Решение от 06.04.2022 по делу № 2а-1628/2022 (2а-7053/2021;) от 16.12.2021

Дело №2а–1628/2022

УИД 54RS0007-01-2021-007966-71

Решение

Именем Российской Федерации

06 апреля 2022 года                                                          г.Новосибирск

Октябрьский районный суд г.Новосибирска

в с о с т а в е:

Судьи                                        Сидорчук М.В.,

при секретаре                                Симоновой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кизенкова Игоря Владимировича к судебным приставам-исполнителям ОСП по Октябрьскому району г.Новосибирска УФССП России по НСО Трусовой А.С., Вандакуровой Е.М., Плотниковой Ю.В., старшему судебному приставу ОСП по Октябрьскому району г.Новосибирска УФССП России по НСО, УФССП России по НСО об оспаривании постановления,

установил:

    Кизенков И.В. обратился в суд с административным иском, просит восстановить срок обращения в суд, признать незаконными постановление судебного пристава-исполнителя от /дата/ о взыскании исполнительского сбора, в обоснование указав, что в отношении него в ОСП по Октябрьскому району г.Новосибирска возбуждено исполнительное производство -ИП. /дата/ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с него (административного истца) исполнительского сбора в размере 5 059,11 руб. Однако постановление о возбуждении исполнительного производства он не получал, срок для добровольного исполнения ему (административному истцу) не предоставлялся, что и явилось основанием для обращения с указанным административным иском в суд.

    Административный истец – Кизенков И.В. – в судебное заседание не явился, извещен, о причине неявки не сообщил.

    Административные ответчики – судебные приставы-исполнители Отделения Трусова А.С., Вандакурова Е.М., Плотникова Ю.В., старший судебный пристав ОСП по Октябрьскому району г.Новосибирска, представитель УФССП России по НСО – в судебное заседание не явились, извещены, о причине неявки не сообщили.

    Представители заинтересованных лиц по делу – ОСП по Октябрьскому району г.Новосибирска, АО «Новосибирский стрелочный завод» – в судебное заседание не явились, судом извещены, о причине неявки не сообщили.

    Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему:

Статья 441 ГПК РФ устанавливает, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как указано в пункте 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.3 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом в просительной части административного иска оспаривается постановление судебного пристава-исполнителя от 25.11.2021

Административный иск направлен административным истцом в суд почтовым отправлением /дата/.

В административном иске административный истец ссылается на то, что до момента обращения в суд пытался ознакомиться с исполнительным производством, чего не смог сделать из-за ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией.

С учетом изложенного, а также даты направления в суд административного иска, суд приходит к выводу о том, что основания для отказа в рассмотрении спора по существу по формальному основанию у суда отсутствуют.

Что касается существа административного иска, то суд исходит из следующего:

/дата/ судебным приставом–исполнителем Отделения судебных приставов по Октябрьскому району г.Новосибирска Медведевой Ю.Л. возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа, выданного Первомайским районным судом г.Новосибирска, о взыскании с Кизенкова И.В. в пользу АО «Новосибирский стрелочный завод» денежных средств, что подтверждается соответствующим Постановлением от /дата/ (л.д.37), копией исполнительного производства (л.д.25-40).

/дата/ указанное исполнительное производство окончено исполнением (л.д.40).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Октябрьскому району г.Новосибирска от /дата/ с Кизенкова И.В. взыскан исполнительский сбор в размере 5 059,11 руб.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от /дата/ N229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2 статьи 112 Федеральный закон "Об исполнительном производстве").

Вопросы, связанные с возбуждением исполнительного производства, регламентированы статьей 30 поименованного Закона, которой установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, и направляет копию этого постановления не позднее дня, следующего за днем его вынесения, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (части 11 и 17 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (часть 12 статьи 30 указанного закона).

Таким образом, законодательство связывает начало течения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Такое постановление судебного пристава-исполнителя, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, является, по сути, актом о применении меры взыскания штрафного характера, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий (Постановление от 30.07.2001 N13-П).

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 78 Пленума от 17.11.2015 N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", по смыслу части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N13-П, согласно которой исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

Из системного анализа приведенных законоположений и разъяснений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа.

Такое толкование закона приведено и в Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов /дата/ содержащих указание о том, что в силу требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).

Приведенное правовое регулирование означает, что оценка извещения должника о возбужденном в отношении него исполнительном производстве не должна носить формальный характер, поскольку от достоверности установления даты извещения может зависеть в том числе и размер взыскиваемого исполнительского сбора.

Исходя из положений части 12 статьи 30 и статьи 24 Федерального закона "Об исполнительном производстве", процессуальный срок для принудительного исполнения требований исполнительного документа исчисляется со дня фактического уведомления должника о возбуждении исполнительного производства.

Следовательно, до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель должен располагать достоверными сведениями об извещении должника о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и предоставлении ему срока для добровольного погашения задолженности.

    Доказательств направления должнику и получения им копии постановления о возбуждении исполнительного производства административными ответчиками не представлено.

Учитывая изложенное, поданный административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

    На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ /░░░░/ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ /░░░░/.

░░░░░: «░░░░░░░» ░.░. ░░░░░░░░

2а-1628/2022 (2а-7053/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кизенков Игорь Владимирович
Ответчики
УФССП по НСО
Старший СПИ ОСП по Октябрьскому району г. Новосибирска
ОСП по Октябрьскому району СПИ Плотникова Ю.В.
ОСП по Октябрьскому району СПИ Вандакурова Е.М.
ОСП по Октябрьскому району СПИ Трусова Алена Сергеевна
Другие
Отдел ОСП по Октябрьскому району г. Новосибирска
АО «Новосибирский стрелочный завод»
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирск
Судья
Сидорчук Маргарита Владимировна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.nsk.sudrf.ru
16.12.2021Регистрация административного искового заявления
16.12.2021Передача материалов судье
21.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.02.2022Предварительное судебное заседание
14.03.2022Судебное заседание
06.04.2022Судебное заседание
13.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее