Решение по делу № 2-936/2022 от 05.05.2022

Дело № 2-936/2022 копия

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Краснокамск 16 августа 2022 года

Краснокамский городской суд Пермского края,

в составе председательствующего судьи Плешивцева С.И.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя ответчика ФИО3,

представителей 3-х лиц ФИО4, ФИО5, ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по иску ФИО1, к Федеральному агентству по недропользованию, Администрации Краснокамского городского округа, о возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному агентству по недропользованию, о возложении обязанности осуществить мониторинг текущего технического состояния скважины Краснокамского нефтяного месторождения и провести на ней неотложные аварийные, ремонтно-восстановительные, консервационные и (или) ликвидационные работы в течении года с момента вступления решения суда в законную силу и к администрации Краснокамского городского округа, о возложении обязанности провести мероприятия по рекультивации земельного участка, на котором расположена скважина Краснокамского нефтяного месторождения, в течении года с момента выполнения Федеральным агентством по недропользованию работ по мониторингу текущего технического состояния скважины Краснокамского нефтяного месторождения и проведению на ней неотложных аварийных, ремонтно-восстановительных, консервационных и (или) ликвидационных работ.

Свои требования истец мотивировал тем, что она проживает в доме по адресу: <адрес>, недалеко от которого находится скважина Краснокамского нефтяного месторождения, на которой имеются следы выхода на поверхность нефтесодержащей жидкости, которой загрязнен участок местности. Считает, что указанная скважина наносит вред окружающей среде и представляет угрозу жизни и здоровью истца.

Судом к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований ДД.ММ.ГГГГ были привлечены Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом, представила в суд заявление, в котором указала, что на иске настаивает, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика - администрации Краснокамского городского округа ФИО3, просила в удовлетворении иска отказать, указав, что нарушения прав истца не выявлено, и на администрации не лежит обязанности по рекультивации земельного участка, поскольку администрация не является причинителем вреда.

Представители 3-х лиц ФИО4 (Пермская межрайонная природоохранная прокуратура), ФИО5, ФИО6 (Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали.

Ответчик - Федеральное агентство по недропользованию и 3-и лица: Департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу, Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, уважительных причин неявки суду не представили, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, пришёл к следующему выводу.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на территории г.Краснокамска между домами по <адрес> и д по <адрес> находится скважина Краснокамского нефтяного месторождения. Начало эксплуатации скважины ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ликвидирована в ДД.ММ.ГГГГ г.().

Место, где расположена скважина Краснокамского нефтяного месторождения загрязнено нефтепродуктами, что подтверждается материалом проверки по факту загрязнения нефтесодержащей жидкостью земель в г.Краснокамске (надзорное производство Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры ). Превышение относительно фоновых концентраций в <данные изъяты> раза Данный факт подтверждается экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ.(л

<данные изъяты>

Из представленных суду сведений следует, что Краснокамское нефтяное месторождение в настоящее время не разрабатывается, в пользование не предоставлялось, является нераспределенным фондом недр.

Доказательств иного суду, не представлено.

Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона об охране окружающей среды, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно абз.8 ч.2 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», граждане наделены правом предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде

Таким образом, законом закреплено право гражданина на судебный иск в качестве юридического средства защиты, которое позволяет отстаивать не только личные интересы истца, но, и интересы всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка, в силу чего суд считает, что истец по настоящему делу ФИО1 имеет право на подачу настоящего иска, а доводы ответчика (администрации Краснокамского городского округа) о прекращении производства по делу в связи с тем, что не представлено доказательств нарушения прав истца, суд находит несостоятельными, а ходатайство о прекращении производства по делу неподлежащим удовлетворению.

Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы, включающие в себя в том числе землю, недра и почвы.

При этом законом предусмотрено установление нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

На основании ч.1 ст.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Согласно п.3 ст.6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», добыча полезных ископаемых относится к одному из видов пользования недрами.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии со ст.36 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органом федерального государственного горного надзора.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 г. № 171 «Вопросы Федерального агентства по недропользованию», Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере недропользования.

Согласно п.4, указанного постановления, основными функциями Федерального агентства по недропользованию являются:

а) организация работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы и ее рациональному использованию;

г) управление в пределах своей компетенции федеральным имуществом в сфере недропользования, в том числе управление государственным фондом недр.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326, утверждена государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды».

