Республика Коми, г. Сыктывкар Дело № 2-366/2022 (№ 33-5569/2022)
УИД 11RS0010-01-2022-000049-19
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Костенко Е.Л.,
судей Батовой Л.А., Круковской А.В.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 18 августа 2022 года дело по апелляционной жалобе Красавцевой О.Г. на решение Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 24 мая 2022 года, которым
в удовлетворении исковых требований Красавцевой О.Г. к ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» о признании незаконным приказа от 02.12.2021 № 5813 л/с об отстранении от работы, начислении и выплате заработной платы за период незаконного отстранения от работы из расчета среднего заработка, взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 руб. отказано.
Заслушав доклад судьи Круковской А.В., пояснения представителя ответчика Е.Т. Черпак, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красавцева О.Г. обратилась в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» о признании незаконным приказа № 5813 л/с от 02.12.2021 об отстранении от работы, начислении и выплате заработной платы за период незаконного отстранения от работы из расчета среднего заработка, взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 руб.
В обоснование требований истец указала, что состоит в трудовых отношениях с ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» с 19.09.2012 в должности ... и с 01.08.2014 переведена на АЗС <Номер обезличен> «...» на должность .... С июля 2021 г. истца принуждают участвовать в медицинских опытах, уведомили, что все работники обязаны пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по угрозой отстранения от работы. 1 ноября истцу сообщили, что с 01.12.2021 всем сотрудникам необходимо делать ПЦР-тестирование каждые три дня. В случае отсутствия ПЦР теста, сданного за свой счет или отсутствия сертификата о вакцинации, сотрудники на работу не допускаются, оформляется прогул или увольняются по статье. 18.11.2021 истцу вручили уведомление о необходимости вакцинации от коронавирусной инфекции до 30.11.2021 и предоставлении копии QR-кода, либо справки из медицинского учреждения о наличии противопоказаний, в случае отказа от вакцинации предоставить письменное заявление об отказе с указанием причин. В случае непрохождения вакцинации при отсутствии противопоказаний истец может быть отстранена от работы без сохранения заработной платы. С 23 ноября по 10 декабря 2021 г. истец находилась на больничном с ребенком. В это время вышел приказ об отстранении истца от работы от 02.12.2021 за № 5813 л/с с 21.12.2021, т.к. с 11 по 20 декабря у нее был отпуск. С 21 декабря по 30 декабря 2021 г. истец находилась на больничном по уходу за ребенком. С приказом ее ознакомили 22.12.2021. Период отстранения от работы согласно приказу составил с 21.12.2021 по настоящее время.
В судебном заседании суда первой инстанции истец и её представитель требования поддержали по доводам, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы письменного отзыва.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в судебном заседании участие не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Коми в судебное заседание не явился.
Суд рассмотрел дело при имеющейся явке на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ и принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель ответчика в суде апелляционной инстанции не согласился с апелляционной жалобой, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
В соответствии со ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах, к дополнительным видам деятельности отнесена деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания.
Красавцева О.Г. на основании трудового договора от 20.09.2012 № 85/12, дополнительных соглашений, в том числе от 31.07.2019 №17, состоит в трудовых отношениях с ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в должности ..., место работы АЗС <Адрес обезличен>).
Должностной инструкцией по должности, которую занимает истец в ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» предусмотрено, что в обязанности ... входит: осуществлять заказ, хранение, отпуск, учет, сохранность качества и количества продовольственных и непродовольственных товаров, продукции кафе, оказываемых услуг в соответствии с действующими инструкциями; осуществлять приготовление пищевых продуктов в соответствии с требованиями производителя и(или) калькуляционными/технико-технологическими картами (п.п. 3.1.3, 3.1.6).
Указанием генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» от 28.10.2021 № 152 на регионального управляющего (Северное региональное управление) возложена обязанность обеспечить: вакцинирование работников структурных подразделений, расположенных в Республике Коми, до 30.11.2021 не менее 80% от общей численности работников; письменное уведомление каждого работника, не прошедшего вакцинацию, о необходимости вакцинации и возможности отстранения от работы на весь период до проведения вакцинации или до нормализации эпидемиологической обстановки и отмены соответствующего Постановления, до 28.10.2021.
