Судья Ермакова О.А. Дело № 33-18905\2023 (2 инстанция)
Дело № 2-5742\2023 (1 инстанция)
УИД 52RS0005-01-2023-003939-21
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 декабря 2023 года г.Нижний Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Соколова Д.В.,
при секретаре Самойловой А.И.,
с участием представителя истца Уркунова А.Н. по доверенности, ответчика Шаповалова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А. гражданское дело по апелляционной жалобе ШИС
на решение Нижегородского районного суда г.Нижний Новгород от 19 июля 2023 года
по иску Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г.Нижнего Новгорода» к ШИС о взыскании денежных средств, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л А:
Истец ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г.Нижнего Новгорода» обратился в суд с иском к ответчику Шаповалову И.С. о взыскании денежных средств по социальному контракту и судебных расходов, указав, что 17 марта 2022 года в соответствии с Порядком оказания государственной социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 года [номер], между сторонами заключен социальный контракт [номер] на оказание адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Предметом социального контракта являлось сотрудничество между управлением и ответчиком по реализации программы социальной адаптации в соответствии с Законом Нижегородской области от 8 января 2004 года № 1-З «Об адресной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» в целях максимальной социальной адаптации ответчика (и членов его семьи) и выхода из трудной жизненной ситуации.
Адресная государственная социальная помощь на основании заключенного социального контракта предоставлена ответчику на организацию собственного дела и осуществление предпринимательской деятельности, а именно: приобретение оборудования для открытия цеха аргоновой сварки согласно сметы, указанной в программе социальной адаптации малоимущей семьи с детьми, одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с п.2.2 социального контракта размер адресной государственной социальной поддержки, предоставленной ответчику единовременно на организацию собственного дела и осуществление предпринимательской деятельности, составляет 250 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется в соответствии с бизнес-планом, предусматривающим сумму запланированной прибыли в размере не менее 1 ВПМ на каждого члена семьи, сметой планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности, для закупки основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентов назначаемой выплаты) для индивидуальных предпринимателей (и самозанятых), создания и оснащения дополнительных рабочих мест.
В соответствии с п.6 Порядка конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности являются: регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
Согласно п.7 Порядка основными принципами оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации, целевой характер оказания государственной социальной помощи.
В соответствии с п.6.1 социальный контракт вступил в силу с момента его подписания, то есть 17 марта 2022 года и действует по 28 февраля 2023 года плюс один год после его окончания.
При невыполнении заявителем в установленный срок условий социального контракта и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, социальный контракт прекращает свое действие досрочно.
В соответствии с Порядком и п.п.2.1, 2.2 социального контракта управление осуществляет ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта (подпункт 4 пункта 27 Порядка), проводит ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение года со дня окончания срока действия социального контракта.
Согласно п.3.2 социального контракта [номер] от 17 марта 2022 года ответчик обязан: выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, принимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; приобрести в период действия социального контракта активы (основные средства) для осуществления предпринимательской деятельности и предоставить в управление документы, подтверждающие целевое использование полученных денежных средств на приобретение активов для ведения предпринимательской деятельности; осуществлять предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с предоставлением соответствующих сведений в управление; взаимодействовать с социальным работником, осуществляющим сопровождение социального контракта, регулярно предоставлять все сведения о ходе исполнения программы; уведомить управление о прекращении предпринимательской деятельности; возвратить денежные средства в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения предпринимательской деятельности (в случае прекращения в период социального контракта по собственной инициативе).
В период с марта по апрель 2022 года ответчику необходимо было обратиться в управление с документами, подтверждающими приобретение оборудования для ведения предпринимательской деятельности, и справкой о доходе. Ответчик необходимые документы своевременно не предоставил.
В соответствии с п.27 Порядка основаниями для досрочного расторжения контракта является: нарушение гражданином условий социального контракта; неисполнение получателем мероприятий программы социальной адаптации; нецелевое использование гражданином денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта.
На заседании Межведомственной комиссии по вопросам предоставления АГСП на сновании социального контракта в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, которое состоялось 09 сентября 2022 года, заочно рассматривался вопрос о досрочном расторжении контракта с ответчиком, так как Шаповалов И.С. не отчитался о приобретении основных средств, указанных в программе социальной адаптации, справки о доходах не предоставил. Комиссия решила направить письмо заявителю о необходимости выполнения программы социальной адаптации.
На заседании Межведомственной комиссии по вопросам предоставления АГСП на основании социального контракта в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, которое состоялось 25 октября 2022 года, Шаповалов И.С. присутствовал лично, где пояснил, что с его карты были украдены деньги. На комиссию принес объяснительную записку и чеки. Справку о доходах не представил. Комиссия решила принять документы, продлив период покупки оборудования.
