РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2021 года г. Тула
Пролетарский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Громова С.В.,
при секретаре Дикаревой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-117/2021 по иску Бардакова Владимира Евгеньевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение дополнительных мер социальной поддержки,
установил:
Бардаков В.Е. обратился в суд с иском к ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение дополнительных мер социальной поддержки. В обоснование исковых требований указал, что является ветераном труда, пенсионером Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсия назначена с ДД.ММ.ГГГГ выслугу лет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Отдел социальной защиты населения по г. Туле ГУ ТО «Управление социальной защиты, населения Тульской области» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 Закона Тульской области № 493-3ТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов за жилищно-коммунальные услуги. Решением № 461 от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано на том основании, что он не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости согласно Федеральному закону № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Ссылаясь на положения Конституции РФ, ст. 22 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах», ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», считал, что принятое ответчиком решение противоречит действующему законодательству и нарушает его права. Основным законом, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения, является Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия за выслугу лет, и он (истец) достиг возраста, дающего право на получение этой пенсии. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» регулирует отношения по поводу назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, и является составной частью пенсионного законодательства РФ. Истец соответствует требованиям, предъявляемым к получателям мер социальной поддержки, предусмотренных Закона Тульской области № 493-3ТО от 28.12.2004, так как является ветераном труда и достиг возраста, необходимого для получения пенсии за выслугу лет. Кроме того., факт достижения ветераном труда пенсионного возраста, дающего право на реализацию льгот, факт назначения пенсии и дата получения пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени и, следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и льгот будет зависеть от воли органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, целью которого является социальная защита ветеранов, создание им условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение. Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсий и потому, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью, и может осуществляться в любое время после возникновения такого права на страховую пенсию, тогда как как предусмотренные ст. 28 Федерального закона «О ветеранах» льготы гарантируются самим законом и реализуются при предъявлении лишь соответствующего удостоверения. Полагал, что орган социальной защиты населения неверно толкует нормы действующего законодательства, что как ветеран труда он (истец) имеет права на льготы, предоставляемые в порядке, предусмотренном ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО. Просил признать за ним право и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить истцу как пенсионеру Министерства обороны РФ, ветерану труда меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 3 Закона Тульской области № 493-3TO от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий, жителей" Тульской области», начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за жилое помещение, в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату расходов в размере 50 % начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение и отопление; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Истец Бардаков В.Е. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Савищев А.Е. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в решении ответчика.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ истец является получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что подтверждается выданным Военным комиссариатом тульской области пенсионным удостоверением.
Согласно сообщению Центра ПФР по выплате пенсий в Тульской области получателем пенсии (иных выплат) по линии Пенсионного фонда России по Тульской области Бардаков В.Е. не является.
ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» Бардакову В.Е. было выдано удостоверение ветерана труда серии № от ДД.ММ.ГГГГ, истец с ДД.ММ.ГГГГ является получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии со ст. 7 Закона Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
ДД.ММ.ГГГГ Бардаков В.Е. обратился в ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением (рег. № №), в котором просил предоставить ему меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО, как ветерану труда в виде, ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Решением № № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении меры социальной поддержки истцу отказано по тем основаниям, что он не достиг общеустановленного для мужчин предельного возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, то есть 60-ти лет.
В обоснование принятого решения ответчиком указано на то, что для реализации мер социальной поддержки ветеранов труда был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 № 493-3TO «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Право на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение в соответствии со ст. 3 данного Закона имеют ветераны труда и граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях», или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин независимо от прекращения ими трудовой деятельности. Действующим федеральным и региональным законодательством предусмотрено предоставление такой меры социальной поддержки только тем гражданам, которые достигли предельного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Разрешая заявленные требования, суд отмечает, что согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также федеральным законам, в которые внесены соответствующие изменения, меры социальной поддержки могут устанавливаться как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, а меры социальной поддержки, устанавливаемые федеральными законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Согласно ст. 22 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой принят Закон Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Согласно п. 1 ст. 1 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
В силу п. 1 ст. 3 Закона Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О страховых пенсиях», или при достижении возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанных в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленного нормативным правовым актом Тульской области;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, установленных нормативными правовыми актами Тульской области;
платы за коммунальные услуги (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости твердого топлива при наличии печного отопления, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах, не имеющих центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.
При этом ранее в Федеральном законе № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий был исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет», и в настоящее время входит в понятие «трудовая пенсия по старости».
Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.
С 01.01.2015 вступил в действие Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3 ст. 36).
В ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодатель сохранил основание для назначения страховой пенсии по старости - достижение установленного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
То есть, предусмотренная ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО мера социальной поддержки в виде ЕДК на оплату коммунальных услуг предоставляется гражданам только по достижении общеустановленного пенсионного возраста. Такое право возникнет у мужчин не ранее достижения ими возраста 60-ти лет.
Как отмечено судом, получателем пенсии на основании Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ни тем более получателем страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истец не является.
Согласно паспортным данным, Бардакову В.Е., 16.04.1973 года рождения, на дату обращения с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки как ветерану труда исполнилось полных 46 лет.
При таких обстоятельствах требования истца на положениях ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не основаны, и суд не усматривает правовых оснований для их удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом при обращении с иском в суд оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб. не имеется.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных требований, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Бардакова Владимира Евгеньевича к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение дополнительных мер социальной поддержки отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Громов