Дело № 2-223/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«03» октября 2014 года село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Кузнецовой С.А., с участием помощника прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Курмашева А.И., при секретаре судебного заседания Казаковой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Патшиной А.А. об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Яльчикского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Патшиной А.А. об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Требование мотивировано тем, что в нарушение положений Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» и положений СНиП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», здание магазина «...», расположенное по адресу: ..., не приспособлено для доступности маломобильных групп населения.
Ссылаясь на положения ст.45 ГПК РФ, прокурор просил обязать ответчика обеспечить в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда надлежащие условия доступа инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения (в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски), путем оборудования у входа (прохода) в здание магазина пандуса и поручней с учетом технических требований.
В судебном заседании помощник прокурора Яльчикского района Чувашской Республики Курмашев А.И. заявленные требования поддержал.
Ответчик, индивидуальный предприниматель Патшина А.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещена.
Выслушав помощника прокурора Курмашева А.И., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основывается, в том числе и на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Часть 4 ст.24 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории).
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В соответствии с п. 9.2 Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 07.02. 2008 № 21 «Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики», к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения и т.д.; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Согласно п. 9.4 названных республиканских нормативов объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться, в том числе пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.
В соответствии с п. 3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
В силу п.п. 3.14, 3.30, 3.31, 3.32 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в целях обеспечения доступности инвалидов в здание необходимо устанавливать пандусы и поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3,18.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. при устройстве пандусов; следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.
В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами и информации.
Во исполнение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».
Из совокупности приведенных норм следует, что объекты социального и иного назначения должны иметь специальные устройства, приспособленные для свободного передвижения инвалидов (пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, достаточные для проезда кресел - каталок) и обеспечивающие доступ в здания и сооружения социальных и иных учреждений и организаций лиц с ограниченными возможностями.
В судебном заседании достоверно установлено, что условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в здание магазина «...», расположенное по адресу: ..., не созданы; отсутствует специальные устройства (пандусы, поручни), обеспечивающие беспрепятственный доступ в указанные здания и сооружения, лиц с ограниченными возможностями, что нашло свое подтверждение справкой от ДД.ММ.ГГ.
Гражданское процессуальное законодательство обязанность доказывания возлагает на стороны. Сторонам разъяснено содержание ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Дополнительных ходатайств об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств, стороны не заявляли. В связи с чем, при рассмотрении данного дела, суд исходит из имеющихся в материалах дела и представленных сторонами доказательств.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Патшиной А.А. об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в магазин «...» основаны на законе и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск прокурора Яльчикского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Патшиной А.А., удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Патшину А.А. обеспечить надлежащие условия доступа инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения, путем оборудования у входа (прохода) в здание магазина «...», расположенное по адресу: ..., пандуса и поручней с учетом технических требований в течение двух месяцев, с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Патшиной А.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Яльчикский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия.
Судья С.А. Кузнецова