Принято в окончательной форме 09.12.2024 года
УИД 76RS0021-01-2024-002048-91
Дело № 2-1533/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2024 года г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Стародыновой Л.В.,
при секретаре Петрунчак В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности принять меры по обеспечению транспортной доступности к земельным участкам,
установил:
И.о. Тутаевского межрайонного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обеспечению транспортной доступности к земельным участкам, расположенным по <адрес>.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, соблюдения АТМР законодательства при предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лицам, имеющим право на получение земельных участков в собственность бесплатно, в том числе гражданам, имеющим трех и более детей, установлено, что Администрацией Тутаевского муниципального района сформированы и поставлены на кадастровый учет для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) 12 земельных участков по <адрес> а именно земельные участки с кадастровыми номерами: №
Указанные участки включены в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, в соответствии с ч. 4 ст. 2.1 Закона Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее - Перечень земельных участков).
В настоящее время в <адрес> сформирована улично-дорожная сеть (земельный участок общего пользования с кадастровым номером №), предназначенная для проезда внутри населенного пункта. Вместе с тем, земельный массив, на котором расположены вышеуказанные 12 земельных участков, данная улично-дорожная сеть не затрагивает, подъезды к 12 земельным участкам отсутствуют.
В судебном заседании, участвующий в деле помощник прокурора Черемных Е.Е., требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика МКУ «Центр контрактных отношений» ТМР Ярославской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФИО7, ФИО8, ФИО17., ФИО3, ФИО9, ФИО11, ФИО12, ФИО10, ФИО13, ФИО6, ФИО14, ФИО15.
ФИО10, ФИО4 просили рассмотреть дело в их отсутствие.
ФИО12, ФИО9, ФИО15 извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзыв не представили.
ФИО8, ФИО3, ФИО11, ФИО13, ФИО6, ФИО14, ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
ФИО6, ФИО7, ФИО13 пояснили суду, что выделенные участки на местности не разграничены, подъезда к ним нет. Планируют на участках строить дома и в них проживать. ФИО7 обратила внимание суда, что они отказались от данного участка, поскольку исходя из публичной кадастровой карты, выделенный им участок узкий и длинный, на нем даже не построить дом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, где в статье 39.1 указаны основания возникновения прав на земельный участок, в том числе на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1).
Случаи предоставления таких земельных участков в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, которая к таковым в подпункте 6 относит предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, особенности предоставления предусмотрены в статье 39.19 названного кодекса.
В Ярославской области порядок предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, регламентирован Законом Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности».
Согласно пункту 4 статьи 2.1 названного выше Закона (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в целях предоставления земельных участков гражданам, указанным в частях 2 - 4 статьи 2 настоящего Закона, а также в положениях закона Ярославской области, предусмотренного частью 5<1> статьи 1 настоящего Закона, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, уполномоченные на управление и распоряжение земельными участками (далее - уполномоченные органы), осуществляют мероприятия по подбору и формированию земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, а также включают их в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан (далее - Перечень земельных участков).
В Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 372, в качестве условий предоставления земельных участков названной выше категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности; удовлетворительной экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; других критериев в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2516-О, согласно которой в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании установлено, что в <адрес> сформировано и предоставлено гражданам, имеющим 3-х и более детей, 12 земельных участков с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) с кадастровыми номерами: №.
Указанные земельные участки предлагались бесплатно в собственность гражданам ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. На сегодняшний день предоставлено бесплатно в собственность 10 земельных участков (не предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами №). Причины отказа граждан в приобретении в собственность земельных участков: отсутствие автомобильного проезда, конкретно к предлагаемому земельному участку.
В настоящее время в <адрес> сформирована улично-дорожная сеть (земельный участок общего пользования с кадастровым номером №), предназначенная для проезда внутри населенного пункта. Земельный массив, где расположены 12 земельных участков, указанная улично-дорожная сеть не затрагивает. Подъезды к 12 земельным участкам отсутствуют.
С целью осуществления проезда к предоставляемым земельным участкам сформирована улично-дорожная сеть с кадастровым номером №. Дорожное полотно проездов с кадастровым номером земельного участка № не сформировано.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии с пунктом 39 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 372, при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.
До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела установлено, что ответчик не принял в разумные сроки необходимые меры, направленные на решение вопросов местного значения по обеспечению транспортной доступностью земельных участков, предоставленных многодетным семьям, что свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления законных прав и интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился в суд с указанным иском.
С учетом вышеизложенного, суд возлагает на Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обеспечению транспортной доступности к земельным участкам, расположенным по <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию Тутаевского муниципального района Ярославской области (ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обеспечению транспортной доступности к земельным участкам, расположенным по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В.Стародынова