УИД 32RS0031-01-2024-000596-70
Дело № 2-415/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 октября 2024 года г. Трубчевск
Трубчевский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Зарубо И.В.,
при секретаре Мамыкиной О.А.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора
Трубчевского района Брянской области Картунова В.В.,
представителя ответчика
администрации Трубчевского муниципального района
Брянской области Москалевой О.А.,
представителя третьего лица
МУП «Жилкомсервис г. Трубчевск» Павловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Трубчевского района Брянской области к администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Трубчевского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что при проверке соблюдения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), а также в результате проверки публикации в средствах массовой информации, было установлено, что в нарушение санитарных правил и норм на участке местности по адресу: <адрес>, наличествует несанкционированное место скопления твердых коммунальных отходов (свалка).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Трубчевского района Брянской области просит суд обязать администрацию Трубчевского муниципального района принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на участке местности, расположенном по адресу: <адрес>
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечено МУП «Жилкомсервис г. Трубчевск».
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечено АО «Чистая планета».
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Трубчевского района Картунов В.В. требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Москалева О.А. исковые требования прокурора полагала подлежащими удовлетворению, просила предоставить отсрочку исполнения решения до окончания проведения специальной военной операции на территориях Украины, ДНР и ЛНР, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области.
Представитель третьего лица Павлова Н.В. исковые требования прокурора посчитала обоснованными. Пояснила, что свалки были частично ликвидированы в части уборки твердых коммунальных отходов, оставшиеся на участке местности отходы растительного происхождения АО «Чистая планета» отказывается убрать, поскольку уборка указанного вида отходов не относится к компетенции АО «Чистая планета».
Представители третьих лиц – Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района и АО «Чистая планета» в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела, представили ходатайства о рассмотрении дела без его участия. Указанные ходатайства судом удовлетворены.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
В отзыве на исковое заявление глава администрации Трубчевского муниципального района указал, что для возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке необходимо установить лицо, ответственное за этот земельный участок. Кроме того, прокурор Трубчевского района при подаче иска не учел, что на территории Трубчевского района действует региональный оператор, основной функцией которого является обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО в соответствии с региональной программой, при этом, в соответствии с п. 17 Правил обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО, в связи с чем, ликвидация выявленной несанкционированной свалки спустя 30 дней после направления уведомления собственнику земельного участка является не правом, а обязанностью публичного характера регионального оператора. В связи с необходимостью привлечения нестандартной техники, финансовых затрат, влияния погодных условий, а также приграничным расположением <адрес> к территории проведения специальной военной операции на территориях Украины, ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областях – просил в случае удовлетворения исковых требований установить срок для исполнения решения до окончания проведения специальной военной операции.
В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица - АО «Чистая планета» посчитал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что: обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Из материалов дела следует, что по результатам прокурорской проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на участке местности по адресу: <адрес>, выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (пакеты, деревянные палки и другие отходы).
Установленные нарушения до настоящего времени не исправлены, что следует из справки помощника прокурора Трубчевского района с приложенными фотоснимками, указанные обстоятельства не оспорены сторонами в судебном заседании.
В письме № от ДД.ММ.ГГГГ, глава Белоберезковской поселковой администрации Трубчевского района просил руководителя управления транспортной логистики АО «Чистая планета» направить специалиста для осмотра площадок и классификации мусора, ввиду больших навалов мусора разного характера, скопившихся вокруг контейнерных площадок на территории <адрес>, в ответе на которое ДД.ММ.ГГГГ АО «Чистая планета» просило для осмотра контейнерных площадок на территории <адрес> связаться с представителем транспортной компании МУП «Жилкомсервис г. Трубчевск», осуществляющей транспортирование ТКО в Трубчевском районе Брянской области.
