Решение от 21.05.2024 по делу № 2-515/2024 (2-3978/2023;) от 18.12.2023

Дело №2-515/2024                                 УИД: 31RS0022-01-2023-006932-75

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

                                                Именем Российской Федерации

«21» мая 2024 года                                                                          гор. Белгород

Свердловский районный суд г.Белгорода в составе

председательствующего судьи Камышниковой Е.М.

при секретаре                            Грековой Д.Е.

с участием помощника прокурора Корочанского района Белгородской области- Шелковиной Е.В.

представителя ответчика ГУП «Белоблводоканал» - Филипповой Т.А.

в отсутствие представителя администрации Корочанского района Белгорродской области, представителя третьего лица министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, уведомлены о дате рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Корочанского района Белгородской области в интересах неограниченного круга лиц к ГУП «Белоблводоканал», администрации Корочанского района о совершении действий

                                                                           установил:

                  прокурор Корочанского района Белгородской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, о возложении на ГУП «Белоблводоканал» обязанности разработать план мероприятий по улучшению санитарно-эпидемиологического качества воды в с.Казанка Корочанского района до установленных требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» в течение 8 месяцев со дня вступления в силу решения суда. Обязать ГУП «Белгородский областной водоканал» устранить выявленные нарушения и обеспечить качество поставляемой из водозаборной скважины с кадастровым номером 31:09:0805003:38 с.Казанка питьевой воды, соответствующее требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Обязать Администрацию Корочанского района разработать и включить в инвестиционную программу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №641 мероприятия по установке станции умягчения воды в с.Казанка в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда.

                 В обоснование иска указано, что по поручению прокуратуры Белгородской области в связи с поступившими обращениями жителей с.Казанка Корочанского р-на, истцом была произведена соответствующая проверка системы водоснабжения, обслуживание которой производится в настоящее время ГУП «Белоблводоканал» за установленную абонентскую плату. Полагая, что ГУП предоставляет услугу, которая не соответствует ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также учитывая, что вопросы возведения очистных сооружений находятся в компетенции администрации муниципального образования, прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке п. 1 ст. 45 ГПК РФ просит суд возложить на ответчиков указанные выше обязанности.

                  В судебном заседании представитель истца требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и в уточненных требованиях.

                 Представитель ГУП «Белоблводоканал» требования не признала, утверждая, что ГУП «Белоблводоканал» действительно передана на обслуживание станция обезжелезивания воды в с.Казанка Корочанского р-на, которая работает в штатном режиме, на объекте систематически в соответствии с установленными нормативами производится забор воды и ее анализ на наличие железа, в случае выявления отклонений производится соответствующая прочистка механизмов станции. Представителем представлены акты отбора проб и результаты анализа воды на выходе из станции. Предоставив доказательства о том, что на обслуживание ГУП «Белоблводоканал» передана только станция обезжелезивания воды и система водоснабжения в с.Казанка, полагает, что вопросы умягчения воды не входят в компетенцию ГУП. Кроме этого, полагает, что истцом не представлено доказательств наличия в предоставляемой для нужд населении воде критического содержания железа, поскольку и представленные ГУП «Белоблводоканал» и прокуратурой результаты анализов воды свидетельствуют о незначительном отклонении от установленных нормативов. Кроме этого, представителем ответчика отмечено, что в ГУП «Белоблводоканал» не поступало жалоб жителей с.Казанка на качество воды, полагает, что зафиксированный в соцсетях комментарий одного жителя, нельзя расценивать как нарушение прав неограниченного круга лиц, тем более, что в материалы дела не представлено ни одного доказательства о том, что станция обезжелезивания работает не в штатном режиме. Просит иск оставить без удовлетворения в том числе и ввиду его неопределенности – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ от 07.12.2011 содержит исчерпывающий перечень мероприятий по качественному водоснабжению населения.

                Представитель Корочанского района и представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области в судебное заседание не явились, уведомлены о дате рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили.

                Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

                 Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

                Согласно п. 3 ст. 35 и 4.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

                 Частью 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации гарантируется, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

     В соответствии с подп. 16 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ, застройщик – физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

     Пунктом 2 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ закреплено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

    В соответствии с п. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Выдача разрешения на строительство не требуется только в случаях, определенных п. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.

    В соответствии с ч. 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи.

      При этом основные разрешительные акты, а именно, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию согласно ст.ст. 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдаются застройщику.

     Согласно положениям ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Предъявляя настоящий иск, прокурор Корочанского района утверждает, что действует в рамках полномочий, предоставленных ему ч.4 ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», для предупреждения причинения вреда значительному числу граждан.

                 Разрешая заявленный прокурором спор, суд исходит из того, что     в соответствии с распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области №418-р от 31.07.2020г в хозяйственное ведение ГУП «Белоблводоканал» были переданы объекты водоснабжения с.Казанка Корочанского района, а именно:

    - водопровод протяженностью 3600 м (кадастровый номер 31 :09:0804004:36)

    - скважина глубиной 100 м (кадастровый номер 31 :09:0805003:38)

    - башня объемом 50 куб.м. (кадастровый номер 31 :09:0804002:227)

    - станция обезжелезивания воды (кадастрового номера не имеет).

                  Станция водоподготовки в с. Казанка отсутствует и соответственно в хозяйственное ведение ГУП «Белоблводоканал» подобная станция не передавалась.

                  Переданная в хозяйственное ведение ГУП «Белоблводоканал» станция обезжелезивания согласно паспорта (руководства по эксплуатации) эффективно удаляет органическую цветность, мутность, железо, марганец, сероводород, механические примеси, осветляет и дезинфицирует воду, улучшает органолептические характеристики (цвет, запах, вкус). Умягчение воды не предусмотрено. Указанная станция прошла капитальный ремонт в 2022 году.

                  Таким образом, заявленные прокурором Корочанского района требования о модернизации и реконструкции станции водоподготовки (фактически станции обезжелезивания) не приведет к уменьшению жесткости воды, так как указанная станция умягчение воды не про изводит.

                 При определении качества питьевой воды, подаваемой в. населенные пункты Корочанского района Белгородской области, ГУП «Белсблволоканал» руководствуется

    требованиями действующего законодательства и разъяснениями ФБУЗ «Центр гигиены

    и эпидемиологии в Белгородской области».

                 Так, согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ от 07.12.2011 года питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения. На основании указанной нормы закона еще в 2013 году главным врачом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» предложено оценивать результаты лабораторных исследований питьевой воды из централизованных систем водоснабжения с учетом величины допустимой ошибки методов определения (исх. №4/1204 от 11.04.2013 года). Таким образом, ГУП «Белоблводоканал» при определении качества питьевой воды руководствуется требованиями ст. 23 Федерального закона №416 и вышеуказанных разъяснений. Из установленного количества определяемого показателя (например: жесткость), вычитается величина допустимой ошибки метода определения. Итоговый результата принимается как значение соответствующего показателя. При этом показателем критического содержания, в частности железа, является показатель 13 единиц.

                 Согласно представленным истцом и ответчиком результатов исследования качества питьевой воды в с. Казанка Корочанского района, установлено, что на станции обезжелезивания содержание химических элементов находится в пределах предусмотренных СанПиН 1.2.3685-21 норм.

