Судья Хольшев А.Н. | № 33-2523/2012 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 сентября 2012 г. | г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Глушенко Н.О., Гельфенштейна В.П.
при секретаре Макаршиной А.А
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 28 июня 2012 года по иску Архипец А.А. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Олонецкая центральная районная больница» о взыскании компенсации по оплате за коммунальные услуги.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истица Архипец А.А. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что работает в (...) участковой больнице (...) (ГБУЗ «Олонецкая центральная районная больница»), проживает в сельской местности. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Ответчик не выплачивает ей денежную компенсацию за жилищно-коммунальные услуги. Задолженность за период с (...) по (...) составила (...) руб. (...) коп. В связи с чем, просила взыскать с ГБУЗ «Олонецкая центральная районная больница» указанную сумму.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Олонецкого национального муниципального района, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия, ГКУ СЗ «Центр социальной работы Олонецкого района».
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
С данным решением не согласна истица, просит его отменить. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что Общероссийский классификатор услуг населению, утвержденный Государственным Стандартом от 28.06.1993 за № 163, относит сбор твердых и жидких бытовых отходов к коммунальным услугам. В периоды 2006-2009 г.г. начисляли компенсацию в пределах социальной нормы площади жилья, с чем была согласна. А в 2010-2011 г.г. перестали предоставлять льготу даже в пределах социальной нормы, просит взыскать компенсацию за 2010-2011 г.г. (...) был заключен договор на возмещение расходов, связанных с предоставлением льготы с ОАО (...) счета выставлялись только на отопление. С 2008 года ОАО (...) не существует. Начислением льготы с 2008 года занимается МУП ЖКХ (...) Считает, что данное предприятие необходимо было привлечь к участию в деле в качестве третьего лица для выяснения вопроса, почему прекратилось предоставление льгот.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснила, что за 2010-2011 г.г. льготы по оплате жилья и коммунальных услуг ей не предоставляли, просит отменить решение суда и взыскать в ее пользу компенсацию льгот за жилищно-коммунальные услуги по выставленному счету за два года по (...), за исключением начислений по водоснабжению и водоотведению, в размере (...) руб. (...) коп.
Представитель ответчика ГБУЗ «Олонецкая центральная районная больница» в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела.
Представители третьих лиц - администрации Олонецкого национального муниципального района, Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, ГКУ СЗ «Центр социальной работы Олонецкого района» в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания дела.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истицы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Как следует из представленных материалов, Архипец А.А. работает в (...) участковой больнице государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Олонецкая центральная районная больница» с (...) по настоящее время в должности (...). До (...) Олонецкая центральная районная больница находилась в муниципальной собственности Олонецкого национального муниципального района и имела статус муниципального учреждения. До мая 2012 года семья Архипец в составе 4-х человек: истица, супруг (...) и двое несовершеннолетних детей были зарегистрированы и проживали в квартире по адресу: (...). Указанная квартира общей площадью (...) кв.м. Собственником квартиры являлась (...) которая в 2010-2011г.г. имела регистрацию по другому адресу. (...) истица произвела оплату задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере (...) руб. (...) коп.
До 01.01.2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа пользовались правом на бесплатное предоставление жилой площади с отоплением и освещением на основании в т.ч. ст. 59 ЖК РСФСР, ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Кроме того, в ст. 38 Закона Республики Карелия от 28.02.1997 «Об охране здоровья граждан и медико-социальной помощи на территории Республики Карелия» для врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственного и муниципального здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей предусматривалось право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (утратил силу в соответствии с Законом Республики Карелия от 06.06.2005 № 876-ЗРК).
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 50 статьи 35) передал решение вопросов социальной поддержки медицинских работников тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Согласно ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (действующих до 01.01.2012 года), меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Как следует из правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом РФ в определении от 07.02.2008 N 383-О-П «По жалобе граждан А.В. Иванова и других на нарушение их конституционных прав отдельными положениями пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, истица, как медицинский работник, проживающий в сельской местности, имеет право на меры социальной поддержки в виде бесплатного предоставления жилой площади с отоплением и освещением.
