Дело № 2-663/2020

10RS0013-01-2020-001148-48

                                                                                                                                  

         Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

30 декабря 2020 года                                                                                       город Петрозаводск

Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                                              Т.В. Барановой,

при секретаре                                                                                                          А.Б. Галашовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к Федеральному дорожному агентству, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия о возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее также по тексту Министерство, истец) обратилось в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее также по тексту Администрация), мотивируя требования тем, что в ходе проведения проверки по обращению гражданина по вопросу размещения отходов производства и потребления на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия, при выезде со ст. Шуйской в сторону г. Кондопога, поступившего в адрес Главы Республики Карелия, осуществлен натурный осмотр места расположения несанкционированной свалки, в ходе которого установлено несанкционированное складирование отходов на земельном участке с кадастровым номером относящегося к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения». Поскольку по результатам осмотра собственник отходов не установлен, ссылаясь на примечания п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенного Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.20017 №607-ст, из которого следует, что, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, а также ссылаясь на положения Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Министерство просило обязать Администрацию ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельном участке с кадастровым номером на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия.

В ходе рассмотрения гражданского дела по ходатайству истца определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 14.12.2020 произведена замена ненадлежащего ответчика - администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия на надлежащих ответчиков - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республики Карелия (далее также по тексту МТУ «Росимущество в Мурманской области и Республике Карелия), Федеральное дорожное агентство (далее также по тексту Росавтодор).

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства определениями суда от 23.10.2020, 19.11.2020, 14.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Шуйского сельского поселения, КУ РК «Карелприрода», Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, ООО «Автоспецтранс», КУ РК «Карелприрода», ФКУ Упрдор «Кола», Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования к надлежащим ответчикам в полном объеме.

Представители ответчика МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1. статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ. Ранее представляли отзыв на исковое заявление, в котором указали на то, что земельный участок, с кадастровым номером на котором расположена несанкционированная свалка, находится в собственности Российской Федерации. В отношении данного объекта недвижимости зарегистрированы ограничения, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ на основании распоряжения Росавтодора от 22.12.2014 №2530-р, в соответствии с которым данный земельный участок является границей придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-18 «Кола», и фактическим пользователем данного земельного участка является ФКУ Упрдор «Кола», которое и должно нести бремя по осуществлению обязательных мероприятий по охране, улучшению и защите указанного земельного участка.

В судебное заседание представители ответчика Росавтодора также не явились, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали на то, что Распоряжением МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия от 17.03.2015 39/Рп, право ФКУ Упрдор «Кола» на постоянное бессрочное пользование земельным участком с кадастровым номером прекращено, в связи с чем Росавтодор, а также подведомственное ему учреждение ФКУ Упрдор «Кола» не обладают никакими права на земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, в связи с чем на них не может быть возложена обязанность по ее ликвидации.

В судебном заседании представитель третьего лица ФКУ Упрдор «Кола» (далее также по тексту Учреждение) поддержал письменные возражения на исковое заявление, в которых изложена позиция о том, что собственником данных отходов является администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что МТУ Росимущество в Мурманской области и Республике Карелия, Росавтодор или Учреждение как юридические лица являются собственниками каких-либо сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий, продукции, в результате использования которых образовалась несанкционированная свалка, в связи с чем за ними не может быть признано право собственности на спорные отходы и возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.

Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о слушании дела надлежащим образом.

В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, изучив материалы проверки КУСП-3099 от 08.06.2020, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с абз.1 ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду.

Согласно п.1 ст.51 названного Федерального закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как установлено п.1 ст.13 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 №367-П, Министерство является уполномоченным органом в Республике Карелия, который в сфере охраны окружающей среды осуществляет региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору: в области обращения с отходами (пп. 12. П. 9 Положения). При этом Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации (п. 3 Положения).

Из материалов гражданского дела следует, что в ходе проведения проверки по обращению гражданина ФИО5. по вопросу размещения отходов производства и потребления на территории Прионежского муниципального района Республики Карелия, при выезде со ст. Шуйской в сторону г. Кондопога, поступившего в адрес Главы Республики Карелия, 02.09.2020 Отделом федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия осуществлен натурный осмотр места расположения несанкционированной свалки, в ходе которого установлено несанкционированное складирование отходов на земельном участке с кадастровым номером

По факту обнаружения свалки бытовых отходов при выезде со ст. Шуйская в сторону г. Кондопога на основании ст. 28.7 КоАП РФ определением УУП ОМВД России по Прионежскому району капитаном полиции Маркоцевым С.С. от 15.06.2020 по результатам проверки сообщения Главы Шуйского сельского поселения о размещении свалки бытовых отходов при выезде со ст. Шуйская в сторону г. Кондопога возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, и проведении административного расследования. До возбуждении дела об административном правонарушении, в рамках проверки сообщения об обнаружении свалки сотрудниками полиции опрошена Глава Шуйского сельского поселения Соколова А.А., а также осуществлено фотографирование несанкционированной свалки, расположенной в кадастровом квартале при въезде на ст. Шуйская со стороны г. Кондопога. Постановлением УУП ОМВД России по Прионежскому району от 08.07.2020 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращено, поскольку виновное лицо в размещении несанкционированной свалки установлено не было.

