дело №2а-1896/2021
25RS0007-01-2021-003451-82
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
05 августа 2021 года г.Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Харченко А.Н.,
при секретаре Иващук А.Е.,
с участием административного ответчика Карпенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Приморскому краю к Карпенко С.В. о взыскании недоимки по налогам и пени, страховых взносов,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС №10 по Приморскому краю обратилась в Артемовский городской суд Приморского края с административным исковым заявлением к Карпенко С.В. о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 899 руб., пени за неоплату земельного налога в размере 59,27 руб., пени за неоплату транспортного налога в сумме 24,52 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 4 017,26 руб.
В обоснование требований указано о принадлежности административному ответчику на праве собственности транспортного средства Хонда Цивик, гос.знак <номер>, земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, являющихся объектами налогообложения, а также об осуществлении в период с <дата> по <дата> деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Административному ответчику в 2017 году начислен земельный налог за 2016 год, в 2019 году транспортный налог за 2018 год, в 2018 году фиксированные платежи на обязательное пенсионное страхование за 2017 год.
Поскольку в установленный срок задолженность не погашена, в соответствии со ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ Карпенко С.В. <дата> выставлено требование <номер> со сроком уплаты до <дата> на сумму 23 859,33 руб. из которой: 23 400 руб. - фиксированные платежи на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, 401,41 руб. – пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год, 57,92 руб. – пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год; <дата> выставлено требование <номер> со сроком уплаты до <дата> на сумму 1 579,68 руб., из которой: 08,02 руб. – пеня по транспортному налогу за 2018 год, 3,62 руб. - пеня по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, 16,04 руб. – пеня по земельному налогу за 2016 год, 450 руб. – транспортный налог за 2017 год, 203 руб. - налог на имущество физических лиц за 2017 год, 899 руб. – земельный налог за 2017 год; <дата> выставлено требование <номер> со сроком уплаты до <дата> на сумму 355,40 руб., из которой: 32,18 руб. - пеня по транспортному налогу за 2018 год, 51,36 руб. - пеня по транспортному налогу за 2018 год, 69,65 руб. - пеня по земельному налогу за 2016 год, 202,21 руб. – пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год, которые в установленный срок административным ответчиком не выполнены, задолженность по недоимке и пене не оплачена.
Представитель административного истца МИФНС №10 по Приморскому краю в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Карпенко С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснила о наличии переплаты и ее зачете, заявила о пропуске срока для судебного взыскания задолженности.
Выслушав административного ответчика, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными названным Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные данным Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено указанным Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Согласно ч.1 ст.45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
На основании ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Объектами налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ч.1 ст.389 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 Налогового кодекса РФ (ч.1 ст.390 НК РФ).
В силу ч.4 ст.391 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании представленных сведений органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Указанная налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к категории инвалидов I и II групп инвалидности (п.2 ч.5 ст.391 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности) (п.1 ч.1 ст.394 НК РФ).
В силу положений ст.356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 Налогового кодекса РФ. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статьей 357 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии с ч.1 ст.358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом по транспортному налогу в силу ст.360 Налогового кодекса РФ признается календарный год.
Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (ст.363 НК РФ).
Статьей 361 Налогового кодекса РФ определены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Законом Приморского края от 28.11.2002 года №24-КЗ «О транспортном налоге» на территории Приморского края введен транспортный налог, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога определены аналогичным с Налоговым кодексом РФ способами.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой (п.2 ч.1 ст.6); при исчислении страхового взноса в фиксированном размере, уплачиваемого страхователями, указанными в п.2 ч.1 ст.6 данного Федерального закона, применяются тарифы страховых взносов в размере 22 процента, которые определяются пропорционально тарифам страховых взносов, установленным ч.2.1 ст.22 данного Федерального закона (ч.2.2 ст.22); страхователи, указанные в п.2 ч.1 ст.6 данного Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (ч.1 ст.28).
Федеральным законом от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определено, что страхователями для работающих граждан, указанных в частях 1- 4 ст.10 названного Федерального закона, являются: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные, физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (ч.1 ст.11).
Согласно п.2 ч.1 ст.419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой.
Частью 5 ст.430 Налогового кодекса РФ определено, что в случае, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
В силу ч.5 ст.432 Налогового кодекса РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз.3 ч.1 ст.45 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (ч.4 ст.69 НК РФ).