С Указанием от 28.10.2021 № 152 Красавцева О.Г. ознакомлена 18.11.2021, ей вручено уведомление о необходимости вакцинации от коронавирусной инфекции либо предоставления справки о противопоказаниях для вакцинации, а также разъяснено, что в случае непрохождения вакцинации при отсутствии противопоказаний она может быть отстранена от работы без сохранения заработной платы. Красавцева О.Г. указала на несогласие с данным уведомлением.
23.11.2021 составлен акт об отказе Красавцевой О.Г. предоставить письменное заявление об отказе проведения прививки от коронавирусной инфекции.
Приказом от 02.12.2021 № 5813 л/с Красавцева О.Г., отказавшаяся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не имеющая противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях отсутствуют), отстранена от работы с 21.12.2021 до окончания периода эпиднеблагополучия, либо прохождения вакцинации, либо предоставлении справки о медицинских противопоказаниях к вакцинации COVID-19, либо отмены Постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Коми № 2 от 06.07.2021.
С данным приказом Красавцева О.Г. ознакомлена под роспись 22.12.2021.
С 23.11.2021 по 10.12.2021, с 21.12.2021 по 30.12.2021 Красавцева О.Г. находилась на больничном по уходу за ребенком, с 11 по 20 декабря 2021 г. – в отпуске.
Согласно графикам работы, истец фактически была отстранена от работы с 31.01.2022 и не допущена к работе до настоящего времени. Заработная плата за указанный период ей не начислялась и не выплачивалась, кроме оплаты больничного в январе 2022 г. и отпускных за период с 29.04.2022 по 20.05.2022.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался ст.76 Трудового кодекса РФ, Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в который Приказом Минздрава России от 03.02.2021 №47н внесена прививка от коронавирусной инфекции, постановлением Главного санитарного врача Республики Коми от 06.07.2021 № 2 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», и исходил из того, что истец является работником организации, к дополнительным видам деятельности которой отнесена деятельность торговля и общественное питание, и в обязанности истца как оператора заправочных станций входит, в том числе, работа в сфере торговли и общественного питания, в связи с чем, подлежит обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, учитывая, что документы, подтверждающие прохождение профилактических прививок либо о наличии противопоказаний к вакцинации от новой коронавирусной инфекции, истцом ответчику представлены не были, у ответчика имелись предусмотренные законом основания для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
С данными выводами судебная коллегия соглашается.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательством Российской Федерации «Об охране окружающей среды».
В соответствии со статьёй 11 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно статьям 34 и 35 данного Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры и профилактические прививки.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательством Российской Федерации «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
В соответствии с п. 18.3 СП 3.1/3.2.314613 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации. Внеплановая иммунизация граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней на территориальном уровне проводится на основании постановлений главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих» новая коронавирусная инфекция 2019-nCoV включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Приказами Минздрава России от 09.12.2020 № 1307н, 03.02.2021 № 47н, от 06.12.2021 № 1122н прививка от коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, а также определены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
Поскольку в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса, она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или отдельных категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения КОВИД-19», Указом Главы Республики Коми от 15.03.2020 № 16 на территории Республики Коми введен режим повышенной готовности.
На территории Республики Коми принято постановление Главного государственного санитарного врача по РК от 06.07.2021 № 2 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям».
Согласно п.1 указанного постановления перечислены сферы деятельности, в которую входят категории (группы) граждан, работающих на основании трудового договор, гражданско - правового договора в организациях, осуществляющих деятельность, в том числе в сфере торговли и общественного питания.
Пунктом 2 постановления на руководителей организаций, учреждений, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Коми в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, возложена обязанность организовать прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в срок до 30.11.2021.
Согласно п.3 указанного постановления, его действие не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в соответствии с п.п. 2.10, 2.11 Методических рекомендаций «Порядок проведения вакцинации вакциной ГАМ-КОВИД-ВАК против COVID-19 взрослого населения» и п. 6.3 стандартной операционной процедуры «Порядок проведения вакцинации против COVID-19 вакциной ЭпиВакКорона взрослому населению» и Инструкции Министерства здравоохранения Российской Федерации по медицинскому применению лекарственного препарата КовиВак (Вакцина коронавирусная инактивированная цельновирионная концентрированная очищенная).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок.
Статьями 9,10 Федерального закона № 157-ФЗ определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.
В силу пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения утверждается Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
Профилактические прививки проводятся в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 4 статьи 11 Федерального закона № 157-ФЗ).
