РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 Мая 2018 года г. Тула
Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Потаповой Н.В.,
при секретаре Маликове Д.М.,
с участием представителя ответчика Горкушенко Н.И. по доверенности Казаковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-219/2018 по иску Колос Леонида Петровича к Горкушенко Надежде Ивановне, Глушенкову Дмитрию Сергеевичу об устранении препятствий в пользовании земельным участком, по встречному иску Горкушенко Надежды Ивановны, Глушенкова Дмитрия Сергеевича к Колос Леониду Петровичу, Панкову Сергею Валентиновичу, кадастровому инженеру Чукиной Ю.Г. о признании недействительными определение координат характерных точек границ земельного участка и сведений содержащихся в ЕГРН, исключении из ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, установлении границ земельного участка
установил:
Колос Л.П. обратился в суд с иском к Горкушенко Н.И. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, мотивируя свои исковые требования тем, что он, Колос Л.П., является собственником ? доли в праве на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1001 кв.м., расположенным по адресу : <адрес>, собственником другой ? доли является Панков С.В., между ним и Панковым С.В. порядок пользования земельным участком фактически сложился. На части земельного участка, находящейся в его пользовании, Горкушенко Н.И. самовольно установила ограждение из проволочной сетки, чем нарушила его права как собственника земельного участка. Истец сослался на то, что данный факт подтверждается топографической съемкой, выполненной ООО « Земельно-кадастровая сфера», согласно которой по точкам Н1,Н2,Н3,Н4 установлено ограждение из проволочной сетки. Ссылается на то, что он обратился к ответчикам с требованием освободить принадлежащий ему земельный участок, однако последние не прореагировали на его обращение, в связи с чем просил суд обязать Горкушенко Н.И. не чинить ему препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером №, площадью 1001 кв.м., расположенным по адресу : <адрес>,обязав её снести (демонтировать) самовольно установленное ограждение из проволочной сетки, расположенное согласно топографической съемке, выполненной <...> от точки Н1 через точки Н2,Н3 до точки Н4.
В свою очередь Горкушенко Н.И., Глушенков Д.С. обратились в суд со встречными исковыми требованиями к Колос Л.П., Панкову С.В., кадастровому инженеру Чукиной Ю.Г. о признании недействительными определение координат характерных точек границ земельного участка и сведения, содержащиеся в едином государственном реестре недвижимости на земельный участок с кадастровым номером № площадью 1001 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> исключить их из ЕГРН.
Об установлении границы земельного участка с кадастровым номером №, с категорией земель-земли населенных пунктов, разрешенным использованием –для возведения жилого одноэтажного дома с надворными постройками, площадью 914 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> соответствии с границами, определенными координатами поворотных точек, точками : н1-н2-н3-н4-н5-н1, указанными в межевом плане, выполненном кадастровым инженером <...>
Истец Колос Л.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, не просил о разбирательстве дела в его отсутствие, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме. Встречные исковые требования не признал.
Представитель истца Колос Л.П. по доверенности Неретин Д. Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме. Встречные исковые требования не признал.
Ответчик Горкушенко Н.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования не признала.
Ответчик Глушенков Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признал.
