Дело № 2а-2171/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2018года, город Пермь Пермского края,
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
Судьи Турьевой Н.А.,
При секретаре Терещенко О.А.,
С участием представителя административного истца Мусихиной Е.Н., действующей на основании доверенности,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Правительства Пермского края к Управлению федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000рублей,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Пермского края обратилось в суд с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, в размере 50000рублей по исполнительному производству №-ИП о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить ФИО благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 33 кв.м., на территории Пермского края. В обоснование иска истец указал следующее.
21.11.2016 судебным приставом-исполнителем Межрайонного Отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа № № от 19.10.2016, выданного Чайковским городским судом Пермского края. Предмет исполнения возложение обязанности на Правительство Пермского края предоставить ФИО ДД.ММ.ГГГГ рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33кв.м. в границах Чайковского муниципального района.
05.12.2016 Правительством была направлена информация в адрес судебного пристава-исполнителя, в которой были указаны причины невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок. Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016году, в декабре 2016года сдача жилых помещений на территории г. Чайковский не запланирована.
В соответствии с планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017году строительство и регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории Чайковского района в 2017г. не планируется, следовательно, жилые помещения будут приобретаться и предоставляться в соответствии с данным планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017г. в других территориях.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей - сирот в 2017году, регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в многоквартирных строящихся домах по государственным контрактам 2014 - 2016гг. на территории г. Перми планировалось в сентябре, декабре 2017г.
Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей был заключен 26.12.2016 года, срок исполнения контракта составлял до 01 октября 2017г. Однако застройщиком «Строительно-монтажный трест №14» жилые помещения, приобретаемые но данному государственному контракту, были переданы Покупателю (Министерству строительства и ЖКХ Пермского края) ранее установленного срока.
В соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края 15.08.2017 № № жилые помещения по адресу: <адрес>, были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
23.08.2017 ФИО выразил согласие на предоставление ему жилого помещения по адресу: <адрес>.
18.09.2017 с ФИО заключен договор найма жилого помещения №дс по вышеуказанному адресу,
28.09.2017 судебным приставом - исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства по данному делу ввиду фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Таким образом, ответчик не бездействовал, а предпринимал все необходимые меры для исполнения решения Александровского городского суда. В настоящее время решение суда исполнено, жилье взыскателю предоставлено.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства №-ИП должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления. Кроме того, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Реальное исполнение судебного решения, а именно предоставление жилого помещения ФИО в пятидневный срок было невозможно, вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе, поскольку сформированный специализированный жилищный фонд на территории Пермского края отсутствует.
В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах;
- должником не представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение (перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет суда или нотариуса и др.)
Правительство полагает, что представило доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель административного истца на административном иске настаивает.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена.
Управление федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, о рассмотрении дела извещено, его представитель в суд не явился.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы настоящего дела, а также исполнительное производство №-ИП, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пять тысяч рублей, с должника-организации - пятьдесят тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению, указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
В Жилищном кодексе Российской Федерации отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за нарушение обязательства по предоставлению жилых помещений гражданам по договору социального найма.По смыслу статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, применяются нормы гражданского или иного законодательства, прямо регулирующие такие отношения.
В соответствии со стаьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации: лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из материалов дела следует, что решением Чайковского городского суда от 07.04.2015, вступившим в законную силу 01.07.2015, на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить ФИО, ДД.ММ.ГГГГ рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33кв.м. расположенное в границах Чайковского муниципального района.
На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю 21.11.2016 возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства не исполнил решение Чайковского городского суда. 05.12.2016года в адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация о причинах невозможности исполнения решения суда в пятидневный срок.
18.04.2017года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника по указанным выше исполнительным производствам в размере 50000 рублей.
Согласно Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем:
3.2.1. приобретение жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;
3.2.2. участие в долевом строительстве многоквартирных домов;
3.2.3. строительство многоквартирных домов;
3.2.4. строительство жилых домов.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2016году, в декабре 2016года сдача жилых помещений на территории г. Чайковский не запланирована.
В соответствии с планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017 году строительство и регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах на территории Чайковского района в 2017 г. не планируется, следовательно, жилые помещения будут приобретаться, и предоставляться в соответствии с данным планом формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в 2017 г. в других территориях.
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей - сирот в 2017 году, регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в многоквартирных строящихся домах по государственным контрактам 2014 - 2016 гг. на территории г. Перми планировалось в сентябре, декабре 2017 г.
Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей был заключен 26.12.2016 года, срок исполнения контракта составлял до 01 октября 2017 г. Однако застройщиком «Строительно-монтажный трест №14» жилые помещения, приобретаемые но данному гос.контракту, были переданы Покупателю (Министерству строительства и ЖКХ Пермского края) ранее установленного срока.
В соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края 15.08.2017 № № жилые помещения по адресу: <адрес>, были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
23.08.2017 взыскателем по исполнительному производству №-ИП дано согласие на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по адресу: <адрес>.
18 сентября 2017года с ФИО заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей №дс о предоставлении жилого помещения – <адрес>.
28.09.2017 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю вынесено постановление об окончании исполнительного производства №-ИП.
В пункте 75 Постановления от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Решения судов о предоставлении жилых помещений исполняются за счет средств, специально на это предусмотренных.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.
В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При отсутствии свободных жилых помещений и отсутствии в бюджете денежных средств, предназначенных на эти цели, Правительство Пермского края не могло произвольно приобрести жилое помещение для кредитора по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.
Вместе с тем, суд учитывает длительность исполнения решения суда – более года. Доказательства принятия исчерпывающих мер к исполнению требований исполнительного документа должником не представлены.
На основании статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в соответствии с закрепленным в ч. 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, с учетом всех обстоятельств дела, суд считает возможным уменьшить взысканный с истца размер исполнительского сбора на одну четверть от установленного размера, т.е. до 37500 рублей (50000-25%).
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Снизить исполнительский сбор, установленный Правительству Пермского края постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 18.04.2017 по исполнительному производству №-ИП, до 37500рублей.
Решение в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме (с 01 июня 2018года) может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.
Судья Турьева Н.А.