На заседании Межведомственной комиссии по вопросам предоставления АГСП на основании социального контракта в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, которое состоялось 09 ноября 2022 года, рассматривался вопрос о нецелевом использовании денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта и досрочном расторжении контракта. Шаповалов И.С. представил отчетность о покупке оборудования в виде копий чеков, которые не соответствовали наименованиям, заявленным в смете программы социальной адаптации, что, по мнению истца, свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств. Справку о доходах не представил. Решением комиссии социальный контракт [номер] от 17 марта 2022 года с Шаповаловым И.С. расторгнут досрочно в соответствии с п.5.1 соглашения, то есть из-за нецелевого использования гражданином денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта.
О решении Межведомственной комиссии Шаповалов И.С. извещен письмом [номер] от 11 ноября 2022 года.
Шаповалов И.С. неоднократно уведомлялся о добровольном взыскании денежных средств, предоставленных по социальному контракту [номер] от 17 марта 2022 года, но их не возвратил.
На основании изложенного истец просил взыскать с ответчика денежные средства в размере 250 000 рублей, а также расходы на оплату государственной пошлины в размере 5 700 рублей.
В судебном заседании первой инстанции представитель истца Курукин И.Ф. поддержал исковые требования; ответчик Шаповалов И.С. с иском не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены.
Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 19 июля 2023 года исковые требования удовлетворены, с Шаповалова И.С. в пользу Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г. Нижнего Новгорода» взысканы денежные средства в размере 250 000 рублей и в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 5700 рублей.
В апелляционной жалобе Шаповалов И.С. просит об отмене решения как незаконного и необоснованного, указывая, что выводы суда о неправомерном использовании им денежных средств по социальному контракту не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку судом не учтено, что денежные средства были списаны (похищены) его финансовым управляющим с расчетного счета и не возвращены; им предпринимались действия по надлежащему исполнению социального контракта: он зарегистрирован в качестве самозанятого, фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, ежемесячно предоставляет истцу справки о доходах, выплачивает налоги, в период рассмотрения дела приобрел оборудование и материалы для сварочных работ на сумму 66 044 рубля, которое не соответствует указанному в смете и заявленным характеристикам, но используется для осуществляемой им деятельности, в связи с чем полагает, что оснований для взыскания с него полученных по социальному контракту денежных средств в качестве неосновательного обогащения не имеется.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчик Шаповалов И.С., [номер], имеет многодетную семью, признан малоимущим, в силу чего имеет право на соответствии меры социальной поддержки.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 07 апреля 2021 года по делу [номер] заявление Шаповалова И.С. о признании несостоятельным (банкротом) удолетворено, введена процедура реструктуризации долгов гражданина, назначен финансовый управляющий.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17 января 2022 года по делу № [номер] Шаповалов И.С. признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества должника.
25 февраля 2022 года ответчик Шаповалов И.С. обратился в ГКУ «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г. Нижнего Новгорода» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Основными принципами оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации, целевой характер оказания государственной социальной помощи.
17 марта 2022 года между ГКУ «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г. Нижнего Новгорода» и Шаповаловым И.С. заключен социальный контракт [номер] на оказание государственной социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
Решением ГКУ «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г. Нижнего Новгорода» ответчику назначена единовременная государственная социальная помощь на основании социального контракта в размере 250 000 рублей.
Предметом социального контракта являлось сотрудничество между управлением и заявителем по реализации программы социальной адаптации в соответствии с Законом Нижегородской области от 8 января 2004 года № 1-З «Об адресной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» в целях максимальной социальной адаптации заявителя (и членов его семьи) и выхода из трудной жизненной ситуации.
Адресная государственная социальная помощь на основании заключенного социального контракта предоставлена ответчику на организацию собственного дела и осуществление предпринимательской деятельности, а именно: приобретение оборудования для открытия цеха аргоновой сварки в соответствии с социальным контрактом, сметой, указанной в программе социальной адаптации малоимущей семьи с детьми.
Справкой, представленной в материалы дела, подтвержден тот факт, что ответчику перечислена единовременная денежная выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 250 000 рублей, что по делу не оспаривалось.