06.10.2020 и 22.12.2020 инспекторами Отдела сопровождения надзорной деятельности ГКУ РК «Карелприрода», подведомственного Министерству, также проведено обследование места несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером , в ходе которого зафиксировано, что на указанном земельном участке имеется несанкционированное размещение строительных и иных отходов, при этом площадь свалки составляет 80 кв.м., высота - около 0,35 м., примерный объем свалки - около 28 куб. м. В ходе проведения проверки составлены фототаблица и план-схема размещения свалки на земельном участке.

Таким образом, из совокупности вышеназванных письменных доказательств, имеющихся в материалах дела, следует, что на земельном участке с кадастровым номером , расположенного вблизи ст. Шуйская Прионежского муниципального района Республики Карелия, размещена несанкционированная свалка отходов, что в ходе судебного разбирательства участниками процесса не оспаривалось.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено понятие «размещение отходов» - это хранение и захоронение отходов.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Аналогичная норма содержится в п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст), согласно которому собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В связи с изложенным, определение надлежащего ответчика по делу связано с установлением лица, виновного в организации несанкционированной свалки, или лица, на чьей территории организована такая свалка.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером расположенный в Республике Карелия, Прионежский район, в юго-западной части кадастрового квартала , площадью 4758 +/-121 кв.м., находится в собственности Российской Федерации. Указанный земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющего вид разрешенного использования - для размещения участков дороги М-18 «Кола», проходящей по территории Прионежского района для размещения объектов транспорта.

Выписка из ЕГРН на вышеуказанный земельный участок содержит особую отметку о регистрации ограничений прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56,56.1 Земельного кодекса РФ. Срок действия ограничения - с 25.02.2015. Документом, послужившим основанием для регистрации указанного ограничения, послужило Распоряжение от 22.12.2014 №2530 -р, выданное Росавтодором. Право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с видом разрешенного использования: для размещения участков дороги М-18 «Кола», проходящей по территории Прионежского района.

В материалы дела представлено Распоряжение Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 22.12.2014 №2530-р, которым установлены границы придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-18 «Кола» от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией (международный автомобильный пункт пропуска «Борисоглебск») на участке км. 407+246 - км. 451 +365. Из данного Распоряжения следует, что часть земельного участка с кадастровым номером площадью 0,34 ГА, расположена в пределах границ придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-18 «Кола». На основании указанного Распоряжения на часть земельного участка с у ФКУ Упрдор «Кола» возникло право бессрочного пользования, которое в последующем было прекращено на основании Распоряжения ТУ Росимущества в Республике Карелия от 17.03.2015 №39/рп, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью 4758 кв.м. рекультивирован, в связи со строительством дороги нового направления.

Таким образом, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером находится в собственности Российской Федерации, иным лицам на каком-либо вещном праве указанный объект недвижимости не принадлежит.

Согласно подпункту "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1), в том числе осуществляющим полномочия собственника в отношении федерального имущества и контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (подпункты 5.3 и 5.8 пункта 5).

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы. Территориальные органы и само Федеральное агентство по управлению государственным имуществом образуют единую систему органов государственной власти по осуществлению полномочий в сфере управления государственным имуществом.

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, приведенных выше нормативных положений, с учетом того, что собственник размещенных на поименованном земельном участке отходов не установлен, а земельный участок находится в собственности Российской Федерации, за какими-либо лицами на вещном праве не закреплен, суд полагает необходимым возложить на Межрегиональное территориального управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.

Данный вывод согласуется с правоприменительной практикой Верховного суда Российской Федерации (Кассационные определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2020 N 16-КА20-5-К4 от 26.08.2020 N 16-КАДПР20-2-К4), а также с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П о недопустимости расширительного толкования пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой содержащееся в указанной норме положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на землях, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Поскольку Росавтодор не является титульным владельцем земельного участка с кадастровым номером , то он является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем исковые требования Министерства к данному ответчику не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 61,962781, 34,246367, 61,962781, 34,246528, 61,962686, 34,246377, 61,962692, 34,246538) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                                                                                        ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.01.2021.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

2-663/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии РК
Ответчики
МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)
Другие
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Администрация Шуйского сельского поселения
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК,
ООО "Автоспецтранс"
ФКУ Упрдор "Кола"
КУ РК «Карелприрода»
Администрация Прионежского муниципального района
Суд
Прионежский районный суд Республики Карелия
Судья
Баранова Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
prionezhsky.kar.sudrf.ru
19.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2020Передача материалов судье
23.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Судебное заседание
14.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее