Дело № 33а-3905/2021 Докладчик Астровко Е.П.
Дело № 2а-237/2021 (суд I инст.) Судья Забавнова О.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Астровко Е.П.
судей Емельяновой О.И. и Самылова Ю.В.,
при секретаре Уваровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 28 октября 2021 года дело по апелляционной жалобе Задворочновой Е. А. на решение Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 7 июля 2021 года, которым с Задворочновой Е.А. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Владимирской области взысканы: налог на доходы физических лиц за 2018, 2019 годы в размере 128 530 руб.; налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 647 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в размере 1 руб. 37 коп.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 год в размере 251 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в размере 53 коп.; государственная пошлина в сумме 3 788 руб. 60 коп.
Заслушав доклад судьи Астровко Е.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
МИФНС России № 3 по Владимирской области обратилась в суд с административным иском к Задворочновой Е.А. о взыскании задолженности по налогам, пени.
В обоснование требований указано, что 25.03.2021 мировым судьей вынесено определение об отмене ранее вынесенного 04.03.2021 по делу № 2а-301/2020 судебного приказа о взыскании с Задворочновой Е.А. недоимки и пени в общей сумме 129 429 руб. 90 коп., просит взыскать с ответчика: налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ за 2018, 2019 годы в размере 128 530 руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2019 год в размере 647 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в размере 1 руб. 37 коп.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2019 год в размере 251 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в размере 53 коп. Общая сумма требований 129 429 рублей 90 копеек.
В судебное заседание административный истец не направил представителя, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.
Административный ответчик, надлежащим образом извещен о дате и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, мнения не представила. Явка обязательной не признавалась.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Задворочнова Е.А. не ссылаясь на незаконность решения суда, указывает, что решением суда излишне взыскана сумма задолженности, поскольку до вынесения судебного акта ею 27.04.2021 произведена частичная оплата налогов.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны по делу не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст. 308 КАС РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ, ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 указанной статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 403 ЕПС РФ).
Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (п. 3 ст. 403 НК РФ).
В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.
Налоговые ставки для каждого вида объекта недвижимости установлены п. 1 ст. 406 НК РФ.
Налоговые ставки, указанные в п. п. 1 п. 1 ст. 406 НК РФ, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п.3 ст. 406 НК РФ).
Решением Совета народных депутатов муниципального образования Небыловское Юрьев-Польского района Владимирской области от 20.11.2014 № 67 «Об установлении на территории муниципального образования Небыловское налога на имущество физических лиц», Решением Совета народных депутатов муниципального образования Симское Юрьев-Польского района Владимирской области от 30.10.2014 № 30 «Об установлении налога на имущество физических лиц» установлены следующие ставки по налогу на имущество физических лиц в отношении:
- жилых домов, частей жилых, домов, квартир, частей квартир, комнат в размере 0,3 процента; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей в размере 0,3 процента; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства в размере 0,3 процента; прочих объектов налогообложения в размере 0,5 процента.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы на основании сведений (в том числе о кадастровой стоимости), представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.
В соответствии с п. 8.1. ст. 408 НК РФ в случае, если сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, превышает сумму налога, исчисленную исходя из кадастровой стоимости в отношении этого объекта налогообложения за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей исходя из кадастровой стоимости этого объекта налогообложения за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 4-6 ст. 408 НК РФ, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:
от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Налоговая база определяется как денежное выражение соответствующих доходов, подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 210 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в п. 2.1. ст. 210 НК РФ, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей.
Налоговая ставка, установленная настоящим пунктом, подлежит применению в отношении совокупности всех доходов физического лица - налогового резидента Российской Федерации, подлежащих налогообложению, за исключением доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.1, 2, 5 и 6 настоящей статьи.
Сумма налога при применении налоговой ставки, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанной суммы налоговых баз (п. п. 1 п. 1 ст. 225 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации (налоговые агенты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 225 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом (п. 4 ст. 226 НК РФ).
В силу п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.Форма сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога, а также порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
По общему правилу, предусмотренному п.4 ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней - одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.
Судом установлено, что в Межрайонную ИФНС России № 3 по Владимирской области от АО «****» поступили справки формы 2-НДФЛ о доходах и суммах налога физического лица Задворочновой Е.А. за 2018, 2019 годы, согласно которым налоговым агентом с Задворочновой Е.А. не удержан налог на доходы физических лиц в 2018 год в сумме 75 012 руб., в 2019 год в сумме 53 518 руб. Сумма дохода Задворочновой Е.А., полученного от налогового агента АО «****» за 2018 год составила 577 016 руб., за 2019 год – 411 680,00 руб.
Налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате в бюджет составляет за 2018 год 75 012 руб.; за 2019 год – 53 518 руб.
В 2019 году Задворочнова Е.А. также являлась собственником недвижимого имущества, а именно: **** доли квартиры с кадастровым номером **** по адресу: ****; - гаража с кадастровым номером ****, расположенного по адресу: ****; - иных строений, помещений с кадастровыми номерами ****, **** расположенных в ****.
Налоговым органом исчислена сумма налога на имущество физических лиц за 2019 год по двум объектам по адресу в **** – 647 руб.; по объектам по адресу в **** - 251 руб.
16.08.2020 посредством размещения в личном кабинете налогоплательщика, налоговым органом в адрес Задворочновой Е.А. направлено налоговое уведомление № 39431877 от 03.08.2020 об уплате налогов, в том числе налога на доходы физических лиц за 2018,2019 годы в размере 128 530 руб., налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 647 руб. и 251 руб.
В связи с неуплатой задолженности по налогам в установленный срок, в соответствии с ст. 75 Налогового кодекса РФ, налоговым органом за просрочку исполнения обязанности по уплате налога или сбора начислены пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в сумме 1 руб. 37 коп. и 0 руб. 53 коп., 20.12.2020 через личный кабинет налогоплательщика выставлено требование № 41413 от 17.12.2020 об уплате задолженности: по налогу на доходы физических лиц за 2018, 2019 годы в размере 128 530 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 647 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в размере 1 руб. 37 коп.; по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 251 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в размере 0 руб. 53 коп.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проверив правильность расчета задолженности по налогам, а также соблюдение налоговым органом порядка обращения в суд, процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность, предшествующую обращению в суд и установив, что административным ответчиком обязательства по уплате налогов не исполнены, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ, и соответствующими фактическим обстоятельствам дела; они сделаны при правильном применении правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, и оснований не согласиться с ними не имеется.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Судом принято во внимание, что налоговым органом соблюдены установленные законом требования к процедуре взимания налога и налоговой санкции, в том числе к уведомлению налогоплательщика о размере начисленного налога, направлении требования о погашении задолженности, а также соблюдены установленные нормами п.п. 2 и 3 ст. 48 НК РФ сроки обращения в суд.
В рамках установленного п.2 ст. 48 НК РФ срока налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Задворочновой Е.А. задолженности по налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество физических лиц.
04.03.2021 мировым судьей судебного участка №2 г.Юрьев-Польский и Юрьев-Польского района вынесен судебный приказ о взыскании с Задворочновой Е.А. в доход бюджета задолженности по налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество физических лиц, который по заявлению должника отменен 25.03.2021 определением того же мирового судьи.
С учетом изложенного, установленный п.3 ст. 48 НК РФ срок обращения в суд не истек.
Вместе с тем, в апелляционной жалобе Задворочнова Е.А. указывает, что задолженность по налогам частично уплачена в период рассмотрения административного дела, в подтверждение своих доводов представила копию квитанции об уплате задолженности.
Межрайонной ИФНС России № 3 по Владимирской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором налоговый орган заявляет ходатайство о об отказе от административного иска в части взыскания задолженности по налогам в сумме 128 530 руб., из которых 127 632 руб. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018,2019г.; 647 руб. задолженность по налогу на имущество физических лиц; 251 руб. задолженность по налогу на имущество физических лиц. В указанной части просит прекратить производство по делу.
Обсудив заявленное ходатайство судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 и ч. 5 ст. 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В силу ч. 1 ст. 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалоб, должен быть выражен в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (ч. 2).
Частичный отказ Межрайонной ИФНС России № 3 по Владимирской области от административного иска содержится в письменном заявлении, в котором также указано об информированности о последствиях отказа от административного иска, в связи с чем судебная коллегия принимает отказ от административного иска в части, поскольку такой отказ закону не противоречит, прав других лиц не нарушает, публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.
На основании ч. 2 ст. 304 КАС РФ в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа административного истца от исковых требований решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части, а производство по административному делу – прекращению в части.
Судебная коллегия, полагает возможным принять отказ Межрайонной ИФНС России № 3 по Владимирской области от административного иска в части требований о взыскании с Задворочновой Е.В. задолженности в сумме 128 530 руб., из которых 127 632 руб. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018,2019г.; 647 руб. задолженность по налогу на имущество физических лиц; 251 руб. задолженность по налогу на имущество физических лиц и прекратить в указанной части производство по делу.
Вместе с тем, учитывая, что задолженность по налогам Задворочновой Е.А. уплачена частично, с нее подлежит взысканию задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 898 руб. (128 530 -127 632), пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в размере 1 руб. 37 коп., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в размере 0 руб. 53 коп.
Принимая во внимание, что Межрайонная ИФНС России № 3 по Владимирской области как государственный орган, выступающий по делу, рассматриваемому в суде общей юрисдикции, в качестве административного истца, освобождена от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, на основании положений ст. 114 КАС РФ, абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Принять отказ Межрайонной ИФНС России № 3 по Владимирской области от административного иска к Задворочновой Е. А. о взыскании задолженности по налогам в размере 128 530 руб., в том числе задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018,2019г. в размере 127 632 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 647 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 251 руб.
Решение Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 7 июля 2021 года в указанной части отменить в связи с отказом административного истца от иска, а в части государственной пошлины изменить.
Производство по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Владимирской области от административного иска к Задворочновой Е. А. о взыскании задолженности по налогам в размере 128 530 руб., в том числе задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018,2019г. в размере 127 632 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 647 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 251 руб. – прекратить в связи с отказом от административного иска.
В связи с изменением и частичной отменой решения суда, изложить его резолютивную часть в следующей редакции: взыскать с Задворочновой Е. А. в пользу Межрайонной ИФНС России № 3 по Владимирской области задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 898 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в размере 1 руб. 37 коп. пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2020 по 16.12.2020 в размере 0 руб. 53 коп., госпошлину в размере 400 руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Юрьев-Польский районный суд Владимирской области.
Председательствующий Е.П. Астровко
Судьи О.И. Емельянова
Ю.В.Самылов