Дело № 2а-1531/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2020 года город Саратов
Фрунзенский районный суд города Саратова в составе председательствующего судьи Дубовицкого В.В., при секретаре судебного заседания Тукашовой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Паниной Ю.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО9 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным действий по внесению записи об обременении и отказе в снятии обременения,
установил:
Панина Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО10 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее по тексту - Росреестр по Саратовской области) о признании незаконным действий по внесению записи об обременении и отказе в снятии обременения. По тем основаниям, что 10 февраля 2017 года Панина Ю.В. заключила с Яковлевым Д.Д. договор купли-продажи квартиры: расположенной по адресу: <адрес> Указывает, что квартира была приобретена с использованием кредитных денежных средств. Указывает, что она исполнила свои обязательства и возвратила ПАО «Сбербанк России» денежные средства, в том числе, за счет средств материнского капитала. Указывает, что после получения выписки из ЕГРН узнала, что запись об ипотеке погашена, однако появилась запись о запрете на совершение действий по регистрации на основании постановления от 15 декабря 2017 года № Даниловского ОСП УФССП России по Москве. Указывает, что согласно ответа Росреестра по Саратовской области ими направлялась информация в Даниловский ОСП УФССП России по Москве, что должник по исполнительному производству № не является правообладателем объекта недвижимости. Полагает, что, Росреестра по Саратовской области заведомо знал, что объект никогда не принадлежал субъекту исполнительного производства. Считая свои права нарушенными, Панина Ю.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО11, просит признать незаконным действия государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об обременении (запрета на совершение действий по регистрации на объект недвижимости) квартиры с кадастровым номером №, адрес: <адрес> и погасить указанную запись.
Административный истец Панина Ю.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО12 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Яковлев Д.Д. представил заявление в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель сектора по обеспечению исполнения переданных государственных полномочий по опеке и попечительству просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель ПАО Сбербанк России просит рассмотреть дело в отсутствие представителя банка. Заинтересованное лицо Даниловский ОСП УФССП России по г. Москве в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель административного истца Паниной Ю.В. по доверенности Плюснин М.Б. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Росреестра по Саратовской области по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указывая, что Росреестр по Саратовской области не наделен полномочиями самостоятельно решать вопрос об отмене запрета на совершение регистрационных действий.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, данный Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, осуществления государственных или иных публичных полномочий
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных прав граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц (п.2 ч.1 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)
Согласно ст.19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п.6 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Согласно ч.1,2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно ч.1,2 ст. 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе основания возникновения, изменения, прекращения ограничений права или обременений объекта недвижимости.
Согласно ст.6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 10 февраля 2017 года Панина Ю.В. приобрела в собственность 3\4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес>
Как следует из пояснений представителя истца и не оспаривается сторонами, подтверждается материалами дела, спорное жилое помещение приобретено Паниной Ю.В. на кредитные средства и средства материнского капитала.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 февраля 2017 года правообладателем 3\4 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является Панина Ю.В. На принадлежащий Паниной Ю.В. объект недвижимости установлено обременение в виде ипотеки.
Согласно справке о задолженности заемщика по состоянию на 01 июня 2020 года сумма долга по кредитному договору № от 25 января 2017 года, заключенному с Паниной Ю.В., составляет 0 руб.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17 января 2020 года правообладателем 3\4 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является Панина Ю.В. На принадлежащий Паниной Ю.В. объект недвижимости установлен запрет на совершение действий по регистрации, наложенный УФССП России по Москве Даниловский ОСП.
27 января 2020 года Панина Ю.В. через своего представителя по доверенности обратилась в Росреестр по Саратовской области с заявлением о проведении проверки по факту наложения обременения на квартиру, расположенную по адресу: г<адрес>
18 февраля 2020 года Росреестр по Саратовской области обратился в Даниловский ОСП УФССП России по Москве с заявлением с просьбой сообщить, актуален ли запрет, наложенный постановлением от 15 декабря 2017 года, вынесенный в рамках исполнительного производства № в отношении должника ФИО13 на не принадлежащий должнику объект недвижимости, в том числе и на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: г<адрес>
Ответ на данное заявление не получен, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Росреестр по Саратовской области 25 февраля 2020 года в ответ на обращение от 27 января 2020 года сообщил, что сведения о запрете на совершение действий по регистрации были внесены в ЕГРН 18 декабря 2017 года на основании выписки федеральной службы судебных приставов из постановления Даниловского отдела судебных приставов УФССП России по Москве от 15 декабря 2017 года. Постановление об отмене запрета в отношении указанного объекта недвижимости в Управление не поступало.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости от 19 июня 2017 года Росреестр по Саратовской области сообщил Даниловскому ОСП о принадлежности ФИО14. 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Согласно выписке из Федеральной службы судебных приставов по исполнительному производству №№ от 14 сентября 2015 года наложен запрет на совершение действий по регистрации в отношении имущества, принадлежащего ФИО15, в том числе, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для наложения заперта на совершение регистрационных действий в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Зарубина, д.180/184, корпус 1, кв.36,37, поскольку он наложен уполномоченным органом.
Снятие запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества проводится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, полномочиями по снятию арестов (запретов) не наделены. Они осуществляют государственную регистрацию, в том числе по прекращению запретов.
Основанием для погашения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о запрете совершения регистрационных действий является процессуальный документ, изданный соответствующим органом или должностным лицом, наделенным полномочиями по наложению и отмене таких ограничений в установленном законом порядке.
Самостоятельное погашение органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, а равно выяснение законности наложения запрета не предусмотрено действующим законодательством.
Для рассмотрения требований об освобождении имущества, включая исключительные имущественные права, от ареста (исключении из описи) в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества; об отмене установленного судебным приставом-исполнителем запрета на распоряжение имуществом, в том числе запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества (для лиц, не участвующих в исполнительном производстве) установлен исковой порядок.
Исследовав представленные сторонами доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Паниной Ю.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО17 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконным действий по внесению записи об обременении и отказе в снятии обременения - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд Фрунзенского района г. Саратова в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 25 ноября 2020 года.
Судья В.В. Дубовицкий