Решение по делу № 2а-3790/2020 от 13.08.2020

Дело № 2а-3790/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Кармолина Е.А.

при секретаре Швецовой Д.Ю.

06 октября 2020 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению Нижегородцевой Т.С. к судебному приставу-исполнителю Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Павлоцкой Е.В., Волжскому городскому отделу судебных приставов №... УФССП России по <адрес>, УФССП России по <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Инициировав судебное разбирательство в порядке главы 22 КАС РФ, Нижегородцевой Т.С. в обоснование заявленных требований указала, что являлась взыскателем по исполнительному производству №...-ИП от "дата". "дата" судебным приставом-исполнителем Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Павлоцкой Е.В. принято постановление об окончании указанного исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю. Однако до настоящего времени копия постановления об окончании исполнительного производства и исполнительный документ в отношении должника Юрасовой Е.Н. в адрес взыскателя не поступили, в связи с чем Нижегородцевой Т.С. лишена возможности дальнейшего предъявления исполнительного документа к исполнению.

Просит суд, с учетом уточненных требований, восстановить срок на подачу административного искового заявления; признать незаконным и отменить постановление судебного пристава – исполнителя Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Павлоцкой Е.В. от "дата" об окончании исполнительного производства в отношении должника Юрасовой Е.Н.; признать бездействие судебного пристава-исполнителя Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Павлоцкой Е.В., выраженные в несоблюдении установленного ч. 6 ст. 47 ФЗ №... «Об исполнительном производстве» срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства №...-ИП, незаконным; обязать судебного пристава-исполнителя Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Павлоцкой Е.В. возобновить исполнительное производство на основании исполнительного листа серии ВС №... от "дата", выданного мировым судьей судебного участка № <адрес>.

Административный истец Нижегородцевой Т.С. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Нижегородцевой Т.С.Иваницкий П.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Павлоцкой Е.В., представитель административного ответчика Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес>, представитель административного ответчика УФССП России по <адрес>, заинтересованное лицо Юрасовой Е.Н. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного разбирательства не просили.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, исследовав материалы дела, считает поданное административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд

Право на обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов установлено положениями 218 КАС Российской Федерации, ст. 121 Федерального закона от "дата" «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 данного Кодекса.

Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из заявления административного истца следует, что о том, что исполнительное производство №...-ИП от "дата" окончено ей стало известно "дата", после получения из Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> ответа об отсутствии на исполнении вышеуказанного исполнительного производства.

Данные обстоятельства подтверждаются копией уведомления Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> от "дата".

Настоящее административное исковое заявление подано в суд "дата".

При таких обстоятельствах суд считает необходимым восстановить Нижегородцевой Т.С. срок на подачу настоящего административного искового заявления.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствие со ст. 2 Федерального закона от "дата" №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от "дата" №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в качестве одного из основных принципов исполнительного производства закреплен также в пункте 2 ст. 4 Федерального закона от "дата" №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 12 Федерального закона от "дата" №118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В силу пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от "дата" N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

То есть из смысла приведенных норм законодательства следует, что бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом от "дата" N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Буквальное толкование положений Федерального закона от "дата" N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" позволяет суду прийти к выводу, что совершение отдельных исполнительных действий в рамках конкретного исполнительного производства судебным приставом возможно с момента вынесения постановления о его возбуждении и до момента окончания либо прекращения исполнительного производства.

Статьей 64 Федерального закона от "дата" №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Также в данной статье указан перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов.

При этом выбор определенных исполнительных действий в рамках исполнительного производства в соответствии с данной нормой права находится в исключительной компетенции судебного пристава-исполнителя.

Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.

Перечень мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу, предусмотрен в статье 68 этого же Закона.

В судебном заседании установлено, что на основании исполнительного листа серии ВС №... от "дата", выданным мировым судьей судебного участка № <адрес>, судебным приставом-исполнителем Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Павлоцкой Е.В. было возбуждено исполнительное производство №...-ИП о взыскании с Юрасовой Е.Н. в пользу Нижегородцевой Т.С. задолженности в размере 13 068 рублей 22 копейки.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Волжского городского отдела судебных приставов №... УССП России по <адрес> Павлоцкой Е.В. от "дата" указанное исполнительное производство окончено на основании п.3 ч.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» с возвращением исполнительного документа взыскателю, которое было получено административным истцом "дата", что подтверждается отчетом об отслеживании отправления сформированным официальным сайтом Почты России.

Отказывая Нижегородцевой Т.С. в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.

В судебном заседании так же установлено, что постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> от "дата" отменено постановление судебного пристава-исполнителя Павлоцкой Е.В. от "дата" об окончании исполнительного производства №...-ИП, исполнительное производство в отношении должника Юрасовой Е.Н. возобновлено с присвоением ему номера №...-ИП.

"дата" судебным приставом – исполнителем Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Кагриманян В.В. вынесено постановлением о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

Из материалов исполнительного производства усматривается, что в ходе осуществления исполнительных действий судебным приставом-исполнителем сделаны запросы о розыске счетов, имущества и установления места работы должника, места получения пенсии, во все регистрирующие органы государственной власти.

В соответствии с ч. 6 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются: взыскателю и должнику; …

При этом, нарушение срока, предусмотренного ст. 47 ФЗ "Об исполнительном производстве" не может служить основанием для признания бездействия незаконным, поскольку приведенные в указанной статье сроки совершения исполнительных действий носят организационный характер и не являются пресекательными. В связи с чем, доводы Нижегородцевой Т.С. о бездействии судебного пристава-исполнителя в части несвоевременного направления в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства, вынесенного в рамках исполнительного производства, суд считает несостоятельными, поскольку административным истцом не указано какие его права и законные интересы были нарушены несвоевременным направлением ему процессуальных документов. При этом, судом учитывается, что материалы исполнительного производства содержат сведения о направлении в адрес взыскателя процессуальных документов, в связи с чем, состав бездействия в данном случае отсутствует.

Из положений статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Таким образом, формальное право административного истца на момент рассмотрения спора судом восстановлено быть не может (поскольку исполнительное производство в отношении должника Юрасовой Е.Н. возобновлено), а иного способа, а равно восстановления данного права решение суда породить не может, в связи с чем, заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить Нижегородцевой Т.С. срок для обращения в суд.

В удовлетворении административного искового Нижегородцевой Т.С. к судебному приставу-исполнителю Волжского городского отдела судебных приставов №... УФССП России по <адрес> Павлоцкой Е.В., Волжскому городскому отделу судебных приставов №... УФССП России по <адрес>, УФССП России по <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:    

                

Справка: в окончательной форме решение изготовлено 19 октября 2020 года.

Судья:                    

2а-3790/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Нижегородцева Татьяна Сергеевна
Ответчики
Волжский ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области
Судебный пристав-исполнитель Волжского ГОСП № 1 УФССП России по Волгоградской области Павлотская Е.В.
Другие
Юрасова Елена Николаевна
Лебедева Маргарита Андреевна
Иваницкий Павел Сергеевич
УФССП Росии по Волгоградской области
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Судья
Кармолин Евгений Александрович
Дело на сайте суда
vol.vol.sudrf.ru
13.08.2020Регистрация административного искового заявления
13.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2020Подготовка дела (собеседование)
04.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Судебное заседание
19.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее