Решение по делу № 2-1533/2024 от 21.08.2024

Принято в окончательной форме 09.12.2024 года

УИД 76RS0021-01-2024-002048-91

Дело № 2-1533/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 декабря 2024 года г. Тутаев Ярославской области

Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Стародыновой Л.В.,

при секретаре Петрунчак В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности принять меры по обеспечению транспортной доступности к земельным участкам,

установил:

И.о. Тутаевского межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обеспечению транспортной доступности к земельным участкам, расположенным по <адрес>.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, соблюдения АТМР законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лицам, имеющим право на получение земельных участков в собственность бесплатно, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей, установлено, что Администрацией Тутаевского муниципального района сформированы и поставлены на кадастровый учет для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) 12 земельных участков по <адрес> а именно земельные участки с кадастровыми номерами:

Указанные участки включены в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, в соответствии с ч. 4 ст. 2.1 Закона Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ -з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Перечень земельных участков).

В настоящее время в <адрес> сформирована улично-дорожная сеть (земельный участок общего пользования с кадастровым номером ), предназначенная для проезда внутри населенного пункта. Вместе с тем, земельный массив, на котором расположены вышеуказанные 12 земельных участков, данная улично-дорожная сеть не затрагивает, подъезды к 12 земельным участкам отсутствуют.

В судебном заседании, участвующий в деле помощник прокурора Черемных Е.Е., требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика МКУ «Центр контрактных отношений» ТМР Ярославской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФИО7, ФИО8, ФИО17., ФИО3, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО10, ФИО13, ФИО6, ФИО14, ФИО15.

ФИО10, ФИО4 просили рассмотреть дело в их отсутствие.

ФИО12, ФИО9, ФИО15 извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзыв не представили.

ФИО8, ФИО3, ФИО11, ФИО13, ФИО6, ФИО14, ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

ФИО6, ФИО7, ФИО13 пояснили суду, что выделенные участки на местности не разграничены, подъезда к ним нет. Планируют на участках строить дома и в них проживать. ФИО7 обратила внимание суда, что они отказались от данного участка, поскольку исходя из публичной кадастровой карты, выделенный им участок узкий и длинный, на нем даже не построить дом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).

Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного кодекса.

В Ярославской области порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, регламентирован Законом Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ -з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».

Согласно пункту 4 статьи 2.1 названного выше Закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в целях предоставления земельных участков гражданам, указанным в частях 2 - 4 статьи 2 настоящего Закона, а также в положениях закона Ярославской области, предусмотренного частью 5<1> статьи 1 настоящего Закона, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, уполномоченные на управление и распоряжение земельными участками (далее - уполномоченные органы), осуществляют мероприятия по подбору и формированию земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, а также включают их в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан (далее - Перечень земельных участков).

В Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 372, в качестве условий предоставления земельных участков названной выше категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности; удовлетворительной экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; других критериев в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В судебном заседании установлено, что в <адрес> сформировано и предоставлено гражданам, имеющим 3-х и более детей, 12 земельных участков с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) с кадастровыми номерами: .

Указанные земельные участки предлагались бесплатно в собственность гражданам ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. На сегодняшний день предоставлено бесплатно в собственность 10 земельных участков (не предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами ). Причины отказа граждан в приобретении в собственность земельных участков: отсутствие автомобильного проезда, конкретно к предлагаемому земельному участку.

В настоящее время в <адрес> сформирована улично-дорожная сеть (земельный участок общего пользования с кадастровым номером ), предназначенная для проезда внутри населенного пункта. Земельный массив, где расположены 12 земельных участков, указанная улично-дорожная сеть не затрагивает. Подъезды к 12 земельным участкам отсутствуют.

С целью осуществления проезда к предоставляемым земельным участкам сформирована улично-дорожная сеть с кадастровым номером . Дорожное полотно проездов с кадастровым номером земельного участка не сформировано.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

В соответствии с пунктом 39 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 372, при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.

До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Поскольку при рассмотрении настоящего дела установлено, что ответчик не принял в разумные сроки необходимые меры, направленные на решение вопросов местного значения по обеспечению транспортной доступностью земельных участков, предоставленных многодетным семьям, что свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления законных прав и интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с указанным иском.

С учетом вышеизложенного, суд возлагает на Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обеспечению транспортной доступности к земельным участкам, расположенным по <адрес>.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования и.о. Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области (ИНН ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обеспечению транспортной доступности к земельным участкам, расположенным по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.В.Стародынова

2-1533/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тутаевская межрайонная Прокуратура
Ответчики
Администрация ТМР
МКУ «Центр контрактных отношений» ТМР Ярославской области
Другие
Воробьева Екатерина Михайловна
Антонова (ранее Румянцева) Надежда Борисовна
Гневашева Анастасия Александровна
Облова Юлия Владимировна
Катков Владимир Дмитриевич
МОРОЗОВА Екатерина Николаевна
Ячменцева Антонина Алексеевна
Чирикова Анастасия Анатольевна
Волкова Оксана Валерьевна
Кравченко Маргарита Евгеньевна
Смурова Елена Владимировна
Гопоненко Яна Сергеевна
Суд
Тутаевский городской суд Ярославской области
Судья
Стародынова Любовь Васильевна
Дело на сайте суда
tutaevsky.jrs.sudrf.ru
21.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.08.2024Передача материалов судье
26.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.10.2024Предварительное судебное заседание
08.10.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.12.2024Предварительное судебное заседание
04.12.2024Судебное заседание
09.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2024Дело оформлено
10.01.2025Дело передано в архив
04.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее