Останкинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Шокуровой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Ильиной Н.А.,
с участием помощника Останкинского межрайонного прокурора города Москвы Антюгановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3761/15 по иску Останкинского межрайонного прокурора города Москвы в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Хлебозавод №» об обязании выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, установил:Останкинский межрайонный прокурор города Москвы в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику об обязании ответчика устранить выявленные нарушения пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресу: <адрес> мотивируя тем, что проведенным обследованием (проверкой) соблюдения требований пожарной безопасности, выявлены следующие нарушения установленных правил пожарной безопасности: не в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности и не реализованы требования ФЗ-123 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части выполнения требования пожарной безопасности к электротехнической продукции и электрооборудованию, что не обеспечивает допустимую величину пожарного риска, а именно - электротехническая продукция не должна быть источником зажигания и должна исключать распространение горения за ее пределы, а также электрощиты и электрошкафы в помещениях не защищены автономными установками пожаротушения (ст. 6, ч. 1 ст. 48, пп. 10, ч. 1 ст. 50, ч. 1 ст. 142, ч. 1,4 ст. 143 ФЗ-123 от ДД.ММ.ГГГГ); на объекте отсутствует исполнительная документация на установку системы противопожарной защиты (ППР в РФ п. 61); допущено изменение объемно-планировочных решений в подвале автостоянки (устроены перегородки из поликарбоната, выделяющие отдельные машиноместа №), в результате чего, уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (ППР в РФ р. 23 е, 23 л); в коридорах 17, 14, 12, 10 этажей установлены перегородки, не предусмотренные проектом, ухудшающие безопасную эвакуацию людей из здания, уменьшающие действия автоматических установок противопожарной защиты, а также ограничивающие доступ к пожарным кранам (ППР в РФ п.23 е). Руководством ТСЖ «Бажова, 24» реальные меры по устранению нарушений противопожарной безопасности не принимаются, создается угроза для жизни и здоровья граждан и персонала указанного учреждения, а также уничтожения имущества.
Помощник Останкинского межрайонного прокурора города Москвы Антюганова А.В. в судебное заседание явилась, требования поддержала, просил обязать ответчика принять меры по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности в течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, не возражала против вынесения заочного решения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, 4 РОНД управления по СВАО ГУ МЧС России по городу Москве в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, повестку на досудебную подготовку, назначенную на ДД.ММ.ГГГГ, получил ДД.ММ.ГГГГ, повестку на судебное заседание, назначенное ДД.ММ.ГГГГ, получил ДД.ММ.ГГГГ, возражений, документов, подтверждающих уважительность неявки, в суд не представил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке заочного производства согласно ст.ст. 233-235 ГПК РФ.
Суд, заслушав объяснения прокурора, представителя 4 РОНД управления по СВАО ГУ МЧС России по городу Москве, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из письменных материалов дела, в ходе проведенной Останкинской межрайонной прокуратурой города Москвы совместно с Государственным инспектором по пожарному надзору 4 РОНД Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в помещениях ответчика, расположенных по адресу: <адрес>, выявлены нарушения установленных правил пожарной безопасности.
Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений ст.64, ч.1 ст.82, ч.7 ст.83, ч.12 ст.84, ч.1.1 и 1.2 ст.97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу ст. 6 указанного закона, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации). Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно п. 1 и 2 Положения о государственном пожарном надзоре (утвержденному Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) в целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность по проверке соблюдения юридическими лицами требований пожарной безопасности, основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст. 21 Закона города Москвы № «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ руководители организации также обязаны: содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу ст. 37 указанного закона руководители организации также обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, однако руководством ответчика реальных мер по устранению нарушений противопожарной безопасности принято не было.
На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При таких обстоятельствах, суд находит требования обоснованными, доводы прокурора подтверждаются материалами дела, не оспорены ответчиком, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме, в связи с чем приходит к выводу об обязании ответчика принять меры по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности в помещении по адресу: <адрес> течении двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика в бюджет города Москвы государственную пошлину в <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ суд
решил:
Обязать ОАО «Хлебозавод №» в помещении, расположенном по адресу: <адрес> устранить выявленные нарушения пожарной безопасности в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, а именно:
- обеспечить наличие аппаратов, предназначенных для отключения энергоснабжения склада снаружи складского помещения;
- выполнить с каждого этажа административного здания заводоуправления не менее 2-х эвакуационных выходов;
- обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);
- обеспечить наличие на дверях складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а так же классы зоны в соответствии с гл. 5,7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- организовать определение категорий складского помещения по взрывопожарной и пожарной опасности, а так же классы зоны в соответствии с гл. 5,7 и 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Взыскать с ОАО «Хлебозавод №» в бюджет города Москвы государственную пошлину в <данные изъяты>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В.Шокурова