Решением Олонецкого районного совета № 121 от 24.12.2008 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Олонецкого национального муниципального района. Указанный порядок устанавливает правила представления мер социальной поддержки в виде оплаты жилой площади с отоплением и освещением в пределах социальных норм площади жилья, в т.ч. специалистам муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Олонецкого национального муниципального района, работающих и проживающих за пределами городов: врачам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Согласно п.1.4 названного Порядка, возмещение расходов производится за счет средств и в пределах субсидий, предоставляемых из фонда софинансирования Республики Карелия бюджету Олонецкого национального муниципального района, в соответствии с постановлением Правительства РК от 05.02.2008 № 23-П, и средств местного бюджета. Пунктом 2.2. Порядка предусмотрено, что заявление подается по месту работы на имя руководителя муниципального учреждения о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (оплата жилой площади с отоплением и освещением). Муниципальное учреждение заключает договоры с организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги и обеспечивающими получение граждан жилищно-коммунальных услуг, о предоставлении мер социальной поддержки данными организациями в пределах социальной нормы площади жилья и возмещении им расходов, связанных с исполнением соответствующих договоров. Организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги (за исключением услуг по предоставлению электроэнергии) выставляются следующие счета на оплату жилья и отопления: - гражданину – на общую сумму оплаты жилья и отопления с выделением суммы, рассчитанной с учетом меры социальной поддержки и подлежащее оплате непосредственно гражданином и суммы, подлежащей возмещению за счет средств районного бюджета, - муниципальному учреждению с указанием суммы, подлежащей оплате за счет средств районного бюджета. Муниципальное учреждение ежемесячно возмещает организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и обеспечивающим получение гражданам жилищно-коммунальных услуг, расходы, связанные с предоставлением названных выше мер социальной поддержки.
(...) был заключен договор на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных законодательством № (...) между муниципальным учреждением «Олонецкая центральная районная больница» и ОАО (...) В соответствии с указанным договором ОАО (...) выставляло учреждению счета на оплату жилья и отопления на сумму, рассчитанную с учетом меры социальной поддержки, и подлежащей оплате непосредственно муниципальным учреждением. Муниципальное учреждение «Олонецкая центральная районная больница» производило возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот.
После ликвидации ОАО (...) счета по оплате за жилищно-коммунальные услуги в пос.(...) выставляет муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (...). В материалах дела отсутствуют сведения о заключении договора между муниципальным учреждением «Олонецкая центральная районная больница» и муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства (...) в выставленных для оплаты истице счетах нет данных об общей сумме оплаты жилья и отопления с выделением суммы оплаты с учетом льготы.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из того, что истица уточнила требования и просит взыскать компенсацию только за предоставленные ей услуги по техническому обслуживанию внутридомовых сетей и вывоз мусора, льгота по которым законодательством не предусмотрена.
Между тем, истцом в ходе судебного разбирательства поддерживались требования о взыскании компенсации в ранее заявленном размере (...) руб. (...) коп., при этом период, за который истица просит взыскать компенсацию, уточнен не был. Судом также не была принята во внимание представленная истицей справка муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства (...) о предоставлении льгот по (...).
Кроме того, в силу вышеприведенных правовых норм, истица имеет право в пределах социальной нормы площади жилья на меры социальной поддержки в виде оплаты жилой площади с отоплением и освещением, куда входит, в том числе, техническое обслуживание и вывоз мусора. В соответствии с разъяснениями, данными в письме Министерства регионального развития РФ от 03.10.2008 № 25080-СК/14, утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги. Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе истице во взыскании компенсации нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене в силу п.п. 1, 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ. Судебная коллегия выносит по делу новое решение об удовлетворении иска в пределах заявленных исковых требований о взыскании компенсации за 2010-2011 г.г. и о взыскании с ответчика в пользу истицы суммы компенсации в размере (...) руб. (...) коп. по представленному расчету и квитанции за жилищно-коммунальные услуги за декабрь 2011 года, за исключением коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса, с ответчика в доход Олонецкого национального муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме (...) руб. (...) коп.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 28 июня 2012 года по настоящему делу отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения РК «Олонецкая центральная районная больница» в пользу Архипец А.А. компенсацию (...) руб. (...) коп., государственную пошлину в доход Олонецкого национального муниципального района (...) руб. (...) коп.
Председательствующий
Судьи