В соответствии с ч.3 и ч.5 статьи 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начисляется пеня, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение налогоплательщиком требования об уплате налога, согласно ч.1 ст.48 Налогового кодекса РФ является основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Как следует из материалов дела, административный ответчик Карпенко С.В. в 2016 году являлась собственником земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в 2018 году собственником транспортного средства Хонда Цивик, гос.знак <номер>, в период с <дата> по <дата> осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем ей за 2016 год начислен земельный налог за 2016 год в размере 899 руб., за 2018 года начислен транспортный налог в размере 450 руб., за 2017 год начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 23 400 руб.
Обязанность по своевременной и полной уплате земельного и транспортного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Карпенко С.В. не исполнена в установленные законом сроки, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ, в адрес Карпенко С.В. заказными письмами направлены требование <номер> со сроком уплаты до <дата> на сумму 23 859,33 руб. из которой: 23 400 руб. - фиксированные платежи на обязательное пенсионное страхование за 2017 год, 401,41 руб. – пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год, 57,92 руб. – пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017 год; <дата> выставлено требование <номер> со сроком уплаты до <дата> на сумму 1 579,68 руб., из которой: 08,02 руб. – пеня по транспортному налогу за 2018 год, 3,62 руб. - пеня по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, 16,04 руб. – пеня по земельному налогу за 2016 год, 450 руб. – транспортный налог за 2017 год, 203 руб. - налог на имущество физических лиц за 2017 год, 899 руб. – земельный налог за 2017 год; <дата> выставлено требование <номер> со сроком уплаты до <дата> на сумму 355,40 руб., из которой: 32,18 руб. - пеня по транспортному налогу за 2018 год, 51,36 руб. - пеня по транспортному налогу за 2018 год, 69,65 руб. - пеня по земельному налогу за 2016 год, 202,21 руб. – пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год.
Сведений об исполнении ответчиком в полном объеме требований налогового уведомления и требования в материалы дела не представлено.
Оценив указанные обстоятельства с учетом положений ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу, что требования Межрайонной ИФНС №10 по Приморскому краю о взыскании с Карпенко С.В. недоимки по земельному и транспортному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пени по земельному и транспортному налогу не подлежат удовлетворению ввиду несоблюдения МИФНС №10 по Приморскому краю установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по налогу, пени.
Так, согласно ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержит ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, в силу которой заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данной частью.
При этом положениями ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абз.3 ч.2 данной статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Как следует из материалов дела, недоимка по заявленным требованиям превысила 3 000 руб. по требованию <номер> со сроком уплаты до <дата>, то есть шести месячный срок обращения в суд за принудительным взысканием обязательных платежей и санкций истекал <дата>; по требованию <номер> со сроком уплаты до <дата> (с учетом суммы по требованию <номер> со сроком уплаты до <дата>), то есть шести месячный срок обращения в суд за принудительным взысканием обязательных платежей и санкций истекал <дата>.
К мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился в августе 2020 года да, то есть по истечении установленного законом срока.
В соответствии с абз.4 ч.3 ст.48 Налогового кодекса РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Однако, такое ходатайство административным истцом не заявлено.
В силу ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Таким образом, несоблюдение МИФНС №10 по Приморскому краю установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени, страховым взносам по требованию <номер> со сроком уплаты до <дата> и по требованию <номер> со сроком уплаты до <дата>, является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления в указанной части.
Разрешая административные исковые требования МИФНС №10 по Приморскому краю о взыскании пени по требованию <номер> со сроком уплаты до <дата>, суд приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 года №422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав п.5 ч.1 ст.23 Гражданского процессуального кодекса РФ, положениями ч.ч.1, 2 и абз.1 ч.3 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации», к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч.5 ст.75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного и земельного налога, налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (ст.ст.45, 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (ч.2 ст.48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.
Поскольку несоблюдение МИФНС №10 по Приморскому краю установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и пени, страховым взносам по требованию <номер> со сроком уплаты до <дата> и по требованию <номер> со сроком уплаты до <дата>, является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления в указанной части, суд полагает, что задолженность по пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 16,50 руб. и по пене по земельному налогу за 2016 год в размере 43,23 руб. по требованию <номер> со сроком уплаты до <дата> взысканию также не подлежит.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе МИФНС №10 по Приморскому краю в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 178-180, 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Приморскому краю к Карпенко С.В. о взыскании недоимки по налогам и пени, страховых взносов, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Артемовский городской суд.
Мотивированно решение составлено 05.08.2021 года.
Судья А.Н. Харченко