№ 12-963/22
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
21 сентября 2022 года г.Хабаровск
Судья Центрального районного суда г.Хабаровска Сидоров Я.Ю., рассмотрев в открытом в судебном заседании жалобу генерального директора «ООО Первая добывающая компания» (ИНН: №, ОГРН: №) Путинцева Д.А. на постановление начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края Ромашовой В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Комитета лесного хозяйства <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Первая добывающая компания» подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Данным постановлением ООО «Первая добывающая компания» признано виновным в нарушении ДД.ММ.ГГГГ на лесном участке, расположенном в пределах муниципального района имени Лазо, Хорского лесничества, квартал №, выделы 1, 4 Киинского участкового лесничества (часть 1) требований пп. «з» п.12 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, п.22 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047, п.29 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, выразившихся в том, что ООО «Первая добывающая компания» осуществило рубку, трелевку и складирование древесины на арендованном участке в полном объеме, оставив на участке порубочные остатки срубленной древесины в виде хлыстов, сортиментов древесины разной длины, которые брошены в местах складирования, и спиленные стволы деревьев.
Полагая вынесенное постановление необоснованным и незаконным, генеральный директор ООО «Первая добывающая компания» Путинцев Д.А. обратился в суд с жалобой. В обоснование указал, что должностным лицом не были учтены смягчающие обстоятельства, а именно то, что правонарушение совершено впервые и вред окружающей среде в его результате не причинен. Имеющаяся на участке древесина является собственностью ООО «Вымпел-Проф». Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 23.07.2019 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса РФ» перемещение допускается по согласованию с продавцом. ООО «Вымпел-Проф» не давало согласие на перемещение древесины. Кроме того, была нарушена процедура осмотра лесного участка, так как арендатор не был уведомлен о его осмотре органами лесного надзора за 24 часа, согласно п.16 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и за 3 дня, согласно пункту 3.2.3 договора аренды лесного участка от 28.06.2019 № 206-224/219. Помимо этого, осмотр участка проведен спустя 1 год и 5 месяцев со дня окончания договора аренды.
В судебное заседание законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не явились. О времени и месте рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении извещались посредством почтовой связи, а также электронной связи через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» по указанным в материалах дела адресам. Ходатайств о рассмотрении дела с обязательным участием законного представителя привлекаемого к ответственности лица, а также об отложении рассмотрения жалобы не поступало.
При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ч.2 ст.25.1, ч.3 ст.25.4 КоАП РФ, судья находит возможным, рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, так как условия о его надлежащем извещении выполнены.
Защитники Репина Я.Г. и Путинцев А.Д. в полном объеме поддержали изложенные в жалобе доводы.
От должностного лица, рассмотревшего дело по существу, в судебное заседание поступил письменный отзыв, согласно которому он полагает вынесенное постановление законным, обоснованным и мотивированным, а жалобу – удовлетворению не подлежащей.
Заслушав пояснения защитников, изучив изложенные в жалобе доводы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело; наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, что в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 277-ФЗ, действовавшей до 27.04.2022, влекло наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
Как установлено ст.15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, следовательно – установленные законом обязанности.
Вступая в общественные отношения в сфере лесопользования и лесоохраны, в том числе обеспечения пожарной безопасности в лесах, лица должны знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований закона.
В соответствии с ч.1 ст.72 Лесного кодекса РФ, по договору аренды лесного участка, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных ст.25 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ч.1 ст.25 Лесного кодекса РФ, одним из видов использования лесов является осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.
На основании п.3 ст.16 Лесного кодекса РФ, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Подпунктом «з» пункта 12 «Правил заготовки древесины», утвержденных приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993, установлено, что при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
В соответствии с п.22 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047, при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней лицам, осуществляющим рубку лесных насаждений, необходимо принять меры по защите ее от заселения стволовыми вредителями. Сроки запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной (незащищенной) заготовленной древесины по лесным районам приведены в приложении № 3.
В зависимости от погодных условий сроки хранения в лесу неокоренной заготовленной древесины могут изменяться уполномоченными органами, но не более чем на 15 дней от установленного настоящими Правилами срока. Согласно приложению № 3, срок запрета хранения (оставления) в лесу неокоренной незащищенной заготовленной древесины с 15 мая по 15 августа.
Согласно п.29 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614, срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1.4 метра.
Распоряжением председателя Правительства Хабаровского края от 16.04.2021 № 292 рп «Об установлении особого противопожарного режима» на территории района имени Лазо Хабаровского края установлен особый противопожарный режим.
Постановлением главы муниципального района имени Лазо Хабаровского края от 12.04.2021 № 321-па «Об установлении на территории муниципального района имени Лазо особого противопожарного режима» с ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального района имени Лазо установлен особый противопожарный режим.
Из материалов дела следует, что между Министерством природных ресурсов Хабаровского края и ООО «Первая добывающая компания» заключен договор лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту – Договор аренды).
Пунктом 1.3 Договора аренды, арендатору передается лесной участок с целью использования лесов для разведки и добычи строительного камня (песчаника) на месторождении «Сопка Дубовая» в муниципальном районе имени Лазо, в соответствии с лицензией на пользование недрами № № №.
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Договора аренды, арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством РФ и проектом освоения лесов.
В силу п.ДД.ММ.ГГГГ Договора аренды, в день окончания срока действия настоящего Договора передать Арендодателю лесной участок по акту приема-передачи лесного участка форма которого предусмотрена приложением 5 к настоящему Договору, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия настоящего Договора аренды.