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" N 157-ФЗ).
Таким образом, если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление Главного государственного санитарного врача или его заместителя о проведении прививок против коронавируса по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Статьёй 76 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Письмом Министерства труда и социальной защиты РФ и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.07.2021 № 14-4/10/П-5532 доведены «Совместные разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных», согласно которым в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. Вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
В соответствии с п. 6 Приложения к Разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Принимая во внимание, что Красавцева О.Г. работает в организации, осуществляющей деятельность, в том числе, в сфере торговли и общественного питания, её трудовые функции непосредственно связаны с указанной сферой, что требует обязательного проведения профилактических прививок, документы, подтверждающие прохождение профилактических прививок либо о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, истцом работодателю представлены не были, следовательно, у ответчика имелись предусмотренные законом основания для отстранения истца от работы.
Поскольку судом не установлен факт нарушения трудовых прав Красавцевой О.Г. со стороны ответчика, оснований для удовлетворения её требований о взыскании с ответчика заработной платы за время отстранения от работы и взыскании компенсации морального вреда не имелось.
Доводы истца в суде апелляционной инстанции о том, что отстранение от работы произведено незаконно, так как на день отстранения в организации был достигнут порог вакцинированных 80%, не могут быть приняты во внимание, поскольку ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Коми от 06 июля 2021г. № 2 устанавливалась ее обязательность для всех работников.
Поручение работодателю организовать проведение профилактических прививок против коронавирусной инфекции не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в срок до 30.11.2021 было дано для того, чтобы определить наличие в действиях работодателя состава административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Оставшееся число (до 100%) должно учитывать работников, переболевших COVID-19 (не более 6 месяцев назад), не привитых, имеющих медицинские противопоказания; направленных организацией на обучение с отрывом от работы, получающих стипендию за счет средств организации; на весь период действия постановления находящихся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя; находящихся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком; обучающихся в образовательных организациях и находящихся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работников, поступающих в образовательные организации, находящихся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством Российской Федерации; не явившихся на работу по болезни (в течение всего периода болезни) до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности; а не только и не столько работников, отказавшихся от вакцинации добровольно.
Таким образом, достижение 80% работников с профилактическими прививками от COVID-19 не освобождало от обязательной вакцинации остального трудового коллектива.
Довод жалобы об отсутствии в постановлении Главного государственного санитарного врача по Республике Коми от 06.07.2021 № 2 указаний об отстранении сотрудников в случае отказа от профилактической прививки по эпидемиологическим показаниям против COVID-19, судебной коллегией отклоняется, поскольку данное право работодателя регламентировано непосредственно Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчиком был нарушен порядок отстранения от работы в связи с нахождением её в период отстранения от работы на листке нетрудоспособности, судом первой инстанции проверен и обоснованно отклонен, поскольку исследованными судом доказательствами подтверждается, что фактически истец была отстранена от работы 31.12.2021, указание в приказе №5813 л/л от 02.12.2021 даты отстранения от работы с 21.12.2021 не повлекло нарушения прав истца с учетом установленных обстоятельств, листок нетрудоспособности Красавцевой О.Г. оплачен.
Доводы истца о том, что её должность не предусматривает выполнение работ, перечисленных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825, в связи с чем, она не могла быть отстранена от работы, подлежат отклонению, поскольку решение об обязательной вакцинации работников сферы торговли и общественного питания в связи с угрозой возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции, т.е. инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, принято Главным государственным санитарным врачом по Республике Коми, который, в свою очередь, наделен правом выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ, п. 2 ст. 10 Закона № 157-ФЗ, которые обязательны к исполнению.
В соответствии с Уставом ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» основным видом деятельности является розничная торговля моторным топливом, одним из дополнительных – торговля и общественное питание, что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. В соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией трудовая функция истца связана с торговлей и общественным питанием.
Допущенные судом описки в части указания даты фактического отстранения истца от работы и пояснений её представителя, не влияют по существу на принятое решение и не могут служить основанием для его отмены.
По сути, доводы жалобы сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению его от работы, об отсутствии необходимости такого отстранения, однако они не влекут отмену решения суда, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как способ обеспечения безопасных условий труда для истца и иных работников. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии к вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению, чем истец и воспользовался.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 24 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Красавцевой О.Г. - без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 19 августа 2022 г.
Председательствующий
Судьи