Представитель ответчиков по доверенности Казакова О.В. исковые требования не признала, встречные исковые требования поддержала. Пояснила, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного дата нотариусом <адрес> Зюзиной И.В., Горкушенко Н.И. унаследовала после смерти мамы ФИО, умершей дата, земельный участок общей площадью 800 кв.м., с кадастровым номером № и находящийся на нем жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.По договору купли-продажи она продала Глушенкову Дмитрию Сергеевичу ? долю в праве на земельный участок с кадастровым номером № и ? долю в праве на вышеуказанный жилой дом.Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.С целью уточнения местоположения и площади земельного участка ответчики обратились в <...> и кадастровым инженером инженер был выполнен межевой план в связи с уточнением границ и площади земельного участка.Площадь сформированного земельного участка в результате кадастровых работ составила 914 кв.м., граница определена характерными точками н1-н2-н3-н4-н5-н1, с уточненными координатами, указанными в межевом плане, который ответчики представили в Управление Росреестра по Тульской области для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка. Однако осуществить кадастровый учет сформированного земельного участка не представилось возможным в связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.Собственниками смежного земельного участка с кадастровым номером № площадью 1001 кв.м., расположенного по адресу : <адрес>, в равных долях, по ? доле в праве каждый, являются Колос Леонид Петрович и Панков Сергей Валентинович.При проведении <...> геодезических и кадастровых работ было выявлено несоответствие сведений о смежной границе между земельным участком истца с кадастровым номером № и земельным участком ответчиков. В заключении, в межевом плане, кадастровый инженер указала, что причиной выявленного несоответствия является реестровая ошибка.Пояснила так же, что в добровольном порядке Колос Л.П. отказался исправить реестровую ошибку, и ответчики фактически лишены возможности во внесудебном порядке восстановить нарушенное право. Ограждение на смежной границе с земельным участком с кадастровым номером № установлено еще мамой Колос Л.П. более 20 лет назад, и оно не переустанавливалось; спора по смежной границе между собственниками домовладений никогда не было. Наличие такой ошибки нарушает права ответчиков на осуществление государственного кадастрового учета уточненного земельного участка, в связи с чем, они обратились в суд с настоящими встречными исковыми требованиями.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве ответчика Панков С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве ответчика кадастровый инженер Чукина Ю.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом.
Представитель 3-его лица Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя ответчиков ( истцов по встречному иску), допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему.
Согласно п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п.1, п.2 ст.264 ГК РФ).
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы положениями п.1 ст.8 ГК РФ.
Согласно ч.1ст.15,25 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.301, 304 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения; может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п.32, 36, 45, 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29. 04. 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» применяя статью 301 ГК РФ, судам следует иметь ввиду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении; в силу ст.301, 304 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств) (ч.2, ст.62 ЗК РФ).
Частями 2 и 3 ст.76 ЗК РФ предусмотрено, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Судом установлено, что Колос Л.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1001 кв.м., расположенным по адресу <адрес> запись регистрации № №, вторым собственником ? доли в праве общей долевой собственности на названный земельный участок является Панков С.В. запись регистрации № от дата, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о земельном участке истцов внесены в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Чукиной Юлией Геннадьевной ( №), зарегистрированного в органе кадастрового учета.
На данном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий Колос Л.П. и Панкову С.В. на праве общей долевой собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного дата нотариусом <адрес> нотариус, Горкушенко Н.И. приобрела после смерти ФИО, умершей дата, земельный участок общей площадью 800 кв.м. с кадастровым номером 71:30:070710:36 и находящийся на нем жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>, посёлок Косая Гора, <адрес>.
Земельный участок, с категорией земель : земли населенных пунктов, разрешенным использованием – для возведения жилого одноэтажного шлакоблокового дома с надворными постройками, принадлежал наследодателю на основании Договора о предоставлении в бессрочное пользование, удостоверенного нотариус, нотариусом Косогорской государственной нотариальной конторы, дата по реестру за №, зарегистрированного в бюро инвентаризации коммунального хозяйства г. Тулы дата под № <...> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним дата сделана запись регистрации №.
По договору купли-продажи Горкушенко Н.И. продала Глушенкову Д.С. ? долю в праве на земельный участок с кадастровым номером № и ? в праве на вышеуказанный жилой дом.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>, запись регистрации ? доли в праве в Едином государственном реестре недвижимости № от дата.
Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
По заявке ответчиков кадастровым инженером <...> инженер был выполнен межевой план в связи с уточнением границ и площади земельного участка с кадастровым номером №.
Площадь сформированного земельного участка в результате кадастровых работ составила 914 кв.м., граница определена характерными точками н1-н2-н3-н4-н5-н1, с уточненными координатами, указанными в межевом плане, который ответчики представили в Управление Росреестра по Тульской области для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах и площади земельного участка.
Как следует из уведомления № от дата, осуществление действий по кадастровому учету приостановлено до 23.03.2018 г. до устранения пересечения границ уточняемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером № которое произошло при внесении в ЕГРН сведений о границах по представленным значениям координат характерных точек.
Из заключения кадастрового инженера следует, что в ходе кадастровых работ было установлено, что имеется ошибка в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, т.е. не соответствует фактическим границам ( заборы, ограждения ), а именно : часть земельного участка с кадастровым номером № пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №; в ходе кадастровых работ определены координаты поворотных точек границ земельного участка по существующим на местности более 15 лет ограждениям - металлическому забору высотой более 1м, подверженному коррозией; площадь земельного участка с кадастровым номером №, согласно сведениям ЕГРН составляет 800 кв.м., однако, при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади данного земельного участка было установлено, что площадь земельного участка по его фактическому использованию составляет 914 кв.м., что на 114 кв.м. больше, чем по сведениям ЕГРН, но не превышает предельно минимальный и максимальный размеры земельного участка для данного вида разрешенного использования..
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Пунктом 1 ст.69 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Согласно п. 7 ст. 69 Земельного Кодекса Российской Федерации порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании п. 1.4 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 8.04.1996 года, межевание земель выполняют проектно-изыскательские организации Роскомзема, а также граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на право выполнения этих работ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения объекта. недвижимости.
Правовое регулирование межевания земельных участков как объектов землеустройства, осуществляется Федеральным законом "О землеустройстве", и ведомственными актами специально уполномоченных органов исполнительной власти. В соответствии с Законом межевание объектов землеустройства представляет собой комплекс работ по установлению на местности границ земельных участков с их закреплением межевыми знаками и определением соответствующих координат. Межевание объектов землеустройства включает в себя, в частности, работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Об этом же указано в "Инструкции по межеванию земель", утвержденной Роскомземом 8.04.1996 г.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:
1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид);(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;
3) описание местоположения объекта недвижимости;
В соответствии со ст. 14 названного Закона Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 7.1 введен Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ);
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Между тем, статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
2. В межевом плане указываются:
1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
3. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается: 1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка; 2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.
12. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда.
13. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017 удостоверение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.
На основании письма Минэкономразвития РФ от 27.03.2009 г. № 4448 –ИМ/Д23 в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (далее - дополнительные сведения).
В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях". В состав межевого плана в указанном случае также включаются:
заключение кадастрового инженера, обосновывающее вывод о наличии ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также включение дополнительных сведений о местоположении такой границы в раздел "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях"; акт согласования местоположения границы ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. Акт согласования местоположения границы такого земельного участка может не оформляться в случае, если в результате исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка не изменились площадь указанного земельного участка и его конфигурация (сохранились прежние значения внутренних углов и горизонтальных положений).
Исправленные сведения о местоположении границы ранее учтенного земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка или заявления о государственном кадастровом учете изменений земельного участка и межевого плана, содержащего, в том числе, дополнительные сведения о ранее учтенном земельном участке, включая сведения о местоположении его границы (исправленные значения координат характерных точек границы). В случае, если при исправлении ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка изменились его площадь и конфигурация, исправленные сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений указанного ранее учтенного земельного участка, представленного в орган кадастрового учета собственником, землепользователем или землевладельцем указанного земельного участка (далее - заявитель) либо представителем заявителя.
Между тем, ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрен порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
2. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
4. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
6. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
Инструкция по межеванию земель, утвержденная Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, гласит, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Нормами ст.ст. 26,27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) определено, что государственная регистрация приостанавливается, а впоследствии в государственной регистрации отказывается, в том числе, в случае если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, либо в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
Из анализа данной нормы суд делает вывод, что, если земельный участок с указанной разницей в значениях площади может быть объектом кадастрового учета и соответственно является объектом права, то он может быть объектом права собственности и, следовательно, может быть зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 64 ЗК РФ при возникновении земельных споров границы земельного участка устанавливаются судом.