Из ответа на судебный запрос № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на территории Трубчевского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ вывозом ТКО занимается региональный оператор АО «Чистая планета». В настоящее время проводится комиссионное обследование навалов мусора на участке местности по <адрес>, по результатам которого будут составлены акты и направлены Региональному оператору, так как вывоз ТКО является зоной ответственности регионального оператора. Из ответа на запрос также следует, что организацией, осуществляющей вывоз мусора с территории <адрес>, является МУП «Жилкомсервис г. Трубчевск», при этом, у администрации Трубчевского муниципального района отсутствует договор с данной организацией.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссией по обследованию и установлению объёмов навалов мусора вокруг контейнерной площадки в составе временно исполняющего обязанности главы <адрес> начальника Белоберезковского участка МУП «Жилкомсервис г. Трубчевск», старшего инспектора Белоберезковской поселковой администрации, эколога МУП «Жилкомсервис г. Трубчевск», вокруг контейнерной площадки по <адрес> установлено наличие строительных отходов, а также растительных отходов от деревьев, кустарников и цветников, мебели, твердых коммунальных отходов.
Согласно информации из АО «Чистая планета», представленной по запросу суда, в адрес АО «Чистая планета» от администрации Трубчевского муниципального района уведомлений, содержащих информацию о наличии скопления мусора на участке местности по <адрес>, не поступало.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Частью 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Решением Совета народных депутатов города Трубчевска от 26 июня 2014 года № 2-319, исполнение полномочий администрации города Трубчевска, в связи с её ликвидацией возложены на администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области.
В соответствии с п. 13 ст. 9 Устава Трубчевского муниципального района и п. 3.2.38 Положения об администрации Трубчевского муниципального района, утвержденного решением Трубчевского районного Совета народных депутатов от 30 октября 2014 года № 5-21, к вопросам местного значения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории муниципального района.
В соответствии с решением Белоберезковского поселкового совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, администрации Трубчевского муниципального района на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ передано осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Белоберезковское городское поселение», в том числе, в части участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов и организация благоустройства территории поселения.
Из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №-ЖКХ следует, что Белоберезковская поселковая администрация передает, а администрация Трубчевского муниципального района принимает и осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления Белоберезковского городского поселения, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе, раздельному накоплению) и транспортированию ТКО, ликвидации мест несанкционированного размещения отходов и мусора, вывод ТКО с площадок общего пользования Белоберезковского городского поселения, обустройство площадок ТКО (п. 2.5 Соглашения).
Согласно расчету объема межбюджетных трансфертов на ДД.ММ.ГГГГ год, являющегося приложением к Соглашению №-ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ, на вывоз несанкционированных свалок с территории <адрес>, предусмотрен бюджет в размере <данные изъяты> руб.
Несоблюдение ответчиком требований санитарного и природоохранного законодательства нарушает гарантированные государством права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 42, 58 Конституции РФ, статьями 11, 39 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, доказательства, подтверждающие устранение выявленных нарушений ответчиком суду не представлены.
Судом установлено, что на администрацию Трубчевского муниципального района действующим законодательством возложена обязанность по организации работ по очистке от коммунальных бытовых отходов территории <адрес>, не переданных во владение и/или пользование третьим лицам. Наличие за площадкой сбора ТКО, расположенной на участке местности по адресу: <адрес>, несанкционированной свалки (строительные отходы, растительные отходы от деревьев, кустарников, цветников, мебель, ТКО) свидетельствует о ненадлежащем выполнении администрацией возложенных на нее обязанностей.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, изложенные обстоятельства, а также отсутствие доказательств, подтверждающих, что в настоящее время несанкционированная свалка была ликвидирована, суд находит требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание объем и характер работ, подлежащих выполнению, исходя из того, что территория <адрес> является приграничной территорией с сопредельным государством Украина, где с ДД.ММ.ГГГГ проводится специальная военная операция, с ДД.ММ.ГГГГ на территории Брянской области введен высокий (желтый) уровень террористической опасности, а с ДД.ММ.ГГГГ на территории Брянской области введен режим контртеррористической операции, суд полагает разумным установить срок выполнения работ по устранению выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений законодательства до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Трубчевского района Брянской области к администрации Трубчевского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Администрации Трубчевского муниципального района Брянской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов на участке местности, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Трубчевский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 10 октября 2024 года.
Председательствующий И.В. Зарубо