Раздел 3 указанного постановления, «Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности» Для достижения цели по исключению негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации 500 скважин нераспределенного фонда недр, подъема и утилизации затонувших судов, инвентаризации объектов накопленного вреда окружающей среде с последующей ликвидацией приоритетных объектов до 2030 года предусматривается такая задача как ликвидация аварийных скважин.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 293, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии с п.4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию Роснедра осуществляют свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации.

Согласно п.5.16. Положения о Федеральном агентстве по недропользованию Роснедра, осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

На основании изложенного суду приходит к выводу о том, что на Федеральном агентстве по недропользованию лежит обязанность осуществить мониторинг текущего технического состояния скважины Краснокамского нефтяного месторождения и провести на ней неотложные аварийные, ремонтно-восстановительные, консервационные и (или) ликвидационные работы.

Из письма <данные изъяты> следует, что скважина Краснокамского нефтяного месторождения не включена в государственный контракт на выполнение работ по объекту: Ликвидация скважин, расположенных на нераспределенном фонде недр Российской Федерации и предоставляющих экологическую опасность в связи с чем ответчике (Агентстве) лежит обязанность осуществить мониторинг технического состоянии скважины и провести на данной скважине неотложные аварийные, ремонтно-восстановительные, консервационные и (или) ликвидационные работы в течении года с момента вступления решения суда в законную силу.

Как установлено судом, в месте, где расположена скважина Краснокамского нефтяного месторождения, почва загрязнена нефтепродуктами. Площадь загрязнения составила

В соответствии с п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

На основании пункта 5 настоящей статьи лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Соответственно виды хозяйственной деятельности, оказывающие прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Пунктом 6 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.

В соответствии с абз.9 п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», рекультивация земель - это мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

При этом в силу подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 г. № 800, в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством).

Согласно пункту 8 этого постановления рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Судом установлено, что земельный участок, на котором расположена скважина Краснокамского нефтяного месторождения, на кадастровом учете не стоит, расположен на территории г.Краснокамска Пермского края.

Судом не установлено, что загрязнение земельного участка произошло по вине третьих лиц.

Судом установлено, что на земельном участке, где расположена указанная скважина имеется загрязнение нефтепродуктами.

Площадь загрязнения нефтепродуктами составляет

Указанные обстоятельства указывают на причинение вреда земельному участку, в связи с чем указанный земельный участок нуждается в рекультивации, которая возможна в будущем, после выполнения всех необходимых работ в отношении скважина Краснокамского нефтяного месторождения.

Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с п.11 ч.2 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Обязанность по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа возложена на ответчика - администрацию Краснокамского городского округа в силу закона.

В соответствии с абз.2 п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Таким образом, обязанность по рекультивации земельного участка на котором расположена скважина Краснокамского нефтяного месторождения в силу закона должна проводить администрацию Краснокамского городского округа.

Суд принимает решение в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ по заявленным истцом требованиям.

Сроки для исполнения решения суда, указанные истцом, суд находит разумными.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Возложить на Федеральное агентство по недропользованию обязанность осуществить мониторинг текущего технического состояния скважины Краснокамского нефтяного месторождения и провести на ней неотложные аварийные, ремонтно-восстановительные, консервационные и (или) ликвидационные работы в течении года с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на администрацию Краснокамского городского округа обязанность провести мероприятия по рекультивации земельного участка, на котором расположена скважина Краснокамского нефтяного месторождения, в течении года с момента выполнения Федеральным агентством по недропользованию работ по мониторингу текущего технического состояния скважины Краснокамского нефтяного месторождения и проведению на ней неотложных аварийных, ремонтно-восстановительных, консервационных и (или) ликвидационных работ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий        подпись        Плешивцев С.И.

Копия верна:

Судья

2-936/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижниченко Анастасия Петровна
Ответчики
Администрация Краснокамского городского округа
Федеральное агентство по недропользованию
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Западно- Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в с фере природопользования
Пермская межрайонная природоохранная прокуратура
Департамент по недропользованию по северо-кавказскому федеральному округу
Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу
Суд
Краснокамский городской суд Пермского края
Судья
Плешивцев Сергей Иванович
Дело на сайте суда
krasnokam.perm.sudrf.ru
05.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2022Передача материалов судье
11.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.06.2022Предварительное судебное заседание
03.08.2022Предварительное судебное заседание
05.08.2022Судебное заседание
05.08.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
16.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее