УИД 65RS0003-01-2023-000066-72
Дело № 2-4163/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2023 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи - О.С. Лыкиной,
при ведении протокола помощником судьи – Н.С.Маткевич,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» к ФИО о взыскании денежных средств, полученных по социальному контракту,-
у с т а н о в и л:
ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» обратилось в Анивский районный суд Сахалинской области суд с иском к ФИО о взыскании денежных средств, полученных по социальному контракту, указывая, что в соответствии со статьей 4 Закона Сахалинской области от 27 декабря 2013 года № 133-ЗО «О государственной социальной помощи в Сахалинской области» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Названной статьей установлены условия предоставления государственной социальной помощи, также установлено приложение к социальному контракту программы социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации мероприятия. Положениями закона установлено, что заявитель несет ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении. Ответчик обратилась к истцу с заявлением, в котором указала, что она не работает с 17.09.2019г., доход за последние 3 месяца отсутствует, с 01.06.2019г. по 30.09.2019г. также не работала. Заявления ответчика были рассмотрены, 30.09.2019г. истцом вынесено решение о заключении социального контракта. 01.10.2019 года было вынесено решение о назначении денежной выплаты по социальному контракту в размере 20 000 рублей и был заключен социальный контракт. 25.06.2020г. из налогового органа истцу поступил ответ на запрос, согласно которому ФИО осуществляла трудовую деятельностью в АО «Молочный комбинат «Южно- Сахалинский» в 2019 и 2020 годы, получала доход от трудовой деятельности, о чем ответчик при заключении социального контракта не сообщила и не указала. 29.06.2020 года истцом вынесено решение о прекращении выплат по социальному контракту, в адрес ответчика направлены уведомления о возврате полученных сумм в связи с сокрытием данных, влияющих на право получения государственной социальной помощи. Ответчиком была внесена в счет возврата сумма в размере 5 500 рублей, остальные денежные средства не возвращены.
В исковом заявлении истцом поставлены требования о взыскании с ответчика ФИО денежных средств в размере 174 500 рублей.
Определением Анивского районного суда Сахалинской области от 01 марта 2023 года настоящее гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Южно- Сахалинский городской суд Сахалинской области.
В судебном заседании представитель истца ФИО, действующий на основании доверенности, уточнил сумму заявленных ко взысканию денежных средств, указал, что ответчиком была внесена часть суммы, в связи с чем, просил взыскать с ответчика денежные средства в размере 172 500 рублей.
Ответчик ФИО в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась по месту жительства, однако извещение вернулось в суд по истечению срока хранения.
Представитель ответчика ФИО, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие ответчика.
Заслушав в судебном заседании пояснения лиц. участвующих в деле, исследовав собранные в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
27 декабря 2013 года в Сахалинской области принят Закон № 133-ЗО "О государственной социальной помощи в Сахалинской области", который определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Сахалинской области.
Согласно статье 4 названного Закона государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Перечислены условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Приказом Министерства социальной защиты Сахалинской области от 04.03.2014 N 26-н утвержден Порядок заключения и продления социального контракта, основания продления социального контракта, согласно пункту 4 которого в соответствии с условиями социального контракта Центр обязуется оказать Заявителю государственную социальную помощь на основании социального контракта, а Заявитель - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Социальный контракт заключается с Заявителем, проживающим на территории Сахалинской области, имеющим среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума, определенного в соответствии с Законом Сахалинской области от 29.06.2011 №56-ЗО "О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Сахалинской области", и попавшим в трудную жизненную ситуацию (пункт 2)
Виды доходов при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются в соответствии с Перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512.
Социальный контракт заключается на основании письменного заявления (по форме согласно приложению к настоящему Порядку), поданного Заявителем в Центр по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина. Заявитель несет ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7).
В соответствии с пунктом 7 Порядка назначения, выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, форма социального контракта государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается с месяца, в котором заключен социальный контракт. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на период действия социального контракта. Размер государственной социальной помощи на основании социального контракта определяется в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 09.04.2014 №154 "О реализации Закона Сахалинской области от 27.12.2013 N 133-ЗО "О государственной социальной помощи в Сахалинской области".
Постановлением Правительства Сахалинской области от 09.04.2014 №154 утвержден Порядок определения размера государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде ежемесячной денежной выплаты, в частности, определены условия государственная социальная помощь на основании социального контракта малоимущей семье, малоимущему одиноко проживающему гражданину на срок действия социального контракта.
Из материалов дела следует, что 30.09.2019 года ФИО представила в отделение по Анивскому району ГКУ Центр социальной поддержки Сахалинской области» заявление о заключении с ней социального контракта. В представленном заявлении ФИО указала, что она не работает, с 17.09.2019 года состоит на учете в центре занятости, доход за предшествующие 3 месяца отсутствует, а также, что в период с 01.06.2019г. по 31.08.2019г. в центре занятости не состояла, пособие по безработице не получала, не работала.
Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке ФИО, она уволена с последнего места работы с 07.02.2017 года.
Решением ГКУ Центр социальной поддержки Сахалинской области» от 01.10.2019г. ФИО назначена ежемесячная денежная выплата в размере 20 000 рублей, а также 01.10.2019г. с ответчиком был заключен социальный контракт № по оказанию государственной социальной помощи, срок действия контракта по 30.09.2020 год.
Пунктом 3.2 социального контракта установлено, что заявитель обязан сообщать о наступлении обстоятельств, влияющих на выплате ежемесячной денежной выплаты, в 10-дневный срок возместить денежные средства, полученные неправомерно.
Согласно представленным платежным поручениям за период действия социального контракта ФИО были перечислены денежные средства в общей сумме 180 000 рублей.
При этом, согласно сведениям полученным ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» и представленным в материалы дела, в период с января 2019г. по март 2020г. ФИО осуществляла трудовую деятельность в АО «Молочный комбинат «Южно-Сахалинский», получала доход по данному месту работы.
В соответствии с пунктом 2.1. социального контракта Центр имеет право инициировать расторжение социального контракта и возврат заявителем суммы денежных выплат по социальному контракту в случаях нецелевого расходования, необоснованного получения денежных средств.
На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что при обращении в ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» (Отделение по Анивскому району) ФИО представила недостоверную информацию относительно получаемого дохода, скрыла сведения о своей трудовой деятельности, что является основанием для взыскания с ответчика выплаченных денежных сумм по социальному контракту.
Поскольку в досудебном порядке денежные средства ответчиком возвращен только частично, постольку исковые требования об их взыскании подлежат удовлетворению в размере 172 500 рублей.
Доводы стороны ответчика о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку ФИО 27.05.2020 года признана банкротом, суд находит несостоятельными.
Согласно положениям статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, она подлежит взысканию с ответчика в размере 4 650 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» к ФИО о взыскании денежных средств, полученных по социальному контракту, удовлетворить.
Взыскать с ФИО (ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>) в пользу государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» денежные средства, полученные по социальному контракту в размере 172 500 рублей.
Взыскать с ФИО (ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>) в доход городского округа «город Южно-Сахалинск» государственной пошлину в размере 4 650 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: О.С. Лыкина