                  ГУП «Белоблводоканал» представлены протоколы испытаний спорного объекта, которые проводятся один раз в квартал, что установлено программой производственного контроля, утвержденной в 2019 году и согласована с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Белгородской области. Согласно приложению №8 в Корочанском районе контроль качества питьевой воды осуществляется один раз в квартал. Питьевая вода исследуется испытательной лабораторией качества питьевей воды ГУП «Белоблводоканал». Согласно протоколов количественного химического анализа проб воды за 2023 год (№6581-23 от 31.08.2023, №6582-23 от 31.08.2023 года, №8069-23 от 23.10.2023 года, №8068-23 от 23.10.2023 года, 9061-23 от 28.11.2023 года) качество питьевой воды в с. Казанка Корочанского района полностью соответствует требованиям вышеуказанного СанПиНа. Согласно протоколов испытаний №1021-23 от 02.03.2023 года ГУП «Белоблводоканап» было выявлено незначительное превышение значений по показателю жесткости (8,5 (значение показателя) -1,3 (величина допустимой ошибки метода определения)=7,2 (то есть превышение по жесткости составило 0,2). Для устранения выявленного превышения ГУП «Белоблводоканал» была проведена промывка и прочистка сетей. Аналогичная ситуация возникла в июле 2023 года. ГУП «Белоблводоканал» также были проведены работы по прочистке и промывке сетей.

               Истцом представлен протокол отбора проб воды в точке перед подачей в сеть с.Казанка, согласно которому жесткость воды 16.05.2024 (наличие железа) составляет 8,7+1,3 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 7,00Ж.

               При анализе представленных результатов судом установлено, что организацией (ответчиком ГУП «Белоблводоканал») постоянно проводятся мероприятия по контролю за качеством питьевой воды на переданных на обслуживание объектах водоснабжения населения.

                Кроме этого, частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установлено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Указанные полномочия прокурора обусловлены возложением на него функций по надзору за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина (главы 1 и 2 раздела III Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). В свою очередь, право прокурора на обращение в суд является одной из универсальных форм защиты, существование которой предопределено положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем, провозглашенное упомянутой статьей Конституции Российской Федерации конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания – они определяются законами на основе Конституции Российской Федерации и процессуальным законодательством (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2008 №107-О-О, от 15.05.2017 №908-О и др.).

В развитии такой правовой модели, законодателем в части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

В силу статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Исходя из приведенных положений следует, что избранный прокурором способ защиты права (при обращении в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц) должен быть не только допустимым и предусмотренным законом, но и способствовать достижению задач перечисленных в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных законом способов защиты, который бы обеспечил восстановление нарушенного прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права. Согласно указанной норме права защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.

Однако, как неоднократно отмечалось Верховным Судом Российской Федерации (в том числе в определениях от 01.02.2022 № 73-КГ21-12-К8 и 80-КГ21-13-К6), требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.

Прокурор, обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, просит возложить на ГУП «Белоблводоканал» обязанность разработать план мероприятий по улучшению санитарно-эпидемиологического качества воды в с.Казанка Корочанского района до установленных требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Обязать ГУП «Белгородский областной водоканал» устранить выявленные нарушения и обеспечить качество поставляемой из водозаборной скважины с кадастровым номером 31:09:0805003:38 с.Казанка питьевой воды, соответствующее требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Обязать Администрацию Корочанского района разработать и включить в инвестиционную программу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №641 мероприятия по установке станции умягчения воды в с.Казанка.

Между тем, целесообразность установки такой станции в с.Казанка при рассмотрении иска не установлена, как не представлено истцом допустимых доказательств тому, что поступающая в дома жильцов с.Казанка (массово) вода не соответствует требованиям СанПиН, а поэтому требования к ГУП «Белгородский областной водоканал» и Администрации Корочанского района удовлетворению не подлежат в полном объеме.

                С учетом изложенного и руководствуясь ст.194-199ГПК, суд,-

                                                                  р е ш и л:

                ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

             ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.

          ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░ 2024

░░░░░- *****

*****
*****

2-515/2024 (2-3978/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Корочанского района Белгородской области
Ответчики
ГУП "Белгородский областной водоканал"
Админисрация Корочанского района
Другие
Министерство ЖКХ Белгородской области
Суд
Свердловский районный суд г. Белгород
Судья
Камышникова Елена Михайловна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.blg.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2023Передача материалов судье
20.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Подготовка дела (собеседование)
10.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Подготовка дела (собеседование)
29.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Подготовка дела (собеседование)
22.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее