Решение по делу № 5-1482/2021 от 02.04.2021

Дело № 5-1482/2021

64RS0043-01-2021-002016-49

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2021

Полный текст постановления изготовлен 19.05.2021

г. Саратов

Судья Волжского районного суда г. Саратова Музыканкина Ю.А., при секретаре Горячевой Т.С., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - Николаева Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Николаева Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Саратова, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: Саратовская область, <адрес> и проживающего по адресу: г. Саратов, <адрес>, работающего на заводе иные данные, слесарем,

установила:

31.01.2021 в период времени с 12 часов 00 минут до 14 часов 30 минут, в том числе, на территории Волжского района г. Саратова проводилось публичное мероприятие, имеющее признаки митинга и шествия, не согласованное с органами исполнительной власти муниципального образования «Город Саратов». В ходе проведения всего вышеуказанного публичного мероприятия должностными лицами УМВД России по г. Саратову через звукоусиливающее устройство, неоднократно, вынесено предупреждение о том, что данное публичное мероприятие является несогласованным с администрацией МО «Город Саратов» и в случае продолжения действий, направленных на проведение и участие в публичном мероприятии граждане будут привлечены к административной ответственности. 31.01.2021 в период времени с 12 часов 50 минут до 13 часов 15 минут Николаев Л.Ю., находясь по адресу: г. Саратов, Театральная площадь, Волжский район, продолжил принимать участие в указанном публичном мероприятие после официального уведомления сотрудниками полиции о том, что публичное мероприятие не согласовано в установленном законом порядке, и о недопущении нарушения законодательства Российской Федерации в виде участия в несанкционированном публичном мероприятии, а именно своим поведением нарушал общественный порядок, кричал, скандируя лозунги, чем нарушил требования ст.6,7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Николаев Л.Ю. в судебном заседании вину не признал, суду пояснил, что присутствовал среди митингующих, однако никаких активных действий не предпринимал, кроме того, указал, что объявлений и предупреждений со стороны сотрудников он не слышал.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ оценка доказательств производится судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, выслушав участника процесса, исследовав видеоматериал, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.5 ст.20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ).

Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции РФ цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.17, 19, 55 Конституции РФ, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п.1 ст.20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст.21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст.15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.

Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.

В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п.1 ст.2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.Как установлено ч.1 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч.3 ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ).

Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.

Как усматривается из материалов дела, 31.01.2021 в период времени с 12 часов 00 минут и примерно до 14 часов 30 минут в ходе публичного мероприятия, имеющего признаки митинга и шествия после неоднократных официальных уведомлений сотрудниками полиции о том, что публичное мероприятие не согласовано в установленном законом порядке, и о недопущении нарушения законодательства Российской Федерации в виде участия в несанкционированном публичном мероприятии, Николаев Л.Ю. 31.01.2021 в период времени с 12:50 до 13:15, находясь по адресу: г. Саратов, Театральная площадь, Волжский район, не прекратил участие в указанном публичном мероприятии, тем самым нарушил требования ст.6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ об обязанности участника публичного мероприятия выполнять законные требования сотрудников органов внутренних дел прекратить участие в несанкционированном публичном мероприятии.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении АМ № 3087103 от 19.03.2021, рапортами сотрудников полиции, фототаблицей, видеозаписью, протоколом опроса от 19.03.2021, сведениями об отсутствии уведомления о проведении 31.01.2021 данного публичного мероприятия.

Факт участия в указанном публично мероприятии 31.01.2021 Николаевым Л.Ю. не отрицался. Уведомление сотрудниками полиции о том, что данное публичное мероприятие не санкционированно, и продолжение участия в нем противоречит действующему законодательству, с очевидностью следует из исследованной в ходе судебного заседания видеозаписи.

Протокол об административном правонарушении в отношении Николаева Л.Ю. и другие письменные материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, содержащимся в протоколе, рапортах сотрудников полиции, оснований не имеется, поскольку они не содержат противоречий и соотносятся друг с другом, в связи с чем, судья признает их допустимыми доказательствами.

Материалами дела подтверждено, что информация о нарушении установленного порядка проведения мероприятия до сведения участников публичного мероприятия, в том числе, до Николаева Л.Ю. была неоднократно доведена сотрудниками полиции. Довод Николаева Л.Ю. о том, что, находясь в толпе, в которой многие кричали, уведомлений не было слышно, не может являться основанием освобождения от административной ответственности. Обязанность личного уведомления каждого участника публичного мероприятия законом не предусмотрена. Полномочия сотрудников полиции и требования прекратить противоправные действия, высказанные в адрес участников несогласованного мероприятия, предоставлены последним Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

Признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, либо уголовно наказуемого деяния в действиях Николаева Л.Ю. не усматривается.

Довод Николаева Л.Ю. о том, что находясь среди митингующих, он сам лично ничего не выкрикивал, не может рассматриваться судьей как основание к освобождению от административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ при имеющейся совокупности доказательств.

При таких обстоятельствах судья квалифицирует действия Николаева Л.Ю. по ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях по признаку - участие в публичном мероприятии, несогласованном в установленном порядке, несмотря на предупреждения сотрудников органов внутренних дел о его несогласованности, после которых он должен был прекратить свое участие в нем.

Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим ответственность Николаева Л.Ю., суд признает совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств отягчающих вину в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по данному делу, либо влекущих освобождение от административной ответственности Николаева Л.Ю., в том числе, по малозначительности правонарушения, судья не усматривает.

Учитывая общие правила назначения административного наказания, установленные обстоятельства дела, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, суд считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей, полагая, что данное наказание будет являться соразмерным содеянному и позволит достигнуть целей административного наказания, предусмотренных ст. 3.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

постановила:

признать Николаева Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Саратова, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: Саратовская область, <адрес> и проживающего по адресу: г. Саратов, <адрес>, работающего на заводе иные данные, слесарем, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ю.А. Музыканкина

Получатель платежа

УФК МФ по Саратовской области

(ГУ МВД России по Саратовской области)

Код подразделения

099-001

ИНН получателя

6452027746

КПП получателя

645201001

ОКТМО получателя

63701000

Счет получателя №

40101810300000010010

Банк получателя платежа

ГРКЦ ГУ ЦБ Банка РФ по Саратовской области

БИК банка

046311001

КБК

18811601201019000140

Идентификатор

18880064210030871033

Судья Ю.А. Музыканкина

5-1482/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
НИКОЛАЕВ ЛЕОНИД ЮРЬЕВИЧ
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Судья
Музыканкина Юлия Александровна
Статьи

20.2

Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
02.04.2021Передача дела судье
05.04.2021Подготовка дела к рассмотрению
11.05.2021Рассмотрение дела по существу
19.05.2021Рассмотрение дела по существу
28.05.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
19.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее