Судья Жарков Е.А. Дело № 07р-673/2021
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 08 июля 2021 г.
Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» Алексеева В.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды МУ Росприроднадзора Тимофеевой С.А. от 07 апреля 2021 года № <...> и решение судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 18 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис»,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды МУ Росприроднадзора Тимофеевой С.А. от 07 апреля 2021 года № <...> ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 18 мая 2021 года, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды МУ Росприроднадзора Тимофеевой С.А. от 07 апреля 2021 года № <...> по жалобе директора ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» Алексеева В.А. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, директор ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» Алексеев В.А., ссылается на то, что сдача статистического отчетности не может являться информацией о состоянии окружающей среды, в связи с чем представление такого отчета с нарушением срока, по мнению заявителя, не может быть квалифицировано как сокрытие экологической информации, а следовательно, действия ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» подлежат квалификации по статье 13.19 КоАП РФ. Просит совершенное юридическим лицом правонарушение признать малозначительным, освободить общество от наказания, ограничиться устным замечанием.
Проверив в полном объёме материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» Ёлкину Е.В., просившую жалобу удовлетворить, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Как следует из пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в числе иного, предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Приказом Росстата от 08 ноября 20 i 8 года № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользование, федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» утверждена форма 2-ТП (воздух) и указания по ее заполнению (далее - Отчет 2-ТП (воздух)).
Отчет 2-ТП (воздух) предоставляется респондентами в территориальные органы Росприроднадзора до 22 января года, следующего за отчетным.
Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками иди нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Объективную сторону состава данного административного правонарушения образуют, в том числе деяния, выразившиеся в сокрытии, несообщении (несвоевременном, неполном сообщении) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Как следует из материалов дела, ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» эксплуатирует следующие объекты негативного воздействия на окружающую среду, подлежащие региональному государственному экологическому надзору: 1) котельная; 2) транспортабельная балочная котельная 1240Б, код объекта 18-0134-000947-П; 3) котельная «Vitothem 5000», код объекта 18-0134-000944-П; 4) полигон ТБО и промышленных отходов IV и V классов опасности, код объекта 18-0134-000945-П.
В 2020 году фактический выброс вредных (загрязняющих) веществ от источников ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» составил 189,366 тонн.
Годовая статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) по объектам транспортабельная балочная котельная 1240Б и котельная «Vitothem 5000» была представлена ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» 22 января 2021 года через личный кабинет природопользователя без подписания усиленной квалифицированной электронной подписью, то есть в нарушение пункта 9 раздела «Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения» Приказа № 661.
Кроме того, годовая статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) по объектам котельная и полигон ТБО и промышленных отходов IV и V классов опасности была представлена ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» 23 января 2021 года также с нарушением пункта 9 раздела «Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения» Приказа № 661.
В полном объеме и надлежащем порядке годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) была представлена ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» посредством почтового отправления 26 января 2021 года, то есть с нарушением установленного законом срока.
31 марта 2021 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды МУ Росприроднадзора по данному факту был составлен протокол об административном правонарушении по статье 8.5 КоАП РФ, за совершение ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» деяния, выразившегося в сокрытии, несообщении (несвоевременном, неполном сообщении) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды МУ Росприроднадзора Тимофеевой С.А. от 07 апреля 2021 года № <...> ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Факт совершения административного правонарушения подтверждается: служебной запиской о направлении ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» отчетности по форме 2-ТП (воздух) за 2020 год позже установленного срока, почтовым отправлением с идентификатором 40435445890509, протоколом об административном правонарушении от 31 марта 2021 года№ <...>
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Котельниковского районного суда Волгоградской области в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ были исследованы представленные по делу доказательства, которые судом обоснованно признаны относимыми, допустимыми и достаточными для разрешения дела, в результате чего судьей был сделан правильный вывод о наличии события правонарушения и виновности ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств не имеется.
Вывод должностного лица и судьи районного суда о совершении ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис», указанного административного правонарушения, выразившегося в сокрытии, несообщении (несвоевременном, неполном сообщении) информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.
Доводы жалобы директора ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» Алексеева В.А. о том, что сдача статистического отчетности не может являться информацией о состоянии окружающей среды, в связи с чем представление такого отчета с нарушением срока, по мнению заявителя, не может быть квалифицировано как сокрытие экологической информации, а следовательно, действия ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» подлежат квалификации по статье 13.19 КоАП РФ, уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку и в переоценке не нуждаются.
Между тем, проверив дело и доводы жалобы в полном объеме, считаю возможным признать совершенное административное правонарушение малозначительным ввиду следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что совершенное ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, незначительного пропуска срока представления отчетности, отсутствия каких-либо тяжких последствий, оно не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
Кроме того, при решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды МУ Росприроднадзора Тимофеевой С.А. от 07 апреля 2021 года № <...> и решение судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 18 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис», подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании статьи 2.9 данного Кодекса в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды МУ Росприроднадзора Тимофеевой С.А. от 07 апреля 2021 года № <...> и решение судьи Котельниковского районного суда Волгоградской области от 18 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис», отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив ООО «ЕвроХим-ВолгаСервис» устное замечание.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского
областного суда А.Ю. Коробицын