Наложение границ земельных участков усматривается из топографической съемки, содержащейся в межевом плане, выполненной <...>
При проведении полевых геодезических работ по определению координат поворотных точек земельного участка с кадастровым номером № было так же установлено несоответствие сведений о границах земельного участка с кадастровым номером № площадью 1001 кв.м., расположенного по адресу : <адрес>, содержащихся в ЕГРН с фактическим местоположением земельного участка. При этом, возможной причиной данного несоответствия является реестровая ошибка, которая подлежит исправлению в установленном порядке.
Так, свидетель Свидетель №2 в суде показала, что ограждение земельного <адрес> было установлено в 90 годы, на границе земельного участка со стороны <адрес>, ранее там был проход, который был закрыт по постановлению администрации <адрес> в 1998 году. После закрытия прохода между <адрес>, он был поделен между пользователями земельных участков домов 29,31 по <адрес> и домов 12,13 по <адрес>, ныне <адрес>, как дочерью бывшего собственника, на границе с земельным участком <адрес> была построена баня, по которой и шла изгородь, примерно года 2 назад этот участок был отмежеван и по межеванию получилось так, что между баней и изгородью появилось расстояние и дополнительный клок земли, то есть в межевом плане была изменена конфигурация границы земельного участка <адрес> за счет территории земельного участка <адрес>, однако по факту изгородь не переносилась.
Также свидетель Свидетель №1 дал суду показания аналогичные показаниям свидетеля Свидетель №2
Суд признает показания названных свидетелей допустимыми доказательствами по делу и кладет их в основу постановленного по делу решения, поскольку не доверять им, у суда оснований не имеется.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1001 кв.м., расположенный по адресу : <адрес>, как объект недвижимости был сформирован и поставлен на кадастровый учет без учета его фактического землепользования, поскольку указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе технической документацией на домовладения <адрес> которые не оспорены истцом.
Статьи 3, 15, 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» предусматривают, что в случаях изменения границ объектов землеустройства обязательно должны быть проведены работы по межеванию объектов землеустройства, т.е. установление на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с п.2 Инструкции по межеванию земель, утверждённой Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08 апреля 1996 года межевание земель включает в себя подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов, полное обследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС) и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ), полевое обследование границ размежовываемого земельного участка, оценкой состояния межевых знаков, составление технического проекта (задания) межевания земель, уведомление собственников, владельцев и пользователей размежовываемых земельных участков о производстве межевых работ, согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков, сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью, определение координат пунктов ОМС и межевых знаков, определение площади земельного участка, составление чертежа границ земельного участка, контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ, государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков, формирование межевого дела, сдачу материалов в архив.
Таким образом, основная суть межевания (в сфере землеустроительной деятельности) представляет собой установление (определение) на местности границ объектов землеустройства, в том числе и земельных участков.
Это соответствует требованиям, закреплённым в Правилах установления на местности границ объектов землеустройства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года N688 в силу ст.17 Федерального закона от 18 июня 2001г.N78-ФЗ «О землеустройстве».
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении настоящего спора стороной истца не предоставлены убедительные и достаточные доказательства, подтверждающие обоснованность заявленных требований.
В обоснование заявленных требований обязать Горкушенко Н.И. не чинить препятствий в пользовании земельным участком с кадастровым номером №, площадью 1001 кв.м., расположенным по адресу : <адрес>,обязав её снести (демонтировать) самовольно установленное ограждение из проволочной сетки, расположенное согласно топографической съемке, выполненной <...> от точки Н1 через точки Н2,Н3 до точки Н4, истец Колос Л.П.. предоставил топографическую съемку по адресу <адрес>, которая не содержит сведений об описании границ земельного участка и, в силу ст. 56 ГПК РФ, не может являться допустимым доказательством.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, проверив и оценив показания представителя истца, доводы и возражения представителя ответчиков, рассматривая дело в рамках заявленных исковых требований, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Колос Л.П. не обоснованны и не подлежат удовлетворению. При этом встречные исковые требования подлежат удовлетворению ввиду их обоснованности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1001 ░░.░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ –░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 914 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ : ░1-░2-░3-░4-░5-░1, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ « ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.05.2018 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░