В соответствии с п.2.2 заключенного сторонами социального контракта размер адресной государственной социальной поддержки, предоставленной ответчику единовременно на организацию собственного дела и осуществление предпринимательской деятельности, составляет 250 000 рублей. Размер единовременной денежной выплаты определяется в соответствии с бизнес-планом, предусматривающим сумму запланированной прибыли в размере не менее 1 ВПМ на каждого члена семьи, сметой планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности, для закупки основных средств, материально-производственных запасов, имущественных обязательств (не более 15 процентов назначаемой выплаты) для индивидуальных предпринимателей (и самозанятых), создания и оснащения дополнительных рабочих мест.
В соответствии с п.6 Порядка конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности являются регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта;
Согласно п.7 Порядка основными принципами оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации, целевой характер оказания государственной социальной помощи.
В соответствии с п.6.1 социальный контракт вступил в силу с момента его подписания, то есть 17 марта 2022 года и действует по 28 февраля 2023 года плюс один год.
Предусмотрено, что при невыполнении заявителем в установленный срок условий социального контракта и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, социальный контракт прекращает свое действие досрочно.
В соответствии с Порядком и п.п.2.1, 2.2 социального контракта управление осуществляет ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта (подпункт 4 пункта 27 Порядка), проводит ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение года со дня окончания срока действия социального контракта.
Согласно п.3.2 социального контракта [номер] от 17 марта 2022 года ответчик обязан: встать на учет в налоговом органе Нижегородской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставить в управление подтверждающие документы; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения предпринимательской деятельности (в случае прекращения в период социального контракта по собственной инициативе); ежемесячно представлять в УСЗН документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации; уведомить УСЗН в течение трех рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, предпринимательской деятельности в период действия социального контракта; представлять по запросу УСЗН информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина), в том числе об осуществлении гражданином предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
В соответствии с п.27 Порядком основаниями для досрочного расторжения контракта является: нарушение гражданином условий социального контракта; неисполнения получателем мероприятий программы социальной адаптации; нецелевое использование гражданином денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта.
Из материалов дела следует, что на заседании Межведомственной комиссии по вопросам предоставления АГСП на сновании социального контракта в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, которое состоялось 09 сентября 2022 года, заочно рассматривался вопрос о досрочном расторжении контракта с ответчиком в связи с нецелевым использованием гражданином денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта, поскольку в представленном Шаповаловым И.С. отчете о покупке оборудования нет наименований оборудования, предусмотренных программой социальной адаптации, также не представлены справки о доходах.
13 сентября 2022 года в адрес Шаповалова И.С. направлено письмо [номер] с требованием надлежащего выполнения условий социального контракта [номер] от 17 марта 2022 года и указано на необходимость обратиться в УСЗН в срок до 10 октября 2022 года с документами, подтверждающими приобретение основных средств для ведения предпринимательской деятельности, и документов о доходах.
Аналогичное письмо направлено ответчику 20 октября 2022 года [номер].
25 октября 2022 года ГКУ «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г. Нижнего Новгорода» составлен акт о наличии и использовании Шаповаловым И.С. приобретенного оборудования. В ходе проверки выявлено, что закуплено оборудование, не заявленное в программе социальной адаптации; представлены документы, подтверждающие приобретение материалов на общую сумму 282 358 рублей 40 копеек.
На заседании Межведомственной комиссии по вопросам предоставления АГСП на основании социального контракта в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, которое состоялось 25 октября 2022 года, Шаповалов И.С. присутствовал лично, где пояснил, что с его карты украдены деньги, перечисленные по социальному контракту, представил объяснительную записку и чеки; справку о доходах не представил. Межведомственной комиссией принято решение принять документы, продлив период покупки оборудования.
На заседании Межведомственной комиссии по вопросам предоставления АГСП на основании социального контракта в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, которое состоялось 09 ноября 2022 года, рассматривался вопрос о нецелевом использовании денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта и досрочном расторжении контракта с ответчиком. На заседание Шаповалов И.С. представил отчет о покупке оборудования в виде копий чеков, которые не соответствовали наименованиям, заявленным в смете программы социальной адаптации, справку о доходах вновь не представил. Комиссией указанные обстоятельства расценены как нецелевое расходование денежных средств, в связи с чем принято решение о досрочном расторжении социального контракта [номер] от 17 марта 2022 года с Шаповаловым И.С. в соответствии с п.5.1 соглашения.
О решении Межведомственной комиссии Шаповалов И.С. извещен письмом [номер] от 11 ноября 2002 года.
Во внесудебном порядке ответчик денежные средства, предоставленные по социальному контракту, не возвратил, что явилось основанием для обращения истца в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из обстоятельств того, что условия социального контракта ответчиком не выполнены, так как приобретенное оборудование не соответствует наименованиям техники и оборудования, зафиксированной в программе социальной адаптации, а также не соответствует утвержденной смете затрат.