Сотрудниками КГКУ «Оборское лесничество» на территории Хабаровского края, муниципального района имени Лазо, Хорского лесничества в Киинском участковом лесничестве произведен осмотр с целью проверки соблюдения требований лесного законодательства при приеме-передаче лесного участка в связи с окончанием срока действия договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе осмотра выявлены нарушения п.ДД.ММ.ГГГГ Договора аренды, выразившиеся в том, что ООО «Первая добывающая компания» согласно лесной декларации № от ДД.ММ.ГГГГ осуществило рубку, трелевку и складирование древесины на арендованном участке. На использованной площади после проведения рубок лесных насаждений оставлены порубочные остатки срубленной древесины в виде хлыстов, сортиментов древесины разной длины, которые брошены в местах складирования. Оставленная на участке древесина не вывезена. Также обнаружены спиленные стволы деревьев, брошенные у пней.
По результатам осмотра помощником лесничего Бичевского участкового лесничества ФИО4 совместно с лесниками Бичевского участкового лесничества ФИО5 и ФИО6 составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков административного правонарушения, инженером охраны и защиты леса филиала «Хорское лесничество» ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Первая добывающая компания» составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ.
Установив перечисленные обстоятельства, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, начальник отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края Ромашова В.Б. обоснованно привлекла ООО «Первая добывающая компания» к административной ответственности, подвергнув административному штрафу в нижнем пределе санкции, установленной ч.3 ст.8.32 КоАП РФ (редакция Федерального закона от 21.07.2014 N 277-ФЗ).
Устанавливая вину ООО «Первая добывающая компания», должностное лицо Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края исходило из следующих исследованных в ходе судебного заседания документов: договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, акта осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ и протокола от ДД.ММ.ГГГГ № об административном правонарушении.
Вышеуказанные доказательства, свидетельствующие о факте совершения административного правонарушения, правильно приняты и положены в основу обжалуемого постановления, поскольку получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности ООО «Первая добывающая компания» в совершении данного административного правонарушения.
По смыслу положений ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы заявителя о том, что осмотр проведен спустя 1 год и 5 месяцев со дня окончания договора аренды, были проверены в судебном заседании, однако отвергается как несостоятельный по следующим основаниям.
Согласно п.3.1.1 Договора аренды, Арендодатель имеет право осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения Арендатором выполнения условий настоящего Договора в части использования лесного участка по назначению в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 3.2.3 Договора аренды предусмотрена необходимость уведомления Арендатора о времени и месте проведения проверки за 3 дня до проведения проверки.
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Договора аренды, Арендатор обязан в день окончания срока действия Договора передать Арендодателю лесной участок по акту приема-передачи лесного участка форма которого предусмотрена приложением 5 к настоящему договору в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия настоящему договора.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Первая добывающая компания» обратилось в КГКУ «Оборское лесничество «Хорское лесничество» с вопросом приемки лесного участка по Договору аренды, путем направления акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Первая добывающая компания» было сообщено о том, что на лесном участке оставлены порубочные остатки и не вывезенная древесина. Такое состояние лесного участка не может быть признанным в соответствии с понятием «пригодным для ведения лесного хозяйства». В связи с чем, ООО «Первая добывающая компания» было отказано в подписании акта приема-передачи земельного участка по Договору аренды.
Таким образом, довод о том, что осмотр был произведен спустя 1 год и 5 месяцев со дня окончания договора полностью зависел от воли Арендатора – ООО «Первая добывающая компания», который в нарушение п.3.14.16 Договора аренды не передал лесной участок в установленный данным договором срок.
Оценивая довод о том, что должностным лицом не установлены смягчающие обстоятельства, судья приходит к следующему.
В части 1 ст.4.2 КоАП РФ перечислены обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В силу ч.2 ст.4.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, признание того факта, что ООО «Первая добывающая компания» совершило правонарушение впервые, а также отсутствие причинения фактического ущерба окружающей среде является правом должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, а не его обязанностью.
Разрешая вопрос о замене назначенного наказания на предупреждение, судья исходит из следующего.
Согласно ст.4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах в период действия особого противопожарного режима. Рассматриваемое правонарушение посягает также на установленный порядок управления, связанный с выполнением служебных обязанностей должностными лицами организаций, ответственными за соблюдение правил, нормативов, стандартов и требований в области пожарной безопасности в лесах России, в целях защиты окружающей среды: объектов животного и растительного мира.
Обеспечение пожарной безопасности в лесах (особенно в условиях особого противопожарного режима) является одной из важнейших функций государства. Органы исполнительной власти и местного самоуправления, должностные лица организаций, а также граждане обязаны постоянно создавать состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Учитывая характер выявленного нарушения и то, что указанное административное правонарушение посягает на установленный действующим законодательством порядок общественных отношений в сфере обеспечения пожарной безопасности в лесах, представляет угрозу объектам животного и растительного мира, окружающей среде, основания для применения положений ст. ст. 3.4, 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение, отсутствуют.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Таким образом, совершенное ООО «Первая добывающая компания» правонарушение создает угрозу общественным отношениям в сфере охраны окружающей среды.
Обстоятельств, исключающих административную ответственность ООО «Первая добывающая компания», равно как оснований для исключения представленных судье доказательств, как добытых с нарушением закона не имеется.
При таких обстоятельствах, постановление начальника отдела федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края Ромашовой В.Б. от ДД.ММ.ГГГГ №, которым ООО «Первая добывающая компания» подвергнуто наказанию в виде штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, является законным и обоснованным.
С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения, оснований для признания его малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.8.32 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░