просит суд признать за Любарской Галиной Васильевной право собственности на жилой дом, общей площадью 74,6 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец Любарская Г.В. не явилась, представитель истца по доверенности Скворцова Е.Е. явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Администрация г.о. Балашиха в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в материалы дела представлены письменные возражения на исковое заявление.
Третье лицо ПАО «ФСК КЭС» по доверенности Стикачев А.С. явился, представил письменный отзыв на иск, просил в иске отказать.
Третье лицо Семенов А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Третье лицо ООО «ЭНИТ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Судом установлено, что Любарская Галина Васильевна, является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 09.04.1996г. реестровый № к-1-1195. Строительство жилого дома начато в 1999 году на основании Распоряжения территориальной Администрации Новомилетского сельского округа № 60 от 04.08.1999г. Окончено строительство жилого дома в 2017г. Согласно Техническому плану, выполненному кадастровым инженером, общая площадь жилого дома составляет 74,6 кв.м.
В соответствии частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
17.01.2020 истцом был получен отказ в связи с близостью расположения земельного участка к?TKO «Торбеево».
Истец указывает, что участки предоставлялись еще в 1996г. для ведения личного подсобного хозяйства, что предусматривает возможность строительства жилого дома, полигон на тот момент существовал уже долгие годы. Кроме того, массив «Вьюнка» и сама деревня Русавкино-Романово, является густо застроенным населенным пунктом.
На основании ч, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае, в том числе, строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других), а также строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с положениями ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке полученного разрешения на строительство объекта недвижимости, подтверждающего осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок установленным Градостроительным кодексом РФ направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства,
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которой не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешении или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получен и и соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены па дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Исходя из названной нормы, самовольность постройки определяется при наличии одного из трех названных в п. 1 ст. 222 ГК РФ признаков: земельный участок, на котором создана постройка, не был предоставлен для этих целей в установленном порядке или разрешенное использование, которого не допускает строительства на нем данного объекта; объект создан без получения необходимых разрешений; имеются нарушения градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно п. 3 ст. 222 ПК РФ Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок. на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет нрава, допускающие строительство на нем данного объекта;
если надень обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки поселений.Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ), правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 13, 14 ч. 2 ст. 7 Закона РФ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
В силу ч. 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Среди ограничений прав на землю указаны особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах п. 1 ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда (часть 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации).
Через земельный участок с кадастровым номером № проходит линия электропередач ВЛ 500 кВ «Ногинск - Чагино» принадлежащая ПАО «ФСК ЕЭС» на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 24.08.2007 №.
Согласно Техническому паспорту воздушной линии электропередачи BЛ500 кВ «Ногинск - Чагино» BЛ 500 кВ построена и введена в эксплуатацию в 1959, 1968,2003, 2006 гг. до приобретения истцом в собственность земельного участка, на котором расположена ЛЭП.
В силу действующего на момент введения в эксплуатацию BЛ Постановления Совета министров СССР от 30.11.1953 № 2866 «Об утверждении Правил охраны высоковольстных электрических сетей», утратившего силу в 1984 году в связи с принятием Постановления Совмина СССР от 26.03.1984 № 255 «Об утверждении правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт», которое также в 2009 году утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», установлена двадцатиметровая охранная зона вдоль воздушных линий электропередачи с напряжением 500 кВ. Соответственно с 1959 года указанными постановлениями установлена 30-метровая охранная зона вдоль воздушных линий электропередачи с напряжением 500 кВ. Таким образом, с 1959 года установлено право ограниченного пользования чужими земельными участками охранной зоны BJI-500 кВ на всем её протяжении.
В охранных зонах, согласно п. 2 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с п. 5 Правил, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно Приложению к Правилам.
Вместе с тем, согласно пункта а) Приложения «Требования к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства» к Правилам охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении для BJI классом напряжения 500 кВ на расстоянии 30 м.
Определением от 24 сентября 2012 г. № 1563-0 Конституционный суд Российской Федерации установил:
«Статья 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1), одновременно закрепляет, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3), и вместе с тем не устанавливает условий реализации данного права, - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2009 года N 48-0-0 и N 50-0-0).
Федеральный законодатель в порядке реализации возложенных на него полномочий в Земельном кодексе Российской Федерации, в абзаце четвертом пункта 2 статьи 89, установил, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно абз.2 п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 736 сведения о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании. Такие сведения указанные организации обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, до 1 января 2015 г.
Статьей 89 Земельного кодекса РФ установлен правовой режим пользования землями энергетики, в соответствии с которой установлены особые охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки.
В охранных зонах, согласно п. 2 Правил в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
В соответствии с подп. б) п. 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно- технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов
В силу подп. б) п. 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В пределах охранных зон в соответствии с подп. а) п. 10 Правил без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Согласно техническому заключению Независимого центра строительной экспертизы и оценки от 2020 года экспертом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на земельном участке с к/н № в целом соответствует градостроительным, строительным, санитарным и противопожарным нормам и правилам, за исключением несоответствия противопожарным нормам в части расположения относительно жилого дома расположенного на соседнем земельном участке с кадастровым номером №, а именно фактическое расстояние 9,4 метров при норме 15 метров. Кроме того эксперт указывает что, часть рассматриваемого жилого дома находится в охранной зоне воздушной линии электропередачи.
Техническое заключение Независимого центра строительной экспертизы и оценки от 2020 года, сторонами не оспорено, в связи с чем у суда не имеется оснований не доверять указанным выводам.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд, оценивая представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку жилой дом и земельный участок находятся в охранной зоне воздушной линии электропередачи, в связи с чем по основаниям действующего законодательства запрещена легализация строения и признания права собственности на объекты находящиеся в охранной зоне.
Представитель истца пояснил, что согласование на расположение строения в охранной зоне электрических сетей не получали.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу, что нахождение спорной постройки непосредственно в охранной зоне воздушной линии электропередач приведет к невозможности осуществлять собственником этой линии необходимое обслуживание, а в случае аварии устранять неисправность, не ставя под угрозу безопасность и права третьих лиц.
Таким образом, суд считает обоснованными доводы ответчика и третьего лица о том, что осуществление истцом строительства жилого дома в охранной зоне линии электропередач без письменного решения о согласовании сетевых организаций противоречит прямому запрету, в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для признания постройки соответствующей требованиям законодательства, не нарушающей права и охраняемые законом интересы других лиц и не создающей угрозу жизни и здоровья граждан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Любарской Галины Васильевны к Администрации г.о. Балашиха о признании права собственности на жилой дом, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Кобзарева
Решение в окончательной форме принято 21 января 2021 года
Судья О.А.Кобзарева