С данными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Согласно пункту 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта (пункт 2 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (пункт 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного Федерального закона заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с реализацией полномочий в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Нижегородской области, а также иные связанные с ними отношения, регулируются Законом Нижегородской области от 08 января 2004 года № 1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» (далее - Закон от 08.01.2004 года № 1-З).
В соответствии с ч 2.1 ст.6 Закона от 08.01.2004 года № 1-З социальная помощь на основании социального контракта в виде денежной выплаты (далее - социальная помощь на основании социального контракта) оказывается малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина за получением адресной государственной социальной поддержки. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая, в том числе мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, самозанятости (п.3).
Согласно ст.4 Закона от 08.01.2004 года № 1-З получателями адресной государственной социальной поддержки, в том числе на основании социального контракта (далее - адресная государственная социальная поддержка), могут быть малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной Правительством Нижегородской области, и оказались в трудной жизненной ситуации.
Адресная государственная социальная поддержка назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания адресной государственной социальной поддержки на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи». Форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации утверждается нормативным правовым актом Правительства Нижегородской области.
Порядок оказания адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливается Правительством Нижегородской области (ч.1 ст.10 Закона от 08.01.2004 года № 1-З).
Согласно ч.3 ст.11 Закона от 08.01.2004 года № 1-З орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных Постановлением Правительства Нижегородской области.
Пунктом 2.1 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 года № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» (в редакции, действовавшей на момент заключения социального контракта) установлено, что пределы и условия оказания государственной социальной помощи устанавливаются в социальном контракте по соглашению сторон с учетом содержания конкретной программы социальной адаптации с учетом предельных или фиксированных размеров, установленных настоящим пунктом. Государственная социальная помощь в зависимости от цели ее оказания назначается в виде единовременной денежной выплаты на мероприятия в целях обеспечения самозанятости путем осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности - не более 250 000 рублей.
Согласно пункту 6.2 Порядка решение о прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта досрочно принимается в одностороннем порядке Управлением социальной поддержки населения и оформляется соответствующим приказом в случаях нецелевого использования денежной выплаты, предоставленной на основании социального контракта; неисполнения (несвоевременного исполнения) гражданином (членами его семьи) условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации, за исключением невыполнения по причинам, являющимся уважительными.
Пунктом 6.3 Порядка предусмотрено, что уведомление о прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 6.2 условий, направляется Управлением социальной поддержки населения с указанием основания прекращения предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения. В уведомлении о прекращении указывается сумма незаконно полученных средств, предоставленных в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта, и порядок ее возврата.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения им мер социальной поддержки презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности ответчика при использовании полученных денежных средств возлагается на орган социальной политики, требующий их возврата, то есть на истца.
Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение ежемесячных выплат, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат и определения их размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией, ответчик Шаповалов И.С. зарегистрирован в качестве самозанятого, осуществляет заявленную при заключении социального контракта деятельность, уплачивает налоги. Доказательств обратного истцом в дело не представлено.
В суд апелляционной инстанции ответчиком представлены документы, подтверждающие приобретение им в мае 20023 года материалов и оборудования для проведения работ по сварке металлов и компьютерной техники, необходимой для ведения указанной деятельности и составления отчетности согласно его пояснениям, на сумму 57 369 рублей, которые приняты и исследованы судебной коллегией в качестве новых (дополнительных) доказательств в соответствии со ст.327 ГПК РФ, поскольку суд первой инстанции указанные обстоятельства на обсуждение не выносил и не исследовал.
При этом судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы ответчика и представленные им доказательства о том, что после поступления денежных средств по социальному контракту на его расчетный счет финансовым управляющим на них обращено взыскание в рамках конкурсного производства, в связи с чем Шаповалову И.С. пришлось предпринимать действия по их возврату, поскольку положениями п.20 ч.1 ст.101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на данный вид дохода не может быть произведено взыскание.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что ответчиком совершены действия по приобретению необходимого для заявленной деятельности оборудования и имущества, что свидетельствует о заинтересованности Шаповалова И.С. в реализации социального контракта как самозанятого лица для выхода из трудной жизненной ситуации, что и является целью предоставления социальной помощи в рамках Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а истцом не доказан факт недобросовестного поведения ответчика по использованию предоставленных в качестве социального пособия денежных средств, их нецелевого использования либо неосуществления заявленного вида деятельности, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания выплаченных сумм по социальному контракту в качестве неосновательного обогащения.
В этой связи сам по себе факт приобретения ответчиком оборудования, не включенного в смету, а также несоответствие приобретенного оборудования заявленным характеристикам, с безусловностью не порождает у ответчика обязанности по возврату денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. При этом следует принять во внимание доводы ответчика о том, что в настоящее время в условиях введенных в отношении Российской Федерации санкций с марта 2022 года, что признается судебной коллегией общеизвестным обстоятельством, отсутствует объективная возможность приобрести все заявленное в программе оборудование по установленной в контракте цене, в связи с чем им приобреталось аналогичное оборудование иного наименования.
При этом судом первой инстанции допущено неправильное толкование и применение положений закона.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 года № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» утверждена форма социального контракта. При этом, форма программы социальной адаптации семьи исключена из Постановления с 01 января 2021 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 296 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений). Приложением № 8(6) к данной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Данными Правилами предусмотрено, что правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в подпункте «а» пункта 4 настоящих Правил, утверждаются форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации и перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта (потеря трудоспособности гражданина, потеря дееспособности гражданина, стихийные бедствия и иные основания), разработанные с учетом методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.5 Правил).
Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждены приказом Минтруда России от 03.08.2021 № 536.
В соответствии с п.25, пп. «б» п.37, п.55 данных Методических рекомендаций в программе социальной адаптации указываются активные мероприятия, обязательные для выполнения получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта по основным мероприятиям.
В соответствии с Правилами предоставления субсидий денежные выплаты в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта органом социальной защиты населения осуществляются: по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» - не более 250 000 рублей в зависимости от сметы расходов, указанной в утвержденном межведомственной комиссией бизнес-плане гражданина или по мере наступления расходных обязательств.
При этом до 5% суммы, выплаченной гражданину, может быть направлено на компенсацию расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (в том числе на оплату государственных пошлин, получение лицензий), до 15% - на аренду или приобретение помещения (включая коммунальные платежи), необходимого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, оставшаяся часть выплаты (или вся ее сумма, в случае отсутствия ранее указанных расходов) может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов.
К основным средствам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 31.12.2016 № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».
На основании п.п.7, 10, 15 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, основные средства - являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.
Объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в результате обменных операций или созданного субъектом учета, определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений, предъявленных субъекту учета поставщиками (подрядчиками, исполнителями), которые включают: цену приобретения; любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации, в том числе: затраты на доставку и разгрузку; затраты на установку и монтаж.
Положениями пп. «г» п.21 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, являющихся Приложением № 8(6) к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296, предусмотрены случаи, когда в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию, указанному в пп. «б» п.3 (по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности) настоящих Правил, обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе), а также в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
Инициируя обращение в суд с настоящим иском, истец основывает свои требования на обстоятельствах нецелевого использования ответчиком денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, поскольку приобретено оборудование, не включенное в смету.
Вместе с тем, по делу установлено, что ответчиком судебной коллегии представлены доказательства приобретения оборудования и материалов для заявленной деятельности на сумму 57 369 рублей.
Обстоятельства осуществления Шаповаловым И.С. в период действия социального контракта деятельности в качестве самозанятого, отнесения приобретенного ответчиком оборудования к основным средствам, предназначенным для неоднократного и постоянного использования в целях осуществления предпринимательской деятельности территориальным органом социальной защиты по существу не оспаривались.
Тот факт, что сын истца Шаповалов А.И. также заключил социальный контракт на осуществление предпринимательской деятельности того же профиля и представил в орган социальный защиты тот же перечень товаров, приобретенных в его исполнение, полностью совпадающий со списком, представленным Шаповаловым И.С. истцу, что подтверждено в суде апелляционной инстанции документами по социальному контракту [номер] от 15 апреля 2022 года, принятыми и исследованными в соответствии со ст.327 ГПК РФ, также не свидетельствует о неосновательном обогащении ответчика, поскольку решением Автозаводского районного суда г.Нижнего Новгорода от 10 августа 2023 года по гражданскому делу [номер], вступившим в законную силу, данные расходы признаны необходимыми для реализации контракта и соответствующими мерам государственной поддержки, а предоставление аналогичного по содержанию отчета в рамках социального контракта Шаповаловым И.С. признано не противоречащим их условиям. Данное судебное постановление принято судебной коллегией в качестве доказательства в соответствии со ст.13 ч.2, ст.71 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что приятое по делу решение подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела с принятием нового судебного постановления об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 19 июля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г.Нижнего Новгорода» к ШИС о взыскании денежных средств, выплаченных по социальному контракту [номер] от 17 марта 2022 года, судебных расходов – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 декабря 2023 года.